Инна Акулова
Открытая совместная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Удивительные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
Программное содержание:
1. Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам : размер (большой, средний, маленький) ; поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая) ; температура (теплый, холодный) ; вес (лёгкий, тяжелый, плавучесть – тонет в воде.
2. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома
Публикация «Открытая совместная деятельность для детей старшего дошкольного возраста „Удивительные камни“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
3. Развивать память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.
4. Воспитывать аккуратность в работе с материалом, уважительное отношение к товарищам и воспитателю.
Демонстрационный и раздаточный материал.
1. Презентация, набор камней, слайды с изображением иллюстраций из сказок «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы» - каменный цветок.
2. Фотографии, картины гор, рек морей, мостов, здания, украшения.
3. Ящик ощущений.
4. Лупы.
5. Стакан с водой, ложка.
6. Салфетки.
7. Макет горы.
Предварительная работа.
Беседа с детьми о камнях, рассматривание иллюстраций, минеральные драгоценные камни. Сбор коллекции камней. Занятия познавательного цикла «Откуда берутся камни», проведения опыта с водой, чтение сказки П. П. Бажова “Каменный цветок”.
Словарная работа.
Шершавый, шероховатый, камнепад.
Дифференцированная работа: с Аделиной Т., Димой Ч.
Работа с родителями:
Изготовление шкатулок из камней, поделки из камней, сбор материала для занятий: лупы, стаканчики.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, у нас сегодня гости, посмотрите на всех, улыбнитесь гостям. (Звучит музыка – звук моря).
Послушайте музыку, что вы слышите? Что вам напоминает эта музыка?
Ответы детей. (Шум моря, прибой).
Воспитатель. Закройте глаза представьте, что вы на берегу моря. Светит теплое солнышко. Мы греемся под ним. Нам хорошо и спокойно. Дует теплый ветерок (ручками помашите на себя). Дышится легко, ровно, глубоко (вдох-выдох) 2р. Вот набегает волна, за волной и что-то выносит на берег. К нашим ногам. Какой-то предмет мы берём его с собой, открываем глаза и снова оказываемся в детском саду.
-Что же волны вынесли к нашим ногам? Вы не знаете?
Узнать нам поможет «ящик ощущений». Сейчас кто-то из вас нащупает предмет в ящике ощущений, но нам не скажет, даже если узнает его. Мы попробуем сами догадаться, задавая вопросы. Можно мне задать вопрос?
Вопросы:
Это живое или неживое?
-Задавайте свои вопросы.
Это съедобное или нет?
Холодное или теплое?
Плотное или рыхлое?
Тяжелое или легкое?
Этот предмет гладкий или шершавый)
Воспитатель. Дети, вы догадались, что находится в ящике ощущений? Ответы детей.
Воспитатель. (Если не догадались). Хорошо, послушайте внимательно загадку, я думаю, она точно поможет вам отгадать, что находится в ящике ощущений.
В сережках у мамы огнем он горит
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячи лет.
Он может быть мелкий — в ладошке лежать.
Тяжёлый, большой — одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
Ответы детей. (Камень).
Воспитатель. О чём пойдет сегодня речь?
Ответы детей. (О камне)
II. Основная часть занятия.
Вос-ль. (Показать глобус)
-Что это?
Ответы детей : это глобус.
Воспитатель. У нашей Земли есть тоже одежда. Она состоит из камешков. Посмотрите на глобус. Каждый камешек, это кусочек горы. Там где много камней, возвышаются горы. Посмотрите сколько на нашей планете гор, они обозначены тёмно-коричневым цветом.
-Кто из вас знает происхождение камня, чем он был до того, как стал камнем?
(Показ –скала, большой камень, два маленьких камня, песок, вода.)
-Кто из вас был в горах? Кто видел горы? Чем сначала был камень?
Ответы детей. (пылью, песком).
Воспитатель. Потом, что произошло? Большие камни откололись от гор (это называется камнепад). Их обмывало водой, потом они терлись друг о друга, вновь раскалывались (на более мелкие, снова обмывались водой, превращались в песок, а потом снова спрессовывались в горные породы (горные породы – это камни) и становились скалами, горами. И так по кругу происходит в природе.
Физкультминутка.
Вот огромная гора. (Дети поднимают руки вверх)
Вдруг начался камнепад. (Дети опускают руки вниз)
Камни падают с вершины, (Опускают и поднимают руки)
Раскололись камешки, (Руки в стороны)
Да в песочек превратились,
И на землю опустились. (Приседание, садятся на места)
(Из коробки раздать детям камешки)
Воспитатель. -Возьмите камешки, рассмотрите их, какие они? Одинаковые или разные? Рассмотрите через лупу.
Экспериментальная деятельность.
Воспитатель. Камни имеют определённые свойства.
Опыт 1. Возьмите один камешек и опустите в воду. Что произошло?
Ответы детей. (Опустились в низ).
Воспитатель. Опустите в воду деревянный предмет. Что происходит? (Он не тонет)
Какой можно сделать вывод, почему камни тонут, а деревянные предметы нет?
Ответы детей. Камни тяжёлые, а деревянные предметы – лёгкие.
Воспитатель. Камни - тяжелые, деревянные предметы легче. Это их свойство.
Опыт 2. Как вы думаете, если помешать, камень растворится? Проверим.
Какой сделаем вывод? (Запомните - Камни не растворяются не в одной жидкости)
3. Возьмите в одну руку пластилин, в другую камень, сожмите предметы. Что произошло? Какой вывод сделаем? (Камни - твёрдые).
-- Ребята, что люди делают из камня?
Ответы детей. (Люди из камня строят, делают украшения, применяют для лечения)
Презентация.
Воспитатель. Ребята, а вы когда-нибудь играли с камушками?
А давайте поиграем? Но сначала разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Веселые камешки».
Посмотрите, вот какие – эти камешки большие,
А шершавые какие! В руки камешки возьмем
и в руках мы их сожмем!
Тук да тук, тук да тук! Вот какой веселый звук!
Игра «Нарисуй картинку»
Задание: Из камушков создадим картину, из них можно выложить узор или солнышко, домик и т. д.
Игра: «Сочиняем рассказы и сказки»
Ход игры:
Я предлагаю выбрать самый интересный камешек и рассказать о нем сказку или рассказ.
- Где «жил» раньше этот камешек, как он появился на свет, как попал в детский сад, нужен ли он людям, что можно из него сделать. (Дать время на сочинение)
У кого готова сказка или рассказ поднимите камешек. Кто не смог придумать, расскажет нам в следующий раз.
Итог занятия.
- Вам понравилось занятие?
-Что больше всего понравилось?
-Как появились камни?
- Какие свойства имеют камни?
Когда вы пойдёте в школу там ещё узнаете много интересного о камнях.
Использованная литература:
1. Н. А. Рыжова “Я и природа”, Москва 1996 г.
2. Н. А. Рыжова “Экологическое образование в дошкольных учреждениях : теория и практика”, Москва 1999 г.
3. Т. М. Бондаренко “Экологические занятия с детьми 6–7 лет”, Воронеж 2002 г.
4. Т. Н. Зенина “Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами” (старшая группа, Москва 2008 г.
5. А. И. Иванова “Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду”, Москва 2007 г.