Баклина Валентина Николаевна
Проект «Профессии предприятий города Саранска»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Профессии предприятий города Саранск»
Автор проекта : Баклина Валентина Николаевна, воспитатель первой квалифика-ционной категории
Краткая аннотация проекта
В проекте «Профессии предприятий города Саранск» представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, разные виды игр, чтение художественных произведений с последующим обсуждением. Отобран материал для работы с родителями воспитанников по данной тематике. Данные теоретические выводы, дидактические и методические материалы в практической деятельности можно использовать при разработке программ по профориентации дошкольников.
Публикация «Проект „Профессии предприятий города Саранска“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Актуальность проекта
Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в до-школьном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологиче-ских особенностей темперамента и характера, от воспитания ребёнка и привития ему цен-ности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
К выбору своей будущей профессии нужно серьёзно готовить ребёнка. Ему необ-ходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к челове-ку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впи-тает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сде-лать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.
У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы, путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребе-нок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначаль-ным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – пер-вая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Ранняя профориентация в дошкольном образовании преимущественно носит ин-формационный характер (общее знакомство с миром профессий, но не исключает совме-стного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности, его знакомства с профессиями родителей.
Прежде чем начать работу по реализации проекта был изучен характер и содержа-ние представлений детей о труде взрослых. Проведенное интервьюирование детей об их представлениях о труде взрослых и профессиях показало, что только половина детей мо-гут назвать, где и кем работают их родители, потому что родители не рассказывают детям о своей работе! Представление о труде взрослых у детей было размыто, и они не могли рассказать, что делают их родители «на работе». Распространенными ответами детей бы-ли: «на работе работают», «на работу ходят», «на работу ездят», «работу работают», большинство детей утверждают, что «на работу ходят, чтобы заработать денежки». Опрос родителей показал, что 80% опрошенных родителей напрямую не рассказывают детям о своих профессиях и сфере деятельности, 5% брали их с собой на работу (в магазин, кафе, парикмахерскую) в связи с территориальной близостью к месту проживания, 15% родите-лей сообщили о том, что в косвенных сообщениях рассказывали детям о своей профессии.
Актуальность проекта заключается в потребности ознакомления дошкольников с миром профессий пищевой промышленности нашего города, чтобы показать важность, необходимость и значимость труда людей. Проект формирует представление о професси-ях предприятий пищевой промышленности, воспитывает отношение к труду. В ходе про-екта дошкольники знакомятся с требованиями, которые предъявляет та или иная профес-сия человеку. Проект предоставляет хорошую возможность привлечь родителей в совме-стную деятельность с педагогом и детьми, позволяет самим обрабатывать различные ис-точники информации, обобщать материал, развивать у детей логическое мышление.
Цель проекта : формирование представлений о заводах и фабриках города : место-нахождении, выпускаемой продукции, товарных знаках, а также о профессиях в сфере пищевой промышленности, понимание важности, роли труда взрослых в обществе и в жизни каждого человека.
Задачи проекта
Для детей:
образовательные:
• расширить представления о мире, формировать интерес к профессиональной деятельности человека, красоте человеческого творения;
• познакомить детей с профессиями работников промышленных предприятий города Саранск;
• сформировать у ребёнка эмоциональное отношение к миру профессий, пре-доставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности;
• углубить представления детей о продуктах питания и их производстве, о взаимосвязи людей разных видов профессий (фермеры и работники пищевой промыш-ленности, о роли сельскохозяйственных машин и других механизмов в труде человека;
• формировать представления о полезности продуктов питания для здоровья человека;
• формировать у детей первичные представления о товарных знаках каждого предприятия;
• закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления.
воспитательные:
• воспитывать уважительное отношение к профессиям взрослых, участвую-щих в производстве продуктов питания;
• воспитывать интерес к здоровому образу жизни, предоставить детям воз-можность по раннему профессиональному самоопределению;
• воспитывать дружеские взаимоотношения в совместной игровой и образовательной деятельности;
• воспитывать чувство гордости за родителей, работающих на предприятиях пищевой промышленности нашего города.
развивающие:
• развивать познавательную активность детей в процессе ознакомления с профессиями предприятий пищевой промышленности города Саранск;
• развивать любознательность, трудовые навыки;
• развивать творческие способности, воображение, дружеские взаимоотноше-ния друг к другу, умение решать проблемную ситуацию.
Для педагогов:
• способствовать приобретению нового опыта работы по воспитанию эконо-мической культуры дошкольников;
• создать и апробировать виртуальные дидактические продукты (виртуальные экскурсии, презентации, игры);
• разработать методическое сопровождение по ранней профориентации детей дошкольного возраста в мире профессий перерабатывающей (пищевой) промышленности;
• повысить профессиональное мастерство;
• пополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе.
Для родителей:
• способствовать зарождению профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием личного примера;
• способствовать обогащению уровня экономических знаний родителей;
• способствовать формированию у подрастающего ребёнка готовности само-стоятельно и осознанно делать профессиональные и нравственные выборы;
• способствовать проявлению интереса к экскурсиям, проводимых для детей;
• создать единое воспитательно-образовательное пространство ДОУ и семьи по экономическому воспитанию дошкольников, возможность участвовать в совместных проектах экономической направленности, в организации экскурсий.
Новизна проекта
Новизной проекта является ранняя профориентация детей и личностная включён-ность воспитателей, детей и родителей. Проект позволяет воспитателям, детям и их роди-телям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Он тесно вплетё н в другие виды деятельности: социализация, безопасность, труд, соци-альный мир и предметное окружение, развитие речи, изобразительную деятельность, ре-гиональный компонент. Все задания в проекте направлены на формирование способно-стей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном.
Оригинальность: приобщение детей к изучению профессий пищевой промыш-ленности города Саранск происходит в ходе экскурсий, в том числе виртуальных (на хле-бозавод, кондитерскую фабрику «Ламзурь» и др.). Виртуальные экскурсии являются но-вым видом экскурсий, которые отличаются от реальной экскурсии виртуальным отобра-жением реально существующих объектов. Виртуальные экскурсии основываются на ком-пьютерном моделировании и создании искусственного мира, в котором можно действо-вать с помощью специальных сенсорных устройств. Использование информационно-компьютерных технологий (в том числе виртуальных экскурсий) делает процесс обучения более эффективным, интересным, качественным, результативным.
Вид проекта :
по продолжительности – долгосрочный;
по доминирующей деятельности – игровой, познавательный, творческий;
по количеству участников – групповой.
Сроки реализации: октябрь–май.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Условия реализации проекта :
• Создание интереса у детей;
• Участие родителей в реализации проекта;
• Разработка конспектов и занятий по ознакомлению детей с профессиями пищевой промышленности города.
Основной принцип: интеграция образовательных областей.
Охваченные образовательные области: «Познание», «Социализация», «Комму-никация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Здоро-вье», «Безопасность».
Методы обучения
В процессе реализации проекта используются методы, в основе которых лежит способ организации занятия (словесные, наглядные, практические методы обучения).
Словесный метод: беседы по ознакомлению с трудом взрослых и профессиями (опирается на сведения, уже известные детям); рассказ, объяснения (используется, когда излагаются сведения, не опирающиеся на предыдущие знания детей); обсуждение (впе-чатлений от экскурсий, о ролевых и познавательных игр); сравнивание (участие в выстав-ках, конкурсах); привлечения индивидуального опыта ребёнка; чтение литературы.
Наглядный метод: наглядные материалы; демонстрационные материалы.
Практический метод: познавательно-исследовательские работы; изготовление рисунков, экскурсии, виртуальные экскурсии (на предприятия, с представителями про-фессий которых знакомят дошкольников). Посещение предприятия позволяет детям полу-чить конкретные впечатления, знания и представления о современных и традиционных технологиях, заглянуть в мир «живого» производства. Опыт работы показывает, что экс-курсия может заменить серию занятий, так как она расширяет кругозор, прививает навыки общественного поведения.
Приоритетом является включение здоровьесберегающих технологий (гимнастика для глаз, физкультурные минутки и другие).
Формы работы с родителями:
• Оформление информационного стенда для родителей по теме проекта.
• Анкетирование.
• Консультации по теме проекта : «Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании положительного отношения к труду у старших дошкольников», «Из чего складывается трудолюбие?», «Трудовое воспитание в семье», «Ознакомление детей с тру-дом взрослых. Влияние труда взрослых на развитие детей».
• Родительское собрание «Трудовое воспитание в формирование личности ре-бёнка». Целью данной формы работы является включение родителей в проектную дея-тельность (активизация внимания родителей на огромное воспитывающее значение зна-комства ребёнка с их трудом. Знакомство с целью и задачами проекта, оказание родите-лями помощи в пополнении предметно-развивающей среды).
• Организация развивающей предметной среды, что является важным компо-нентом для развития у детей интереса к профессиям взрослых.
Критерии результативности проекта :
1 уровень – высокий: дети имеют полные знания о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. Положительные эмоции прослеживаются в мимике, жестах, речевой интонации.
2 уровень – средний: дети не имеют полных знаний о труде взрослых. Не всегда ха-рактеризуют труд взрослых, опускают действия при изложении последовательности орга-низации труда. Не проявляют ярких эмоций в процессе проведения беседы.
3 уровень – низкий: дети не знают профессия пищевой промышленности, не владе-ют знаниями о процессе организации труда взрослых, не проявляют положительных эмо-ций.
Практическая значимость проекта заключается в возможности использования педагогами ДОУ разработанного нами комплекса методических материалов по ознаком-лению детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых на основе интегративных технологий и форм, предполагающих интеграцию деятельности всех участников воспитательно-образовательного процесса. Данный проект может быть реализован в ДОУ, укрепляет семейные связи.
Ожидаемые результаты по проекту :
Дети:
1. Дети будут самостоятельны, смогут творчески проявить свою индивидуальность.
2. Будет происходить развитие трудовой деятельности дошкольника.
3. Активизируется познавательная деятельность дошкольников, повысится интерес к профессиям взрослых - позиционирование себя в различных профессиях. Дети проявля-ют интерес к профессиям своих родственников, гордятся своими родителями, дают гра-мотную оценку результатам труда взрослых, демонстрируют хорошие знания.
Педагоги:
1. Рост профессионализма педагогов в вопросах трудового воспитания дошкольни-ков.
2. Будут использоваться современные технологии: игровые технологии, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, технология проектной деятельности. В рамках работы педагогического коллектива детского сада будут подготовлены, апробированы и внедрены методические материалы по организации трудовой деятельности.
Родители:
1. Мероприятия проекта помогут родителям осознать себя равноправными партнё-рами в деле воспитания подрастающего поколения.
2. Повысится экономическая культура родителей, появится понимание необходи-мости в экономическом воспитании детей.
Основное содержание проекта
Этапы реализация проекта
I этап – Подготовительный
• диагностирование детей;
• определение целей и задач проекта;
• анализ имеющихся условий в группе и детском саду;
• разработка учебно-тематического плана, включающего в себя различные ви-ды детской деятельности, с учётом интеграции образовательных областей;
• создание условий для организации работы
• подбор материала, необходимого для реализации цели проекта (иллюстра-ции, сюжетные картины, настольные, словесные, дидактические игры, художественные произведения, предметы и т. д.). Организация развивающей предметной среды, что является важным компонентом для развития у детей интереса к профессиям взрослых. Тема проекта должна быть отражена в каждом уголке группы: подбор художественной литературы в книжном уголке, подбор иллюстраций, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности, подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями и т. д. ;
• разработка конспектов мероприятий непосредственно образовательной дея-тельности, бесед по ознакомлению детей с профессиями предприятий нашего города;
• прогнозирование результата.
II этап – Основной – реализация проекта
• реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;
• художественно-продуктивная, игровая деятельность детей;
• организация выездных экскурсий, виртуальных экскурсий.
III этап – Заключительный
• анализ деятельности, обобщение результатов работы;
• презентация продуктов проектной деятельности.
Ресурсы:
Материально-техническая база:
– предметно-развивающая среда;
– наглядный и демонстрационный материал;
– альбомные листы, цветная бумага, цветные карандаши, кисти, акварельные крас-ки, гуашь, салфетки;
– мультимедийный проигрыватель; музыкальное оформление (аудиозаписи с голо-сами домашних птиц);
– компьютер, видеопроектор;
– солёное тесто, доски для лепки,
– декорации для проведения сюжетно-ролевой игры «Супермаркет» (ширма, моль-берт, картинки по теме игры, атрибуты (фантики, кондитерская посыпка, пакеты упако-вочные, касса, весы, муляжи продуктов, корзинки для покупок, сумки, пакеты, костюм продавца, деньги);
– колосья ржи, пшеницы, овса, ячменя и ёмкости с различными крупами;
– каравай;
– доски для лепки, стеки, фартуки;
– мука, соль, вода, формочки для печенья, скалки;
– пластиковые стаканчики, молоко для проведения опытов;
– бросовый материал для изготовления игрового макета «Фермерский дворик» (любая большая коробка, краски, гуашь разных цветов, кисточки, ножницы, скотч, клей для склеивания разных поверхностей, нож канцелярский, паста акриловая рельефная бе-лая, цветной гофрированный картон, цветная бумага, цветная бархатная бумага, сизаль, солома и др.);
– пластилин, стеки, салфетки, «кормушка» как основа для коллективной компози-ции (крышка от картонной коробки с низкими бортиками с верёвочками для подвески);
– земля, пластиковые баночки для посева, лейка, семена лука, овса, редиса, огур-цов, лупы, палочки-мерки, влажные тряпочки.