Галина Селина
Консультация «Обогащение речи детей в игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Язык возникает из потребности человека в общении с другими людьми. А потому включение ребенка в социальную среду является одним из основных условий развития его языка. Речь развивается и проявляется в общении людей. Интересы развития языка ребенка требуют постепенного расширения его социальных связей. Они влияют как на содержание, так и на структуру речи. Мы должны организовать общение ребенка, как с детьми, так и взрослыми, прежде всего в интересах развития его языка.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Собеседниками ребенка должны быть и дети, и взрослые, но особенно важно, чтобы ребенок вращался в среде своих сверстников, чтобы ему была предоставлена широкая возможность общаться с детьми, играть, обмениваться мыслями и чувствами и этим путем развивать свою речь. Никогда дети не говорят так много, охотно, непринужденно обо всем том, что им ближе и дороже всего, как в своем детском обществе. Словесное же общение взрослого с ребенком будет преисполнено значения лишь тогда, когда последний видит во взрослом товарища, живущего с ним одними интересами.
Творческая деятельность ребенка проявляется, прежде всего, в игре. Игра – первая ступень трудового воспитания. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет благоприятные условия для развития речи. Одиноко играющий ребенок и тот говорит, инстинктивно пользуется языком, как наиболее усовершенствованным средством для установления связи с окружающей средой. Неисчислимы те знания, умения, которые ребенок приобретает в игре. Играя, он учится. Игру детей мы должны в первую очередь приспособить к интересам развития их языка. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые связывает со словом. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка; она должна быть использована в интересах развития речи детей. С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое, повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти.
Мы знаем, какую большую роль в развитии речи детей играют взрослые. Участие воспитателя в свободных играх детей не может ограничиться организацией обстановки, подбором игрового материала. Она должна проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу их игр, влиять на обогащение их языка. Таким образом, педагогические мероприятия в организации свободной игры детей сводятся к следующему: - организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих детей;
- продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением;
- содействовать тому, чтобы группировка детей в игре способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих. Очень рекомендуем включать в игру малышей старших детей;
- проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.
Играющий ребенок непрерывно говорит. Малыш нагружает деревянные кирпичики на игрушечный грузовик. В его представлении это не кирпичи, а буханка хлеба. И здесь он вступает в диалог с воспитателем: «Это хлеб, я везу его с завода в булочную. Много хлеба, Вот так. Готово. Поехали». Но есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей исключительно. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животных, людей. Лошадка, которой играет ребенок, для него – живое существо. Он говорит с ней так, как говорит со своей лошадью работающий с ней хозяин. Особенно значительна для развития речи детей воспитывающая роль куклы. Нет ни одной игры. Которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла – человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь – игру в слове. Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью. В детском саду должна быть дидактически оборудованная кукла. К оборудованию такой куклы мы относим мебель, платье, белье, обувь, постель, посуду. Детям должно быть привито понимание, что уголок куклы не место свалки игрушек, а комната, квартира куклы, в которой должен поддерживаться порядок. Сколько бесед ведется на эту тему, а ведь каждая беседа – арена для упражнения языка.
Особое значение для развития речи имеют подвижные игры. Эти игры обусловлены определенными правилами, соблюдать которые маленьким детям трудно. Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение правил игры – уже путь к развитию их языка. Хорошо подводить старших детей к тому, чтобы они толково излагали правила игры товарищам.
Особое значение для развития речи имеют игры, в которые включен литературный текст, стих («Совушка», «Мы веселые ребята», «Лохматый пес»). В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Дети быстро запоминают стихотворение и тогда во время игры могут сами читать его.
В основу всех видов занятий по развитию речи должно быть положено два требования: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами. Педагог не должен произносить лишних, ненужных слов, но и не нужно скупиться на слова, лишать детей восприятия содержательного, развивающего слова, обусловливающего развитие их собственной активной речи.