СВЕТЛАНА ПАУНЬКИНА
Проект «Трудный звук [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Трудный звук «Р»
Автор-составитель: учитель логопед СП «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» Паунькина С. В. -
Актуальность.
В современных условиях отмечается огромный рост количества детей с речевой патологией.
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с детьми является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей к школьному обучению.
Публикация «Проект „Трудный звук [Р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Не все дошкольники могут самостоятельно овладеть правильным произношением звуков. Ведь грамотная, четкая, чистая речь – не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей и педагогов.
Но часто родители не уделяют должного внимания работе с тем или иным речевым нарушением. Это может быть связано с разными причинами: родители не слышат недостатков речи своих детей, не придают им серьезного значения, думая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой, а порой просто не знают, что делать. Эффективность коррекционно- развивающих видов деятельности во многом зависит от того, насколько родители ответственно и грамотно выполняют рекомендации учителя- логопеда и участвуют в развитии речи ребенка.
Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботитьс своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности. Исследования ученых, направленные на изучение вопроса овладения детьми дошкольного возраста речевой культурой, показали, что при педагогическом воздействии речевые недостатки легче и быстрее преодолеваются, что в свою очередь создает условия для полноценного речевого развития дошкольников.
Я поставила перед собой следующие задачи - путем специально подобранных и самостоятельно изготовленных дидактических игр и упражнений преодолеть у детей нарушения звукопроизношения, что имеет большое значение не только для развития правильной и чистой речи детей, но и для подготовки их к овладению чтением.
Проанализировав результаты диагностики, проведенной в сентябре 2019 года, пришла к выводу, что при выполнении заданий наблюдались большие индивидуальные различия. Большинство детей испытывают трудности в произношении сонорных звуков Это связано с тем, что у дошкольников или еще недостаточно закреплены отдельные звуки, они не умеют определять их на слух. Речевое дыхание характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. Недостаточная подвижность отдельных органов артикуляционного аппарата является причиной нарушений со стороны звукопроизношения, от его состояния зависит внятность и чистота речи.
Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями: ростом количества детей с речевыми нарушениями, необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе.
Цель проекта :
Формирование полноценной звуковой стороны речи - постановка и автоматизация звука «Р» в речи через использование дидактических игр.
Задачи:
Закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи.
Развивать фонематическое восприятие, закрепить навыки правильного звукопроизношения и звукового анализа.
Развивать артикуляционную моторику;
Развивать тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения;
Знакомство и закрепление знаний о букве Р.
Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности на основе общения.
Развивать психические процессы у детей: восприятие, память, мышление.
Повысить заинтересованность родителей в результате коррекционно- воспитательной работе с детьми, активизировать педагогический потенциал родителей.
Ожидаемые результаты:
• Правильное и четкое произношение звука «Р» в речи
• Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
• Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни ребенка
• Педагоги ДОУ получат практический материал по оптимизации использования коррекционного пространства кабинета или группы и смогут освоить новые идеи и методы, повысив свой профессиональный уровень.
• Повысится уровень компетентности в коррекционно-образовательном процессе у родителей.
• Установится тесный контакт и взаимопонимание педагогов и родителей, это позволит значительно улучшить речевое развитие каждого ребенка, осуществляя индивидуальный подход.
• Благодаря использованию дидактических игр речь воспитанников даст положительную динамику в овладении возрастными речевыми навыками, а значит, в гармоничном развитии личности в целом. Разработанная система игр будет востребована логопедами и воспитателями ДОУ
Этапы проекта :
1 этап - предварительная работа: Логопедическое обследование речи ребенка. Подбор необходимого материала: артикуляционных упражнений, дыхательных упражнений речевого материла, пособий. Изготовление дидактических игр способствующие автоматизации звука р. Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы.
ДЕФЕКТЫ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКОВ [Р] И [Р']
Звук [Р] является одним из самых дифференцированных, а поэтому и трудных звуков человеческой речи. В онтогенезе детской речи звуки [Р] и [Р’] появляются позже многих других согласных, и как правило, с появлением в речи ребёнка развитых высказываний в форме сложных и сложно-подчинённых предложений. Здесь отмечалась замена нормального, зазубного [Р] звуком [Л] – параротацизм.
2 этап – основной (практический). Коррекционная работа по постановке звука «Р» и закрепления его в речи. Использование дидактических игр при автоматизации звука р
3 этап – заключительный Введение звука в речь
В ходе работы над проектом необходимо :
• помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь
детей;
• разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа;
• подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.
Вся коррекционная работа проводится на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях.
Работа по коррекции звукопроизношения (в том числе над звуком «Р») проходит в несколько этапов:
1. Подготовительный этап. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «Р
- знакомство с органами речи с частями его языка, показав их на его ладони: кончик языка, его спинка, края языка (ребра ладони) и «животик», под спинкой, у «животика» есть связка-ниточка. С помощью пособий –
«Веселый язычок», профиль, презентации по теме. С их же помощью
проходит анализ уклада органов артикуляции.
- комплекс общеразвивающих упражнений, направленный на развитие подвижности всех органов артикуляционного аппарата: нижней челюсти,
щек, губ, языка – «Обезьянки», «Толстячки- Худышки»,«Орех»,
«Трубочка», «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Иголочка», «Качели»,
«Часики» и др. с использованием элементов биоэнергопластики.
- специальные упражнения для Постановки звука «Р» - «Вкусное варенье»,
«Лошадка», «Маляр», «Грибок», «Дятел», «Заведем моторчик». Используются не только отдельные упражнения и комплексы упражнений, но и «Логопедические сказки» и дидактические игры.
-
2. Этап постановки звука «Р».
Был применен смешанный способ постановки звука : от артикуляционной гимнастики и механическим путем (с использованием зонда и зондозаменителя).Упр. «Заведи моторчик»
3. Этап автоматизации звука в различных единицах речи: через использования дидактических игр.
• Изолированно – «рычит тигр», ребенок «заводит моторчик» и подключается работа ручек (элементы биоэнергопластики, «машина едет по горам». Проводим связь между звуком и буквой.
• в слогах;
• в словах;
• в словосочетаниях;
• в предложениях;
• в стихотворениях;
• в самостоятельной спонтанной речи.
Использовались различные пособия, презентации, повторение. Решаются не только задачи закрепления звука в речи, но и развития речи в целом: работа над лексикой, грамматическим строем речи, связной.
Вся коррекционная логопедическая работа над звуком «Р» представлена в фото отчете по работе над проектом.
Работа с родителями.
Большую роль в коррекции речи играют родители. Если родители выполняют рекомендации логопеда, занимаются дома, поправляют, исправляют, то коррекция проходит быстрей и качественней.
На родительском собрании знакомство с результатами логопедического обследования в целом, а на индивидуальной консультации более конкретно.
Объяснялась важность выполнения всех рекомендаций, домашнего задания: заводятся специальные тетради, в которых даются задания: сначала артикуляционная гимнастика, правильная установка органов артикуляции при произнесении звука «Р».
Кончик языка поднят к нёбу (альвеолам);
Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик языка вибрирует у альвеол;
Губы открыты;
Зубы разомкнуты;
На ладони, поднесённой ко рту, ощущается сильная струя воздуха; Голосовые связки работают.
После того как звук поставлен, дается речевой материал и дидактические игры для закрепления в различных единицах речи. Здесь же родитель может отметить трудности, которые возникли в ходе выполнения задания или задать вопрос учителю-логопеду, если у родителя нет времени на посещения индивидуальных консультаций). Кроме этого, на индивидуальных консультациях показывались способы, приемы работы над звуком. Беседы о необходимости исправлять и контролировать речь ребенка дома.
Буклет «Коррекция звука Р».
Вывод: включение родителей в совместный с учителем-логопедом процесс позволил значительно повысить эффективность совместной работы. Звук «Р» поставлен, введен в речь. Необходим контроль со стороны взрослых и самоконтроль