Алла Кошелева
Конспект занятия «Эти удивительные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 28 «Елочка».
ул. Мира 99- А Брянская область, г. Клинцы, 243145
тел. 8- (48336) 5-09-78,
ОГРН 1023201342328, ИНН/КПП 3203005426/324101001
Организованная образовательная познавательно- исследовательская деятельность
по теме: «Эти удивительные камни».
Воспитатель:
Кошелева А. В.
2015г.
Организованная образовательная познавательно- исследовательская деятельность по теме:
«Эти удивительные камни».
Старшая группа.
Публикация «Конспект занятия „Эти удивительные камни“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Цель: Познакомить детей со свойствами камней, расширить представление об использовании камней человеком в процессе познавательно - экспериментальной деятельности.
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей со свойствами камней с помощью элементарного экспериментирования.
2. Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления
о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства и используя условные обозначения составлять схему.
3. Расшрять знания о том, как и для чего человек использует камни, применив презентацию «Мир камней» (использование ИКТ) и игровые приемы для подачи образовательного материала.
4. Активизировать и обогащать словарь словами, обозначающими свойства камней : твёрдый, лёгкий, прочный, тяжёлый, разноцветный.
5. Развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами камней, умение формулировать выводы, высказывать свою точку зрения, побуждать детей к полным ответам.
6. Воспитывать навыки сотрудничества, умение самостоятельной и совместной работы.
Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
7. Актуализировать формы педагогического партнерства в процессе работы с дошкольниками.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое».
Оборудование и материалы: «коробка ощущений», наборы камней на каждый стол, деревянные брусочки, тесто для лепки, стаканы с водой, гравий, салфетки, большой камень, молоточек, схема-помогалка, интерактивная доска, коллекция изделий из камня, шапки бакалавров, фонограмма «Маг-недоучка», презентация «Мир камней».
Организация детей: подгруппа.
Ход:
I Введение в тему: воспитатель.
Воспитатель приглашает детей в зал, здороваются со всеми гостями.
Воспитатель:-Ребята я знаю, что вы очень любознательные, сообразительные и умные дети, поэтому мне с вами интересно играть. У меня есть коробка и в ней, что-то находиться. Вы хотели бы узнать, что в ней. Мне нужен помощник. Как определим кто будет мне помогать (Считалочка)
-Может из вас кто знает интересную считалочку?
Пожалуйста, (Коля) посчитай и выбери ведущего для игры.
Игра «Коробка ощущений».
Вы все станете там, где вам удобно, ведущему я предлагаю опустить руку в коробку найти на ощупь предмет, который там лежит, но нам он о предмете не говорит, мы сами будем задавать наводящие вопросы, чтобы отгадать.
Вопросы:
-Это живое? Это пушистое (тяжелое, мягкое, холодное?
-Вы ещё не догадались, что в коробке лежит?
Тогда я вам помогу, загадку отгадайте.
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий —
в ладошке лежать.
Тяжелый, большой -
одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
-Верно, это камень…показываем детям…
-Ребята изучение камней проходит в лаборатории, хотите вы туда попасть?
II Основная часть ООД. Воспитатель.
Звучит музыка. Открывается занавес. За рабочим столом Ученый- Воспитатель 2.
Выходит к детям.
-Здравствуйте мои юные мыслители. Хотите попробовать себя в роли учёных?
-Тогда надевайте шапку бакалавра и занимайте места, сегодня мы будем изучать свойства камней.
-Обратите внимание у вас на столе поднос с камнями, возьмите понравившийся камень в руку, потрогайте, рассмотрите.
-Камни одинаковые или разные?
-Чем ваши камни ребята отличаются?. (Они большие и маленькие)
-Какого цвета камни у вас?.
-А могут быть другого цвета, как вы думаете (серый, красный, синий, коричневый, зелёный.)
-Как одним словом охарактеризовать свойство камня - иметь разную окраску (разноцветный)
-Чтобы легче запомнить свойства камней мы с вами будем заполнять схему-подсказку (на доску обращает внимание).
-Как вы думаете на нашей схеме можно условно отобразить первое свойство камня (радуга, потому что она имеет разные цвета). Предложить ребенку вставить в таблицу этот знак.
-Что вы можете рассказать о своём камне? (Камень показать всем-ответы детей)
-Верно, камни разные потому что…. ответы детей (он большой, тяжелый, разноцветный, шероховатый, острые имеет края и тупые, гладкий….) у них разный цвет, размер,форма.
Молодцы!
-Ответе мне на вопрос: Если мы сожмём камень в одной руке, а в другой тесто, что произойдет?. (ответы детей)
-Давайте проверим наши предположения, возьмите любой камень в одну руку и тесто для лепки в другую, сожмите сильно и посмотрите что произошло?
-Почему тесто изменило свою форму?. Тесто мягкое и пластичное.
-Что с камнем произошло?. Правильно ничего, камень не изменил свою форму, он твердый.
-Ребята вот мы и узнали ещё одно свойство камней -Твёрдость.
-Иди (Сабина) подумай и найди ту карточку которая нам может помочь отметить на схеме свойство твёрдости (твёрдый как гвоздь).Верно эта картинка означает твёрдость.
-Продолжим разговор о камнях…
-Как вы думаете, что произойдёт с камнем и деревянным брусочком, если мы их в воду опустим?. (Выслушать полные ответы детей).
- А почему вы так думаете (рассуждения детей)
-Предлагаю вам самим убедиться, с помощью опыта, правы вы или нет. Подвиньте к себе экспериментальную тарелку и опустите туда одновременно камень и брусок дерева.
-Что произошло?. (ответы деревянный брусок не утонул, он плавает по поверхности,а камень опустился на дно.)
-Почему не утонул деревянный брусок? (он легкий).
-А камень почему утонул (Камень утонул потому что тяжелый)
-Как мы с вами можем сформулировать это свойство камня….
-(Иван) ….найдёт нам следующее условное обозначение.
-Как ты определил что «Гиря»(добиваться полных и развернутых ответов).
-Верно камень не перо - его ветром не унесёт, камни тонут в воде.
-Но есть огромные горы, которые состоят из камней.
-Вы могли бы стать как гора (да (дети становятся пирамидой)
Физкультминутка.
Стоит гора старушка (поднимают руки вверх прямые, соединив ладони)
До небес макушка. (тянутся на цыпочках вверх)
Её ветер обдувает (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает (встряхивают кистями рук попеременно)
Стоит гора страдает, камешки теряет. (прикладывают ладони к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до некоторых детей, которые должны отбежать)
Катятся, катятся камешки прочь. (отбегают дети)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до некоторых детей, которые должны отбежать)
Катятся, катятся камешки прочь. (отбегают дети)
Раскатились камешки и с той поры
Ничего не осталось от этой горы (дети показывают на пустое место).
-Подойдите ко мне и найдите на моём столе самый большой камень.
-Как вы думаете, он прочный или хрупкий?.
-А как мы сможем проверить?. ( пробуют: стать на камень, ударить камень о камень)
- Попробуем стукнуть по камню молотком…
- Кто желает попробовать (предоставить возможность это попробовать,тем кто не проверял прочность камня)
-Какой можно сделать вывод? (камни прочные, он не крошится, не ломается)
-Да. Камень остался невредим!
Иди (Степан) выбери последнюю картинку для схемы.
Объясни, почему выбрал замок? (он прочный)
Да, замок позволяет прочно закрывать двери.
Молодцы.
-Как вы думаете, а камень может человеку быть помощником?. (ответы детей об использовании камня)
-Я вам хочу показать, а вы мне поможете рассказать, где человек может использовать камни, пройдите и расположитесь перед экраном, как вам будет удобно на стуле или на полу.
Слайд2 -Камни находятся под землёй, на её поверхности и в водоёмах.
Слайд3- В древние века человек использовал камни как орудия труда и для охоты.
Слайд4- Позднее камнями стали украшать одежду.
Слайд5 –Камни служили украшением, оберегом и просто игрушкой.
Слайд6 –Из камней делали и делают сейчас предметы для интерьера дома.
Слайд7 – Используют камни при строительстве дорог, для тротуаров, лестниц и площадок он не заменим
Слайд8 -Широко его используют дачники на приусадебных участках, создавая вот такую красоту.
Слайд9 – Камень незаменим при строительстве памятников. Вы узнали этот памятник? Да –это памятник Героям Отечества.
Слайд10 – В строительстве фонтанов.
Слайд11 – Мало кто знает,что соль это тоже камень. Она находится под землёй и её добывают. Существуют в мире целые солевые горы.
Слайд 12 – Ура! Есть камни съедобные.
Слайд 13 – Камнями в наше время даже лечатся!
Слайд14 -А ещё камни можно собирать в коллекции, привозя из путешествий!
Слайд15 –Камни красивые необычные и интересные.
Я вам покажу свою коллекцию украшений из камней. (показ коллекции).
Вам понравилось у меня в гостях?
На память я вам отдаю схему подсказку, вам не составит труда рассказать о том, что сегодня вы узнали о камнях.
На сегодня я прощаюсь и буду снова вас ждать в гости (под музыку уходит)занавес закрывается.
III Заключительная часть ООД.
Выходит воспитатель 1.
-Вот и мои ребята! Вы мне не хотите ничего рассказать?
-А что у вас в руках?
- Кто может рассказать, что нового вы сегодня узнали?
-А что интересное с вами происходило?
-Расскажите мне о схеме, что она означает?
Подводится итог занятия с дифференцированной оценкой результата.