Третьякова Катерина
Проект «Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8»
Проект
Тема: «Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством дидактических игр»
Ф. И. О. автора: Третьякова Екатерина Олеговна
Должность: учитель - логопед
2021-2022 г.
Вид проекта: практико-ориентированный
Сроки реализации: 7 месяцев (октябрь 2021 г – май 2022г)
Публикация «Проект „Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2022
Участники: дети старшего дошкольного возраста группы комбинированной направленности для детей с ТНР, учитель-логопед.
Образовательные области:
• речевое развитие.
Цель проекта: развитие фонематических процессов дошкольников с нарушениями речи.
Задачи проекта:
Посредством дидактических игр
• развивать слуховое восприятие, которое основывается на узнавании неречевых звуков;
• развивать речевой слух, который основан на узнавании и различении слов, фраз, звукокомплексов, звуков (по тембру, высоте и силе голоса);
• развивать фонематическое восприятие, которое основано на дифференциации звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу;
• развивать звуковой анализ, синтез и фонематические представления;
• развивать слуховое внимание и слуховую память.
Актуальность:
Фонематическим восприятием или фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой - тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка.
Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности дидактическим играм. Ведь в дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка. Неправильная речь детей и особенности их поведения вольно или невольно отражаются и на их участии в играх.
По мнению педагогов и психологов (А. И. Сорокиной, Д. Б. Эльконина) дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она организует психические процессы, вызывает живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает глубокое удовлетворение, создаёт рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В тоже время игра -основной вид деятельности детей. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует педагог, а другая игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Предполагаемый результат:
Функциональное назначение данного проекта состоит в том, чтобы не только решать основные коррекционные задачи (формирование фонематических процессов у детей с ТНР, но и помочь в становлении личностных новообразований (активности, самостоятельности, мотивационном интересе, выявлять и реализовать потенциальные возможности детей, приобщать их с интересом относится к учебной деятельности.
Реализация проекта.
В рамках проекта вся работа по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр проходила в несколько этапов:
- подготовительный (октябрь)
- основной (ноябрь - апрель)
- заключительный (май)
Методическая работа в ходе реализации проекта:
1. Подбор диагностики по поставленной цели.
2. Изучение литературы по выбранной тематике;
3. Подбор наглядно-дидактического материала;
4. Создание дидактических игр и авторских интерактивных игр с помощью онлайн-сервиса LearningApps.org.
Коррекционно-развивающая работа в ходе реализации проекта:
В коррекционной работе по формированию фонематических процессов выделяют шесть этапов:
1 этап – Развитие распознавания неречевых звуков.
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развиваются способности узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
2 этап – Различение высоты, силы, тембра, интонационных характеристик на материале одинаковых звуков, сочетаний слов, фраз.
На протяжении данного этапа дошкольники учатся различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
3 этап – Различение слов близких по звуковому составу.
На этом этапе дети упражняются в умении определять на слух правильный вариант слова (правильное название предмета); повторять похожие слова в названном порядке (по 2 слова, по 3 слова); выделять на слух слова, которое по звуковому составу не похоже на остальные; определять на какое из названных трех слов больше похоже четвертое слово; выбирать слово из предложенных, добиваясь рифмы; подбирать слово к рифмованному тексту. В процессе логопедической работы используются словесные игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.
4 этап – Дифференциация слогов.
При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко применяется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры – открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.
5 этап – Развитие узнавания и дифференциации фонем на слух.
Работа по дифференциации звуков начинается с уточнения произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются гласные, а затем согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким, звуки в звукоряде, в слогах, словах. Содержание упражнений предусматривает, наряду с дифференциацией звуков, развитие слуховой памяти. На данном этапе вводятся графические обозначения звуков.
Работа по дифференциации согласных проводится аналогично, но с учетом артикуляционных и акустических особенностей данных звуков (артикуляторно близкие, но акустически далекие; артикуляторно и акустически близкими; по твердости/мягкости и по глухости/звонкости; в звуковом потоке; в потоке слогов).
6 этап – Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.
Фонематический анализ предполагает, как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарным считается выделение (узнавание) звука на фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места в нем. Самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком).
Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, работа проводится в следующей последовательности:
Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т. е. определение наличия звука в слове;
Вычленение звука в начале и в конце слова, а также его место (начало, середина, конец слова);
Звуковой анализ слогов, слов с различной звуконаполняемостью.
Так же на этом этапе дети учатся делить на слоги слова различной слоговой структуры, определять последовательность слогов в слове и их количество. Это помогает им эффективно овладеть звуко-слоговым анализом слова.
В ходе коррекционной работы у дошкольников сформируются умения:
• различать изученные звуки, давать характеристику, сравнивать звуки по предложенным параметрам, выделять любой из изученных звуков в составе слов;
• анализировать звуковой состав слогов и простых слов;
• определять местоположение звука (в начале, в середине, в конце слова);
• анализировать слоговой состав слова, определять ударный слог в двухсложных словах;
• составлять предложения, короткие рассказы со словом с заданным звуком.
Консультативная работа в ходе реализации проекта:
Консультативная работа с педагогическим коллективом:
• Консультация для педагогов «Развиваем фонематический слух играя»
Консультативная работа с семьями:
• Оформление буклетов: «Что такое фонематический слух?»
• Выступление на родительском собрании «Этапы нормального речевого развития ребенка»
• Индивидуальные консультации с родителями
Диагностика по поставленной проблеме:
С целью диагностики уровня сформированности фонематического слуха у дошкольников с ТНР была использована модификация «Диагностики сформированности фонематического слуха (По Архиповой Е. Ф)» (Приложение 1).
Предлагаемая система обследования фонематического слуха включает традиционные для логопедической практики приемы для оценки речи детей.
Процедура ее проведения и система балльной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представлять картину дефекта и определить степень выраженности нарушения фонематического слуха. В дальнейшем система удобна для прослеживания динамики развития фонематического слуха ребенка и эффективности коррекционного воздействия.
C целью более точной квалификации нарушения фонематического слуха полезно определить, какие операции не сформированы у ребенка в большей степени. Балльная оценка результатов в совокупности дает полное представление о картине нарушения и, что особенно важно, позволяет выработать стратегию направленной коррекционной работы.
Система состоит из ряда проб для обследования предпосылок формирования фонематического слуха и самого фонематического слуха у детей с ТНР. Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка.
Система включает следующие пробы:
узнавание неречевых звуков;
различение высоты, силы, тембра голоса;
различение слов, близких по звуковому составу;
дифференциация слогов;
дифференциация фонем;
навыки элементарного звукового анализа.
В результате полученных данных, в начале проекта преобладали очень низкий и низкий уровни сформированности фонематических процессов, на конец проекта стали преобладать низкий и средний уровни сформированности фонематических процессов. (Приложение 2)
Результаты диагностики на начало и конец проекта представлены на диаграммах ниже:
Описание результата реализации проекта:
Из диаграмм видим, что количество детей с очень низким уровнем сформированности фонематических процессов уменьшилось и возросло количество детей со среднем и высоким уровнями. Из этого следует, что в ходе реализации проекта удалось повысить у детей уровень сформированности фонематических процессов, создать условия для формирования учебно–игровой мотивации, а также создать положительный эмоциональный фон и вызвать интерес к логопедическим занятиям.
Дидактические и интерактивные игры это стимул появления большего желания участвовать в ООД. Это возможность стимулировать даже самых пассивных дошкольников. Это один из способов добиться того, чтобы дети очень внимательно и с большим интересом следили за ходом занятий, старались отвечать как можно чаще.
Перспективно – тематическое планирование проекта «Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством дидактических игр»
Логопедический весенний праздник
Приложение 1
Модификация диагностики сформированности фонематического слуха
(по Архиповой Е. Ф)
I. Узнавание неречевых звуков
II. Различение высоты, силы, тембра голоса
III. Различение слов, близких по звуковому составу
IV. Дифференциация слогов
V. Дифференциация фонем
VI. Навыки элементарного звукового анализа
Каждое задание оценивается по следующим критериям:
4 балла - точное выполнение задания
балла - допускает негрубые ошибки
балла - выполнил 0,5 задания верно
балл - более 0,5 задания выполнено неверно
0 баллов - отказ или невыполнение задания
Таким образом максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение всех проб методики равно 100. Если принять эту цифру за 100%, то по аналогии с оценкой успешности выполнения заданий, можно высчитать процентное выражение успешности выполнения тех или иных речевых проб или всех заданий методики и соотнести её с одним из пяти уровней:
5 уровень (очень высокий) — 100% - 97%
4 уровень (высокий) — 80-97%
3 уровень (средний) — 42%-79%
2 уровень (низкий) — 13%-39%
1 уровень (очень низкий) — 12%
Можно дать следующую краткую характеристику данных уровней сформированности фонематического восприятия:
5 уровень—развитие фонематического восприятия выше нормы;
4 уровень—развитие фонематического восприятия в норме;
3 уровень—развитие фонематического восприятия ниже нормы;
2 и 1 уровни свидетельствуют о системной речевой патологии, где отмечается несформированность фонематических процессов.
Приложение 2
Результаты диагностики сформированности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
И. Ф. ребенка Начало проекта Конец проекта
1 Ребенок 1 Низкий уровень Низкий уровень
2 Ребенок 2 Низкий уровень Низкий уровень
3 Ребенок 3 Очень низкий уровень Низкий уровень
4 Ребенок 4 Средний уровень Высокий уровень
5 Ребенок 5 Очень низкий уровень Низкий уровень
6 Ребенок 6 Низкий уровень Средний уровень
7 Ребенок 7 Высокий уровень Высокий уровень
8 Ребенок 8 Низкий уровень Средний уровень
9 Ребенок 9 Низкий уровень Средний уровень
10 Ребенок 10 Низкий уровень Средний уровень
11 Ребенок 11 Низкий уровень Низкий уровень
12 Ребенок 12 Очень низкий уровень Очень низкий уровень
13 Ребенок 13 Очень низкий уровень Низкий уровень
14 Ребенок 14 Очень низкий уровень Низкий уровень
15 Ребенок 15 Средний уровень Средний уровень
Список литературы
1. Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки. – СПб., 1999.
2. Аманатова М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях/М. М. Атаманова// Логопедия сегодня. -2014, №1(15). – С. 69.
3. Андреева Е. П. Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М. : Буки-Веди, 2016. — С. 27-30.
4. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. —— М. : АСТ: Астрель, 2008. — 254с. : ил.
5. Горчакова А. М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии» - Самара, СГПУ, 2014.–С. 70.
6. Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников / Н. И. Дьякова. – Москва : Сфера, 2018. – 64 с.
7. Жовницкая, О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников / О. Н. Жовницкая // Начальная школа. – 2011. – № 11. – С. 41-46.
8. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 5 – 6 лет/ Е. В. Колесникова. - М. : «ГНОМиД», 2012. – 333 с.
9. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. // Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение, 2008-207 с.
10. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа»/ Т. А. Ткаченко. – С-Пб. : Норма, 2015. – 614 с.
11. https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-fonematicheskogo-vospriyatiya-u-doshkolnikov-posredstvom-didakticheskoy-igry
12. https://learningapps.org/user/katerina_tretyakova
13. https://mersibo.ru/
14. https://vk.com/club152635295