Ирина Пенюгалова
Проект «Твой безопасный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 429
«Твой безопасный мир»
(подготовительная группа)
Воспитатель:
Пенюгалова
Ирина Михайловна
г. Екатеринбург
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта : сентябрь
Возраст детей: подготовительная группа.
Актуальность темы:
Темочки:
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений. Неслучайно в Федеральных государственных стандартах этой теме уделено особое внимание, четко выделена образовательная область «Безопасность».
С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего становятся порой опасными для него. Запреты взрослых: «нельзя», «не трогай», «отойди» часто дают обратный эффект, стимулируя еще большее любопытство ребенка. Ребенок попадает в разные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Наша задача дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у детей самостоятельность и ответственность.
Цель проекта :
Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения, умения адекватно действовать в неординарных ситуациях.
Задачи:
- содействовать осознанию каждым ребёнком безопасной жизнедеятельности;
- развивать умение наблюдать за поведением людей, их умением вести себя в различных ситуациях, проявлять сочувствие, взаимопомощь;
- стимулировать развитие интереса к проблеме собственной безопасности;
- формировать навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе;
- обогащать речь дошкольников с помощью произведений художественной литературы;
- воспитывать у детей бережное отношение к собственному здоровью, природе, окружающему миру.
Предполагаемый результат:
- у детей сформированы интерес к проблеме собственной безопасности, понимание того, что может быть опасным в общении с другими людьми, предметами природой;
- они проявляют умение правильно вести себя в различных опасных ситуациях на улице и дома, когда остаются одни,
- проявляют способность ориентироваться на нормы и правила в жизни общества, осознают важность и необходимость гуманного и бережного отношения к родной земле, окружающему миру,
- принимают активное участие в общественно значимых мероприятиях, полезных делах.
Продукт проектной деятельности :
- оформление уголка безопасного поведения;
- собрание пословиц, поговорок о безопасном поведении в разных местах на тему: «Огонь - наш друг и враг».
1 этап.
Подготовка к внедрению проекта.
1. Подобрать методическую, художественную, детскую литературу, иллюстративные материалы, дидактические игры.
2. Оформить уголок для родителей о проведении проекта : «Правила на всю жизнь».
3. Составить перспективный план мероприятий.
2 этап.
Выполнение проекта.
Социально коммуникативное развитие: беседы на тему ОБЖ : «Если случился пожар», «Один дома», «Ребенок потерялся», «Береги свое здоровье и жизнь».
Познавательное развитие: Опытно – экспериментальная деятельность: лабораторя «Горелкина»(опыты)
Речевое развитие: составление рассказов «Как малыш попал в беду», «Один дома».
Чтение художественной литературы:
Художественно - эстетическое развитие: рисование: «Опасные предметы на кухне». Конструирование: «Двухэтажное здание». Лепка по сказке «Кошкин дом».Инсценирование русских народных сказок, литературных произведений; музыкальное развлечение «Лисичка со спичками».
Физическое развитие: подвижные игры: «С кочки на кочку», «Затуши пожар», «Кто быстрее подаст сигнал», «Построй укрытие». Спортивные игры «Стоп», «Юные спасатели», «Светофор». Игровые упражнения «Потуши огонь», «Незнакомец», «Попади в цель».
Игровая деятельность : дидактические игры «Найти и обезвредить», «Хорошо-плохо», «Да-нет», «Кому что нужно», «Внимание-опасность!», «Правила дорожного движения».
Развивающая среда: настольные, сюжетно- ролевые игры, необходимые атрибуты, материалы, рассматривание иллюстраций, книг, плакатов, папки- передвижки, предметные картинки с изображениями опасных и безопасных предметов, схемы- памятки вызова служб- спасения.
Работа с родителями: Проведение анкетирования, оформление уголка для родителей «Правила на всю жизнь», беседы, консультация на тему «Безопасность вашего ребенка», «Безопасность на дорогах».
3 этап.
Презентация
1. Составление рассказов: «Как малыш в беду попал», «Один дома».
2. Конкурс рисунков.
3. Развлечение «Лисичка со спичками»
Обобщение:
1. Анализ проведённой работы.
2. Оформление тематических уголков.
3. Экскурсия в пожарную часть.
Литература:
Митрофанова Е. М. и др. Педагогический проект «Правила дорожные знать каждому положено»/ Управление дошкольным образовательным учреждением. -М. ,2009.-№2.-С. 52.
Ладутько Л. К. Познаё т мир и себя:пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л. К. Ладутько. -Минск: ИВЦ Мифина, 2002.-184с.
Боровлёва А. В. Проектный метод как средство повышения качества образования: Педагогический проект «Ребёнок в общении с людьми»// Управление дошкольным образовательным учреждением. -М., 2006.-№7.
Опытно - экспериментальная деятельность.
Лаборатория «Горелкина»
Опыт № 1.
«Предметы из какого материала подвержены наиболее быстрому
возгоранию»
Цель. Показать детям, как быстро загораются предметы из разных материалов
Материалы и оборудование Полоска бумаги, кусок ваты, деревянная палочка,
монета, горелка, фарфоровые чашечки, пинцет, таз с водой, огнетушитель
Вывод. Опыт показывает, что быстрее всего загораются вата и бумага. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно сильно обжечься).
Опыт № 2.
«Чем можно потушить огонь?»
Цель. Показать детям, какие средства можно использовать при тушении огня
Материалы и оборудование
Три фарфоровые чашечки, одеколон, песок, плотная ткань, комнатное растение, стакан с подкрашенной водой, колба с подслащенной водой, огнетушитель.
Вывод. Опыт показывает, что при тушении огня можно использовать любую воду, а также песок (землю) и плотную ткань.
Опыт 3.
«Водой масло не затушишь»
Цель. Дать представление о том, что горящее масло нельзя потушить водой.
Материалы и оборудование Стакан с растительным маслом, стакан с водой,
огнетушитель.
Вывод. Опыт показывает, что затушить горящее масло водой невозможно, так как
масло легче воды, Оно будет плавать сверху, продолжая гореть.
Опыт № 4.
«Почему во время пожара часто происходит взрыв»
Цель. Дать представление о причине взрыва
Материалы и оборудование Пробирка, ломтик сырого картофеля толщиной 1,5—2
см, зажим, горелка.
Вывод. При пожаре в закрытом помещении воздух сильно нагревается и
расширяется. Ему становится тесно, и он вырывается наружу, выбивая окна.
Опыт 5.
«Пожары загрязняют воздух»
Цель. Показать наглядно, как огонь загрязняет предметы (копоть)
Материалы и оборудование Свеча, стекло, фарфоровая чашечка, таз с водой,
огнетушитель
Вывод. Опыт показывает, что в результате горения образуется копоть, которая
загрязняет воздух и вредит здоровью живых существ.
Беседа «Если в доме случился пожар»
Задачи: дать детям представление о причинах возникновения пожара в помещении, познакомить с некоторыми правилами пожарной безопасности; закрепить знание у детей домашнего адреса, умение набирать номер 01 на телефонном аппарате, умение разговаривать с дежурным пожарной части.
Тема: “ Если ты потерялся на улице…”
Беседа 1.
Внешность человека может быть обманчива.
Цель: объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.
Глазами ребенка. Может ли молодая, хорошо одетая женщина быть опасной? А юноша с приятной внешностью? И вообще человек с открытой дружелюбной улыбкой вряд ли может причинить вред. Другое дело – причудливо одетая старуха с палкой или дядя с бородой – сразу видно, что у них злые намерения…
У ребенка есть собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными, а какие – нет. Чаще всего дети считают, что :
*это люди с неприятной внешностью, неопрятно одетые;
*мужчины опаснее, чем женщины;
*юноши и девушки, такие веселые и жизнерадостные вообще не могут быть злыми.
Организуйте беседу.
Задайте детям вопросы:
*Почему незнакомый взрослый человек может быть опасен для ребенка?
*Как выглядит опасный человек?
*Кого можно не бояться?
*Всегда ли приятная внешность означает их добрые намерения?
*Кто из вас может рассказать о хорошем человеке (сказочном герое) с непривлекательной внешностью?
*Были ли в жизни у кого-нибудь из вас случаи, когда красивый человек оказывался злым?
Беседа 2.
К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице.
Цель. Дети должны усвоить, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу.
Поговорить о том, кто для детей является “своим”, а кто “чужим”, какие опасности подстерегают их при контактах на улице с незнакомыми взрослыми.
Обсуждение.
Задайте детям следующие вопросы: терялся ли кто-нибудь из ребят, что он при этом чувствовал, как выходил из этого положения, к кому надо обращаться, если потерялся в транспорте, магазине.
В рамках данной темы уместно обсудить безопасное поведение при контактах с чужими людьми. Напомните детям, что внешняя привлекательность прохожего не всегда говорит о его добрых намерениях.
Беседа 3.
Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живешь?
Цель. Дети должны запомнить и твердо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначать ориентиры, которые помогут найти их место жительства (где находится и как выглядит дом, что расположено поблизости).
На заметку воспитателю.
На предыдущем занятии вы обсудили, к кому именно можно обращаться за помощью, если ребенок потерялся. Попросите их представить такую ситуацию: они оказались одни вдали от дома, увидели милиционера и подошли к нему. Им надо объяснить,где они живут, как выглядит их дом, в каком подъезде, на каком этаже находится их квартира. Пусть дети постараются вспомнить, какие магазины или кинотеатр расположены рядом, как называется ближайшая станция метро, какие трамваи, автобусы или троллейбусы останавливаются недалеко от дома. Что может еще помочь правильно найти их дом?
Тема «Один дома»
Задачи:
- формировать у детей навыки безопасной жизнедеятельности,
- учить предупреждать возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме;
- познакомить детей с правилами безопасности дома; знать свой телефон (если есть, адрес; номера службы безопасности : 01, 02, 03, 04;
- учить детей логически и отвечать на вопросы четко, ясно; понимать и ценить свою жизнь, жизнь других людей.
Предварительная работа: беседа с детьми о правилах поведения дома, на улице, в транспорте; знакомство с правилами дорожного движения; решений логических ситуаций.
Оборудование: ширма, игрушки: поросенок, лиса, волк, мяч, иллюстрации к сказкам, звёздочки для детей, памятки на каждого ребёнка с правилами безопасного поведения дома.
Тема: «Береги своё здоровье!»
Цель: Продолжать формировать навыки здорового образа жизни.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о полезной пище, о предметах личной гигиены и их назначении.
2. Развивать культурно-гигиенические навыки, речь.
3. Воспитывать у детей отзывчивость, желание заниматься спортом, быть всегда чистыми, аккуратными и здоровыми.
Ход занятия
— Ребята, сегодня я пришла в группу и увидела на столе письмо. Хотите узнать, от кого оно? А письмо от самого Доктора Айболита!
— Вам интересно узнать, что он пишет? Тогда давайте мы его с вами прочитаем.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мне позвонили зверята из леса: они заболели и попросили прийти им на помощь! Но, к сожалению, я не могу приехать, потому что я всё ещё в Африке лечу больных зверей: бегемотиков и акулят. У меня к вам большая просьба: сходите в лес и помогите зверушкам, дайте им полезные советы! Большое спасибо за отзывчивость! Ваш Доктор Айболит!»
— Ребята, о чем нас попросил Доктор?
(Помочь зверятам, дать им полезные советы)
— Поможем? Тогда отправляемся в лес!
— Ребята, а как можно очутиться в лесу?
(Поехать на машине, пойти пешком, ….)
— А я вам предлагаю так: давайте все встанем около стульчиков, повернемся вокруг себя три раза и скажем:
«Повернись, повернись
И в лесу очутись»
— Ребята, посмотрите, домик! Кто же в нем живет? Тук-тук!
— Здравствуйте, ребята!
- Здравствуй, Лисичка! Что у тебя случилось?
— У меня поднялась высокая температура, а ещё очень болят зубки! Помогите мне!
— Лисичка, а что ты сегодня делала? (Гуляла по лесу, а потом зашла домой и пообедала)
— А лапки ты после прогулки помыла? А зубки с утра почистила? (Нет)
— Ребята, а почему у Лисички поднялась температура?
(Она не умывается, микробы попали в организм, и поэтому поднялась температура)
— А почему заболели зубки? (Она их не чистит)
— Ребята, что мы посоветуем Лисичке? (надо всегда умываться и чистить зубы)
— Правильно!
-Ребята, а какие предметы нам помогают быть чистыми? (мыло, полотенце, зубная паста,)
— Правильно, а называются они предметы личной гигиены.
— А какие это предметы, мы сейчас, Лисичка, тебе покажем!
Игра «Выбери предметы гигиены»
— На столе лежат разные предметы. Вам нужно выбрать и положить те, которые необходимы нам для личной гигиены и положить их в корзинку.
Подходят все вместе и собирают их в корзинку.
Игрушка, мыло, зубная паста, зубная щетка, мячик, полотенце, мочалка,
карандаш, носовой платочек, расческа, шампунь.
— Вот и собрали мы с вами предметы, которые нам всегда помогут быть чистыми, опрятными и никогда не болеть.
— Давайте проверим, что у нас получилось. Расческа – для чего она нужна? Мыло – для чего оно нужно?
— Ребята, так какой мы совет дадим Лисичке?
— Держи, Лисичка, корзинку, всегда умывайся, чисти зубки и никогда не болей! До свидания!
— Ребята, а нас уже ждут в другом домике! Тук-тук!
— Здравствуйте, ребята! Я зайка- побегайка, но почему-то у меня стали слабыми лапки, и совсем нет сил бегать по лесу!
— Ребята, как вы думаете, почему у зайки слабые лапки?
(Стукнулся куда-то, не делает зарядку, не занимается спортом)
— Зайка, а ты делаешь зарядку? (Нет)
— Вот поэтому ты такой слабый! А наши ребята всегда делают зарядку и занимаются физкультурой! Посмотри и присоединяйся к нам!
Физминутка
Солнце глянуло в кроватку,
Раз, два, три, четыре, пять,
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять,
Наклониться, три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Дружно делаем зарядку.
— Ребята, что мы посоветуем Зайке, чтобы его лапки стали крепкие и сильные?
(Делать каждый день зарядку и заниматься физкультурой)
— Правильно! Удачи тебе, Зайка! До свидания!
— Ребята, а нам надо еще кое-кому помочь! Тук-тук!
— Здравствуйте, я Мишка. У меня очень болит живот!
(Рядом лежат фантики от конфет, полупустая банка варенья)
— Ребята, как вы думаете, почему у Мишки разболелся живот?
(Кушает много вредной пищи)
— А что нужно кушать, чтобы не болеть? (Овощи, фрукты, витамины)
— Правильно!
— Я сегодня сходил в магазин и купил разные продукты! Посоветуйте мне, пожалуйста, ребята, какие продукты полезные!
Игра «Помоги Мишке»
— На подносе разложены продукты, выберите из них полезные и положите в корзинку!
Яблоко, чипсы, шоколад, морковь, лимон, ягоды.
— Давайте проверим, что у нас получилось!
— Ребята, вы все согласны, что это полезно для здоровья? (Да)
—Давайте подарим корзинку Мишке и дадим ему совет!
— Мишка, кушай только полезные продукты и никогда не болей!
— Что ж, ребята, ко всем зверятам мы зашли, всем помогли, а теперь нам пора отправляться в детский сад!
— Встанем около стульчиков и повернемся вокруг себя три раза:
«Покружись, покружись,
В детском саде очутись!»
— Где мы с вами побывали? (В лесу)
— Кто нас попросил о помощи для зверят? (Доктор Айболит)
— Кому мы сегодня дали полезные советы? (Лисичке, Зайке, Мишке)
— Какой совет мы дали Лисичке? (Умываться, чистить зубы)
-Какой совет мы дали Зайке? (Делать зарядку)
— Какой совет Мишке? (Кушать полезную пищу)
— Правильно, и я вам желаю быть всегда здоровыми и всегда следовать этим советам: умываться, чистить зубы, заниматься спортом и кушать витамины
Занятие.
“ Что делать, если…ты потерялся?”
Цель: дать детям представления о правилах поведения на улице; учить детей правильно вести себя в ситуации, когда потерялся; способствовать развитию осторожности, осмотрительности.
Материал: картинки с изображением, потерявшегося ребенка, цветные карандаши, бумага.