Алла Мельникова
Проект «Колония — бельгийское поселение города Усть-Катава»
▼ Скачать +Заказ
Краткосрочный проект:«Колония - бельгийское поселение города Усть-Катава»
Содержание
1. Введение…3
2. Актуальность….3
3. Практическая значимость проекта…. 4
4. Цели и задачи…4
5. Гипотеза….5
6. Методы исследования…. 5
7. Ожидаемые результаты…. 5
8. Материально-техническая база…5
9. Этапы создания проекта…. …6
10. 1 этап. Подготовительный…6
11. 2 этап. Поисково-исследовательский ….7
12. 3этап. Заключительный….…. …8
13. Вывод…8
14. Примерное содержание проекта….9
15. Список использованной литературы…. 10
Введение
Публикация «Проект „Колония — бельгийское поселение города Усть-Катава“» размещена в разделах
«Самое лучшее открытие –
то, которое ребёнок делает сам»
Ральф У. Эмерсон.
Нашему городу 260 лет. Усть-Катав – городок не большой и детям важно знать, что это за город и какие в нем существуют районы и достопримечательности. Тем более что районов в нашем городе совсем не много – не более 10.
Дети очень любят путешествовать, в не зависимости от расстояния – большого или малого. Любое путешествие – это открытие нового, пока еще не изведанного ребенком.
Часто, на прогулках дети задают вопросы, такие как: «А что это за здание?» или «Кто построил этот дом?», «Почему этот мост называется именно так»…
Так почему бы не совершить маленького путешествия в один из районов нашего, самого старого и очень важного района (когда-то в стародавние времена - самого важного района, в который и попасть без пропуска было не возможно). Этот район называется «Колонией».
Актуальность
Знать свою Родину, своё Отечество - это одна из наиболее значимых задач, которую необходимо выполнить. Ведь именно она воспитывает гражданина России, который в дальнейшем с любовью и уважением будет относиться к своей Родине.
Исходя из всего выше сказанного, можно предположить, что небольшие экскурсии по родному городу привьют ребенку интерес и уважение к малой Родине, а значит, сформируют такое важное чувство, как патриотизм.
Выявление проблемы
Маша постоянно задает много вопросов, ведь это и не удивительно – ребенок растет и развивается. Если эту любознательность не игнорировать и не отвечать на вопросы ребенка банально, механически, то можно получить замечательный результат – гармонично развитую личность с высокими познавательными способностями.
Когда я предложила Маше узнать о районе «Колония» в нашем городе, ребенок очень удивился, сразу задав вопрос «Почему он так называется?». Вот мы и решили узнать как можно больше о данном районе и поинтересоваться не только буднями данного района, но и его историческим прошлым.
Вид проекта: Познавательно - исследовательский.
Участники проекта: мама – Васильева Ольга Александровна
дочь – Павлюченко Маша
учитель-логопед- Мельникова Алла Эдуардовна
Проблема: Выяснить, почему район в городе Усть-Катаве называется «Колония», провести экскурсию по данному району.
Практическая значимость проекта: Помочь ребёнку познакомиться
поближе с отдельными районами нашего города, привить любовь к малой Родине. Объяснить ребенку различие слов в русском лексиконе. В нашем случае название района «Колония» будет означать - поселение, состоящее из выходцев другой страны, а не общежитие, и тем более не тюрьма, как понимают многие дети (слова - омонимы)
Цели:
1. формирование чувства патриотизма у ребенка старшего дошкольного возраста
2. познакомиться с историей старого района, прививать навыки исследовательской работы.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить у ребенка представление об отдельных районах родного города.
2. Изучение истории города Усть-Катава, района «Колония»
Развивающие:
1. Стимулировать детскую активность.
2. Развивать умение анализировать социальные явления и события, сопоставлять и обобщать их.
3. Развивать и обогащать речь ребенка, повышать эрудицию и интеллект
4. Развивать коммуникативные способности ребенка, путем знакомства и общения с новыми людьми.
Воспитательные:
1. Воспитывать патриотическое чувство к родному краю, к своей малой Родине.
2. Воспитывать интерес к истории родного города.
Гипотеза: «Колония» это место, где раньше находилась тюрьма.
Методы исследования:
1. Экскурсия;
2. Беседа;
3. Чтение художественной литературы;
4. Метод сравнения;
6. Анализ полученных результатов.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение представления ребенка об окружающем мире, на основе воспитания любви к родному краю, к своей малой Родине.
2. Формирование навыков любознательности, познавательной активности;
Материально-техническая база:
1. Фотографии района «Колония» г. Усть-Катава
2. Фотоаппарат
3. Художественная литература, справочники, газета «Усть-Катавская неделя»
4. Макет Французского моста,
5. Карандаши, краски, альбомные листы.
Этапы создания проекта
1 этап. Подготовительный (Организационный).
На данном этапе происходит сбор информации.
Цель:
1. Из разных источников собрать информацию о районе г. Усть-Катава «Колония»
2. Ознакомиться со словами - омонимами, дать характеристику слова «Колония», определиться с истинным значением, которое охарактеризует изучаемый район.
3. Рассмотреть макет Французского моста.
4. Рассмотреть фотографии по теме.
Изучение научной литературы.
Мы начали с того, что слова могут иметь одинаковое название, но иметь различное понимание. В нашем случае, мы поговорили о названиях районах города Усть-Катава и остановились на «Колонии».
В справочниках указано, что «колонией» может называться - общежитие людей поселившихся для совместной жизни.
Также, мы нашли много информации о том, что под словом «колония» часто понимают «исправительную колонию», а по простому понятию для ребенка – тюрьму.
«Колонией» можно назвать временное поселение птиц.
И наконец, «Колония» - поселение, состоящее из выходцев другой страны.
Вот последнее значение и определило ход нашей предстоящей работы.
Поиск информации в интернете.
В интернете мы посмотрели карту нашего города, определили местоположение интересующего нас района.
В детском саду проводились беседы:
«Французский мост – к какому району мы можем его отнести?», «Где находится городская больница - стационар?», «Что такое «бараки» и в какой местности нашего города их сохранилось больше всего?».
Дома мы прочитали и обсудили сказку: Г. Садовниковой «Сказка о нашем городе Усть-Катаве».
Выяснили: в «Колонии» раньше проживали бельгийцы, которые занимались производством вагонов. «Колонию» с Усть-Катавом связывал французский мост, он был «под шлагбаумом» и через него не разрешалось проходить людям из других районов, кроме слуг, которых набирали бельгийцы из местных жителей: повара, садовники, гувернантки.
Здесь у бельгийцев были не только личные дома, но и собственный клуб и футбольное поле.
2 этап. Основной (Поисково-исследовательский).
На данном этапе осуществляется проверка гипотезы, на основании сбора фактов.
Цель: проверить предполагаемую гипотезу на деле.
Экскурсия. Общение со старожилами района.
Рассматривание фотографий, сделанных с родителями во время экскурсии.
На данном этапе нашего проекта, мы с Машей отправились,
непосредственно, в «Колонию».
Наша экскурсия началась пешим ходом от Французского моста, до недавно снесенного старого дома «барака».
Мы рассмотрели Французский мост, представили себе, в каком именно месте стоял шлагбаум, прошлись по второй части моста, где имеется железная дорога (там предусмотрена дорожка для пешеходов).
Затем остановились возле существующего в настоящее время железнодорожного шлагбаума, обговорили, что это единственный железнодорожный шлагбаум в нашем городе.
Прошли мимо старых домов, Маша убедилась, что на окнах нет никаких решеток и мысли о том, что здесь могла быть какая- то тюрьма отошли в сторону.
Затем обратили внимание, что стационар городской больницы значительно отличается от других старых построек «Колонии».
Наконец, дошли до снесенного дома, обговорив, что такие дома скоро останутся в прошлом.
И, наконец, посетили старожилов района Ковриг Н. С. и Н. В.
Они с удовольствием показали нам свой дом, постройки времен XIX века. Мы узнали, о том, что здесь, когда то жили бельгийцы, затем сюда заселяли очень важных людей – специалистов, которые приезжали работать на наш завод.
Первую канализацию и водопровод с ванной организовали именно в этом доме. Бельгийцы завезли сюда ванны. До них такой «роскоши» в городе не было.
Когда Ковриги заселились в этот дом, в саду насчитывалось 108 деревьев.
Вообще «Колония» считалась самым элитным и экологически чистым местом. Бельгийцы, прежде чем выстраивать себе дома, вызывали специалистов и проверяли всю розу ветров.
Вывод: Мария поняла, что район называется так из-за живших здесь когда-то иностранцев. И мысли о том, что здесь была тюрьма, развеялись окончательно
3 этап. Заключительный (Обобщающий).
Проверка гипотезы, создание пособия, оформление результатов.
В результате проведенной экскурсии мы опровергли первоначальную гипотезу, согласно которой район «Колония» ассоциировался с местом ограничением свободы.
В ходе исследовательской работы мы убедились, что это очень интересное место, где можно узнать много нового, познакомиться с местными достопримечательностями. А также, Маша, познакомилась с интересными людьми и осталась очень довольна.
Вывод: Таким образом, мы, убедились в том, что «Колония» - это интереснейший район нашего города с очень богатым, интересным и что, не мало важно, интеллигентным прошлым.
Теперь, Маша знает о нашем городе гораздо больше. Ну а, на будущее мы планируем посетить другой район, не менее красивый и интересный – «Паранино».
Примерное содержание исследовательского проекта. (в табл.)
№ мероприятие задачи ожидаемый результат
1 Изучение детской научной литературы.
Собрать информацию о районах нашего города. Познакомиться по-ближе с одним из них.
2 Чтение сказки и обсуждение Г. Садовниковой
«Сказка о нашем городе Усть-Катаве». Уточнить представление ребёнка о изучаемом районе, его истории Интерес к чтению сказок, расширение кругозора ребенка о нашем городе
3 Беседы: «Французский мост – к какому району мы можем его отнести?», «Где находится городская больница - стационар?», «Что такое «бараки» и в какой местности нашего города их сохранилось больше всего?».
Развивать способность размышлять, выявлять причинно - следственные связи, делать выводы.
Расширились знания о малой Родине, выяснить важность данного района для города
4 Экскурсия в изучаемый район Развивать познавательный интерес к нашему городу, развивать любознательность, наблюдательность. Умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, находить причинно - следственные связи, делать выводы.
5 Серия экспериментов:
Опыт 1. Рассматривание старых домов на улице
Опыт 2. Знакомство со старожилами района
Опыт 3. Создание фотоальбома по теме Провести исследование района, путем путешествия по нему, знакомства с новыми людьми, и рассматривания достопримечательностей данной местности. Развивать умение рассуждать, находить грамотное решение, делать умозаключения на основе самостоятельно полученных фактов.
6 Совместно с родителями создание фотоальбома «На память о моем путешествии по «Колонии» Развивать творческие способности, активность, память. Разовьётся интерес к творчеству, ребёнок получит первые впечатления о проделанной работе.
Список использованной литературы:
1. http://tolkslovar.ru/k6612.html
2. Г. Садовникова «Сказка о нашем городе Усть-Катаве».
3. Газета «Усть-Катавская неделя» от 12 января 2006 г. № 2 (1204)
4. «Организация проектной деятельности в свете требований ФГОС. С. М. Никульшин, А. В. Роготнева, Л. Н. Тарасова, Томск 2012г.
5. «Энциклопедия дошкольника». М., Росмэн, 2007.
Стихотворение на защиту проекта
«Даша – путешественница»- мультик есть такой,
А я сейчас вам вот что – расскажу другой.
Я тоже путешествовать люблю и не скучаю-
Сейчас вот, например, я – райончик изучаю
Недавно вместе с мамой в Колонии была-
«Французский» мост смотрела, шлагбаум засняла.
И думалось мне прежде, что там была тюрьма,
В решетках и колючках Колония была.
На деле оказалось - совсем наоборот,
В районе том селился совсем другой народ.
Бельгийцы, иностранцы то заселяли место,
Колония считалась элитная невеста.
В цветах вся утопала,
Сирень в садах цвела,
Красивейшим местечком Колония была.
Пройти туда не просто – охрана у моста,
Лишь слуги, гувернантки сновали без конца.
Теперь я точно знаю –
Колония у нас –
район не из простых был,
А просто первый класс!
Сейчас она старушка - немного обветшала,
Надеюсь я сегодня, не зря о ней сказала.