Татьяна Степанова
Проект «Тренинг по развитию коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта: создание единого образовательного пространства «детский сад-семья» для развития у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных компетенций, формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных компетенций и социальной активности старших дошкольников.
Публикация «Проект „Тренинг по развитию коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Проблема: неумение детей организовывать общение, провоцирует личностные и поведенческие нарушения, способствующие появлению замкнутости или чувства отверженности.
Коммуникации - это процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей ко взаимопониманию.
Тренинг - широкий класс методов направленного изменения психических свойств, основанный на практическом и многократном выполнении определенных упражнений в определенной ситуации (ситуациях).
Конструктивное общение - это способность выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению другого человека. Это умение слушать и слышать, смотреть и видеть. Это умение управлять своими эмоциями и работать со своей реакцией на сказанное или увиденное.
Организационно-методические задачи:
1. Определить теоретические основы формирования коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста;
2. Разработать систему образовательной работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных компетенций;
3. Отобрать тренинговые технологии, направленные на улучшение качества образовательной работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных компетенций;
4. Расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими (развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра).
5. Используя тренинговые технологии, учить детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.
6. Обогащать лексикон детей языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков).
7. Вовлечь родителей в процесс формирования коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста;
8. Разработать для воспитателей и родителей методические рекомендации, которые помогут совершенствовать образовательную работу по формированию коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста.
Обучающие задачи:
1. Развитие навыков конструктивного общения;
2. Преодоление барьеров в общении;
3. Развитие лучшего понимания себя и других;
4. Снятие психического и эмоционального напряжения;
5. Профилактика агрессивности, конфликтности, замкнутости, тревожности;
6. Создание возможностей для самовыражения, что способствует становлению самооценки и образа «Я».
Объект проекта: процесс развития коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет проекта: развитие коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи посредством тренинговых технологий.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели.
Содержание проекта:
1 этап – информационно-аналитическое обеспечение проекта.
Задачи: сбор и анализ информации, анализ и совершенствование материально-технической базы.
Содержание деятельности:
1. Подбор и изучение психолого-педагогической литературы по проблеме общения;
2. Изучение передового опыта работы по формированию коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста;
3. Создание в группе речевой предметно-развивающей среды.
2 этап – методическое обеспечение проекта.
Задача: оптимизация проектирования процесса коммуникации детей.
Содержание деятельности:
1. Проведение диагностики развития коммуникативных компетенций общения у детей старшего дошкольного возраста;
2. Разработка перспективного плана работы по развитию коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста.
3. Подборка тренингов по развитию коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработка консультативного материала для воспитателей и родителей.
3 этап – работа с детьми
Задача: развитие у детей коммуникативных компетенций с помощью использования тренингов.
Содержание деятельности:
1. Реализация перспективного плана работы по формированию коммуникативных навыков общения детей через разные формы работы:
- коммуникативные тренинги: «Мое настроение», «Животные – наши друзья», «Добрые и злые поступки», «Дружба», «Хорошо ли быть злым», «Если бы я был волшебником», «Мои поступки и поступки других»:
- традиционные (игры, проблемные и речевые ситуации, викторины, конкурсы и пр.);
- нетрадиционные (детско-взрослые проекты, создание электронных книг, мультипликационных фильмов).
4 этап – работа с родителями
Задача: создание единого образовательного пространства «детский сад – семья» для формирования коммуникативных компетенций у детей.
Содержание деятельности:
1. Повышение психолого-педагогических знаний родителей по проблеме общения (родительские собрания, консультации, семинары, тренинги.);
2. Включение родителей в непосредственное общение с детьми (совместные посиделки, чаепития, праздники, детско-родительские проекты и пр.);
3. Привлечение родителей к оформлению предметно-развивающей среды в ДОУ и дома.
5 этап – презентация опыта работы.
Задачи: разработка методических рекомендаций, демонстрация опыта работы.
Содержание деятельности:
1. Подведение итогов проекта;
2. Обобщение опыта работы по формированию коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи;
3. Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по совершенствованию различных форм общения.
Предполагаемые результаты:
• Дети умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию;
• у детей развивается речевое взаимодействие, память, мышление, внимание, воображение.
• формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
• дети учатся отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
• у них исчезает чувства страха за ошибку.
• педагоги и родители стараются поддерживать дружеские связи детей, не мешают проявлять самостоятельность, создают условия для общения детей друг с другом.
Реализация проекта:
1. На первом этапе для организации работы по данной теме подбирается и изучается психолого-педагогическая литература, передовой опыт работы по формированию изучается необходимая коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста.
Первые исследования, характеризующие коммуникативные качества личности, встречаются в трудах Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева. Данные авторы пока не выделяют понятие «коммуникативные качества», но подробно описывают качества, необходимые для общения и составляющие общения как психологического процесса.
Коммуникативные умения как феномен коммуникативной культуры ребёнка, которая реализуется в ситуации общения, рассматривается О. А. Веселковой. Существует и ещё одно направление, максимально широко представленное в литературе (Я. Л. Коломинский, Н. А. Лемаксина, Л. Я. Лозован, М. Г. Маркина, А. В. Мудрик, Е. Г. Савина и др., в рамках которого коммуникативные умения рассматриваются как группа умений, характеризующих личностные качества ребёнка, необходимые для организации и реализации процесса общения, взаимодействия.
Особый интерес представляют работы, посвящённые выявлению особенностей общения детей дошкольного возраста (Т. А. Антонова, В. Н. Давидович, Р. И. Деревянко, Е. Е. Кравцова, Л. В. Лидак, М. И. Лисина, Т. А. Репина, А. Г. Рузская).
В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, согласно которой «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. Ими отмечается, что «развитие общения дошкольников со сверстникам, как и со взрослым, представляется как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности».
В результате изучения данного опыта в группе создается соответствующая предметно-развивающая среда.
2. На втором этапе проводится диагностика уровня развития коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста. В результате разрабатываются:
• перспективный план работы по формированию коммуникативных компетенций у старших дошкольников;
• конспекты организованной образовательной деятельности и мероприятий по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»;
• картотека коммуникативных тренингов для детей старшего дошкольного возраста;
• модели сюжетно-ролевых и режиссерских игр;
• консультативный материал для педагогов и родителей
На третьем этапе происходит реализация перспективного плана работы по формированию коммуникативных навыков общения детей через коммуникативные тренинги: «Мое настроение» (Упражнения «Волшебный мешочек», «Расскажи о своем настроении»); «Животные – наши друзья» (Игра «Мышь и мышеловка», придумывание историй, психогимнастика «Котенок»); «Добрые и злые поступки» (Чтение стихотворения «Доброта», Тренинг эмоций «Остров попугаев», упражнение «Добрый -злой»); «Дружба» (Тренинг эмоций «Волшебное путешествие», поведенческий тренинг «Остров Великанов», коммуникативное упражнение «Неожиданные картинки»); «Хорошо ли быть злым» (Упражнение Придумывание историй», игра «Кляксы», релаксация, психогимнастика «Гневная гиена», Разъяренная медведица»); «Если бы я был волшебником» (Игра «Водяной, Упражнения «Лифт», Упражнение «В гостях у волшебника»); «Мои поступки и поступки других» (Тренинг общения «Сиамские близнецы», поведенческий тренинг «Заколдованный остров», рефлексия «Ковер-самолет»).
Методика диагностики развития речи дошкольников.
Данная методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 8 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата.
Задание А. Придумай как можно больше слов на букву С.
Задание Б. (Окончание слов).
Задание В. (Образование предложений с данными словами).
Задание Г. (Подбор рифмы)
Задание Д. (Словообразование) Как будет называться маленький предмет?
Задание Е. (Словообразование) Если предмет сделан из железа, то какой он?
Задание Ж. (Общий словарный запас) Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит?
Задание З. (Исследование особенностей звукового анализа слова).
Методические рекомендации.
Система состоит из четырех блоков:
• Игры и упражнения на умение сотрудничать;
• Игры и упражнения на умение активно слушать;
• Игры и упражнения на умения перерабатывать информацию;
• Игры и упражнения на развитие умения конструировать «текст для другого» (умение говорить самому)
Каждый блок направлен на решение нескольких задач.
В основу каждого блока положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при организации игровой деятельности.
Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно.
При проведении игр и упражнений педагогу необходимо:
• Продумывать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи;
• Воздействовать с помощью интонационно – выразительной окрашенности речи;
• Прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия;
• Помнить, что каждый ребенок имеет свои коммуникативные правила:
• На систему ценностей;
• На ответственность;
• На личное достоинство и уважение этого достоинства;
• На индивидуальность и своеобразие;
• На независимость от других людей;
• На собственные мысли;
• На отстаивание своих прав.
Таким образом, при использовании коммуникативных тренингов у детей значительно возрастает интерес к коммуникативной деятельности, повышается уровень познавательных возможностей, что позволяет более эффективно осуществлять формирование у детей коммуникативных компетенций.
4. На четвертом этапе ведется работа по вовлечению родителей в образовательный процесс, используются разные формы работы с родителями, проводится консультативно-просветительская работа с семьями: обучающие семинары, мастер-классы, практикумы, консультации «Особенности коммуникативных умений старших дошкольников», «Что такое культура общения», «Это взрослое слово – этикет», приглашение родителей на педагогические советы «Совместная деятельность детского сада и семьи для успешного развития коммуникативных компетенций ребенка», «Формирование навыков речевого общения дошкольников»; проведение родительских собраний «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам формирования речевой культуры»; проведение деловых игр, круглых столов «Как сделать ребенка гением общения», «Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения», проведение тренингов «Средства невербального общения»; оформление информационных бюллетеней, буклетов «Средства развития навыков общения», «Роль родителей в формировании коммуникативных компетенций детей»; организация семейных конкурсов, выставок «Мастерим вместе с папой», «Моя дружная семья», «Маленькие шедевры», «Театральная кукла» и др. ; оформление тематических выставок, стендов, выставок методической и справочной литературы, дидактического материала; просмотр видеозаписей разных форм работы с детьми; проведение Дней открытых дверей и др.
В результате родители должны стать активными участниками проводимых в детском саду мероприятий.
Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по формированию коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с использование традиционных и инновационных приемов и методов в процессе совместной работы педагогов ДОУ и родителей воспитанников дает положительные результаты:
- у детей сформированы интегративные качества;
- дети более свободно держатся перед аудиторией;
- речевая активность повысилась, они с желанием общаются со сверстниками и взрослыми, проявляют инициативу в общении, расширилось содержание их общения;
- повысился уровень речевой культуры детей;
- повысился уровень коммуникативной компетентности детей.
Список литературы.
1. Арушанова А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 80 с.
2. Бодалев А. А. личность и общение: Избранные труды / А. А. Бодалев. – М. : Педагогика, 2008. – 270 с.
3. Василик М. А. основы теории коммуникации: учебник/М. А. Василик, М. С. Вершинин, В. А. Павлов и др. / под ред. Проф. М. А. Василика. – М. : Гардарики, 2006. – 615 с.
4. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: Практическое пособие. - М. : АЙРИС ПРЕСС - 2008.
5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
6. Леонтьев А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2008. – 368 с.
7. Михайленко Н., Короткова Н. Организация сюжетно-ролевые игры в детском саду: Пособие для воспитателей. М. : ЛИНКА-ПРЕСС - 2009.
8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М., 2007.
9. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л. В. Чернецкая. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005. - 256 с.