Галина Нечаева
Конспект открытого городского занятия «Удивительные камни»
▼ Скачать
Цель: Формировать представления детей о камнях, их свойствами и особенностями. Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.
Задачи:
Обучающие:
• Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, прозрачность, твёрдость, плавучесть).
• Нацелить на поисковую и творческую деятельность.
• Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире.
Развивающие:
• Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования, визуальную и мышечную память.
Публикация «Конспект открытого городского занятия „Удивительные камни“» размещена в разделах
• Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
• Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.
• Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира.
• Создать условия в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей.
• Поддерживать стремление ребёнка к аккуратности в работе.
Ожидаемые результаты:
1. С помощью опытов у детей сформируется расширенное представление о камнях.
2. При помощи наглядного экспериментирования, у детей сформируется представление о природном явлении – вулкан.
3. Дети смогут составить рассказ по зарисовкам и схемам наблюдений за камнями в процессе опытов.
Технологии, используемые педагогом в мероприятии
Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:
• педагогическая поддержка,
• оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;
• опора на субъектный опыт ребенка.
Игровые технологии:
• игровые задания и упражнения.
Технологии поисковой деятельности:
• создание проблемной ситуации;
• детское экспериментирование.
Здоровьесберегающие технологии:
• физикультминутка;
• игровое упражнение «Дорожка препятствий».
Мультимедийные технологии:
• показ презентации.
Словарная работа: лаборатория, лупа, жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.
Материалы: экран, проектор, рюкзаки, схема - рисунок, наборы камней, лимонный сок, магнитная доска, фартуки, лупы, кусочки пластилина, стаканы с водой, подносы на каждого ребёнка, макет вулкана, поднос.
Организационный момент:
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Письмо гномов.
Ребята, когда я пришла сегодня в детский сад, то увидела, что на столе у меня лежало вот это письмо. Подписано – от гномов. Читаю.
«Здравствуйте, дорогие друзья! Пишут вам братья гномы, из маленькой горной деревушки. Рядом с нами течет горная река. В горах все так необычно: облака и птицы оказываются под вами, а не над вашей головой. Но самое дорогое для нас находится под землей. Мы, гномы, постоянно ищем камни-самоцветы и делаем украшения. Некоторые посылаем вам в подарок. Камни бывают такими разными! Любому человеку, а тем более гному, камень может рассказать очень многое. Нужно лишь уметь раскрывать его тайны. Любые камни интересны. Чтобы суп был солен, нужна соль, а соль это тоже камень. У каждого камешка своя история, свои интересные свойства. Мы, гномы, приглашаем вас в горы, где спрятали много разных камешков. Пусть каждый из вас найдет свой камень и узнает его секрет. Удачи Вам!
И подпись Гномы-хранители камней.
Ход занятия:
А ещё гномы прислали фотографии. Посмотрите.
- Для чего нужны эти предметы? (Это украшения, для красоты).
- Из чего они сделаны? (Из разных камней)
- А это что? (тоже камни)
- Где можно найти такие камни? (На улице)
- Похожи ли драгоценные камни на те, которые мы находим на улице?
- Чем похожи?
- Чем отличаются?
- Могут ли они быть родственниками?
- Где можно обнаружить камни? (в горах)
Воспитатель предлагает детям стать гномами и отправиться на экскурсию в горы, на поиски камней, которые спрятали гномы, которые прислали письмо.
Дошкольники надевают рабочие фартуки, рюкзаки и направляются к большому макету горы, на котором спрятаны различные камни.
По дороге, так как она трудная и опасная дети перелезают под дугой, перепрыгивают через ручей, идут по камням.
Приходят из трудного путешествия снимают рюкзаки, затем все вместе рассматривают их и отвечают на вопросы.
Опыт № 1. Определение цвета и формы.
Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).
Рассмотрите камешек через лупу. Что видно (кристаллики, трещины, узоры? Отметьте на таблице, какого цвета камень, из чего состоит (зарисовка цветным карандашом).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.
Опыт № 2. Определение размера
Все камни одного размера? (В таблице отметить).
Вывод: камни разного размера.
Опыт № 3. Прозрачность
Возьмите камень в руку и поднесите к глазам. Можно ли что-нибудь увидеть сквозь камень? Он прозрачный или нет? (В таблице отметить).
Вывод: камни непрозрачные.
Опыт № 5. Твердость.
Возьмите в одну руку камень, в другую - пластилин. Сожмите, что произошло с камнем, а что с пластилином. Изменил он форму? Нет. А почему? Потому что он твердый.
– Попытайтесь нацарапать что-нибудь на камне ногтем. Что получается? Попробуйте поцарапать камень монетой или другим твердым предметом. ( Индивидуально: какой камень у тебя). Можно посмотреть через лупу. Если на камне появилась царапина, поставьте в таблице знак “плюс”.
Вывод: камень твердый.
Опыт № 7. Плавучесть.
Дети берут прозрачные стаканчики с водой и осторожно кладут по одному камню в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким. (В таблице отметить).
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет сделать важный вывод о свойствах камней? (Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.)
Давайте построим гору. (Проводится физкультминутка “Гора”)
Физкультминутка:
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь (часть детей отходят в сторону).
(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).
Таблица исследования камня
Ребята, в горох происходит природное явление – вулкан. Я расскажу вам легенду о вулкане. «Жил на свете бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел.
«Вулкан работает» – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть «вулканами». Сейчас я вам покажу, как происходит извержение вулкана в горах.
Подведение итогов занятия
Что мы узнали о камнях?
Для чего нужны камни, какие предметы делают из камней?