Арзуманян Нварт Агасиевна
Проект «Восьмидесятилетию города Королёва посвящается…»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Королёв Московской области
«Детский сад комбинированного вида №48 «Тополёк»
(МБДОУ «Детский сад №48»)
topolek.33@list.ru
телефоны 8(498)646-92-09,
8 (495)519-84-38 141091, Московская обл. ,
г. о. Королёв, мкр. Юбилейный, ул. К. Д. Трофимова, 5
«К восьмидесятилетию города Королёв посвящается…»
в подготовительной группе
Публикация «Проект „Восьмидесятилетию города Королёва посвящается…“» размещена в разделах
Воспитатель :
Арзуманян Н. А.
г. Королёв 2018
Вид проекта :творческий;
Тип проекта : детско-взрослый;
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Срок реализации: январь 2018г. – апрель 2018г.
Участники проекта : дети и родители
Возраст участников проекта : 6-7 лет.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования основные направления реализации проекта : социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие личности ребёнка
Проблема: У детей имеются поверхностные представления о родном городе. Родители мало рассказывают детям об истории города, о его достопримечательностях, недостаточно обращают внимание на красоту родного города, его непохожесть на другие города.
Обоснование проекта :
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
У каждого из нас есть своя малая Родина. Чаще всего так называют место, где человек родился и вырос. Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально - нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном городе.
Трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине у ребёнка, не имеющего достаточного количества знаний о ней. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе, понятнее и роднее будет становиться ему его большая Родина, Россия. А для того, чтобы любить свой город, надо его хорошо знать.
Данное направление в нашей работе с детьми является неотъемлемой частью патриотического воспитания.
Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более, что нам есть чем гордиться. Этим и обусловлено создание проекта по формированию у детей любви и интереса к родному городу, их малой Родине.
Актуальность проблемы:
1. Нормативные требования: согласно ФГОС ДО, одной из задач Обязательной части основной образовательной программы является:
«- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине»;
- Государственная программа патриотического воспитания: развитие и совершенствование системы патриотического воспитания (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.)
2. Научно-теоретический аспект:
- Изучением и разработкой проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников занимались: М. Д. Маханёва «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?», Н. В. Алёшина «Знакомство дошкольников с родным городом и страной».
3. Состояние практики в МБДОУ:
- дети дошкольного возраста страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Знакомство детей с родным городом формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами своей Родины.
- в педагогической литературе и методических пособиях для детей дошкольного возраста отсутствуют подобные материалы по изучению города Королёва. Кроме того данный проект приурочен к юбилею нашего города. Цель: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, формирование у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей семье и малой родине.
Задачи:
Образовательные: формировать интерес к изучению истории города Королева, познакомить с первым названием города.
Развивающие: развивать инициативу и творческие способности, артистические качества личности, любознательность, внимание, память.
Предполагаемые результаты:
Создание условий для восприятия детьми сведений о родном городе.
Формирование разносторонних знаний о городе.
Воспитание любви и бережного отношения к городу.
Увеличение доли воспитанников с высоким уровнем знаний о родном городе, крае.
Увеличение доли родителей, удовлетворенных уровнем образовательных услуг.
Понимание родителями приоритетной роли семьи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.
Практическая значимость: Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую компетентность в вопросах истории, культуры города Королёв. Поможет сформировать заботливое отношение к родному городу, уважение к землякам, чувство гордости от осознания себя королёвцем.
Верим, что наша работа не пропадет зря, она поможет в дальнейшем понять ребенку, кто он, откуда, обогатит его нравственно и духовно.
Материалы, собранные в ходе реализации проекта, будут полезны как педагогам ДОУ, так и педагогам нашего города.
Методы:
Практические
Создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности.
Экскурсии и наблюдения, расширяющие кругозор детей.
Работа в мини-музее «Мой город» с целью формирования знаний о родном городе.
Дидактические игры.
Подвижные игры.
Моделирование.
Словесные
Беседы.
Чтение художественной литературы.
Заучивание стихотворений.
Рассказывание
Развлечения.
Наглядные
Организация выставок.
Сбор фотоматериалов.
Рассматривание иллюстраций.
Просмотр презентаций и фильмов.
Информационные стенды.
Личный пример взрослых.
Моделирование.
Содержание проекта :
I этап - подготовительный
Срок реализации: март 2018 г.
Цель: систематизирование и отбор теоретического и методического материала.
Содержание деятельности
1. Изучение нормативно - правовой базы: ФГОС ДО, примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
2. Подбор методической и художественной литературы, наглядных и дидактических пособий.
3. Анализ предметной среды группы по проблеме.
4. Разработка диагностического материала. Выявление уровня развития детей.
5. Разработка проекта, формулировка цели и задач проекта.
II этап - практический
Срок реализации: апрель 2018 г.
Цель: реализация проекта, формирование у старших дошкольников разносторонних знаний о родном городе, чувства любви, гордости и бережного отношения к нему.
Содержание деятельности
Цикл «Мой любимый город»
Цель: Познакомить дошкольников с историей возникновения родного города; его достопримечательностями; уточнить знания детей о названиях улиц; показать детям, что по названиям улиц можно многое узнать об истории родного города; пробудить у них интерес к истории своего города.
Работа с детьми:
беседы: «Мой родной город», «История возникновения родного города», «Улицы города»;
-целевые прогулки по улицам города;
-обсуждение проблемных ситуаций;
-чтение художественной литературы: стихотворений «Мой город», «В широких просторах» Кузнецовой Н. В. ;
-просмотр отрывков из фильма: «Королев – город моей мечты»;
-настольные игры: «На прогулке», «Безопасность»; дидактические: «Подумай - отгадай», «Назови улицу», сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу» «Больница», «Мы - конструкторы»;
-игры на макете улицы;
-рисование: «Мой родной город в праздники», «Автобус едет по улице», аппликация: «Герб Королева», лепка: «Лось-символ Национального парка»;
-рассматривание плакатов, энциклопедий, иллюстраций, фотографий о городе;
-разучивание: песни "Край, в котором ты живешь". Музыка Г. Гладкова Слова Ю. Энтина, музыкально-хореографической композиции: «Не рвите цветы, не рвите» музыка, слова: М. Пляцковский;
-развлечение, праздники: «День Победы», «С Днём рождения, любимый город!».
Работа с родителями:
- консультация «Наш проект»;
-развитие совместного творчества педагогов, родителей и детей;
-проведение мероприятий с участием родителей;
- тематические выставки рисунков и аппликаций детей совместно с родителями: «Мой Королёв»;
- оформление фотовыставки на тему: «Мы на улицах города Королёва».
Итоговое мероприятие цикла: Сценарий
театрализованного представления
с участием родителей
«Королёв – город моей мечты!»
для старших дошкольников
(к 80-летию города Королёва)
Предполагаемый результат
1. Сформированность разносторонних знаний о родном городе, чувства любви, гордости и бережного отношения к нему.
2. Оформление альбома с иллюстрациями и фотографиями «Город Королёв глазами взрослого и ребёнка», «История города Королёв по материалам газет”
3. Включённость родителей в решение проблемы дефицита знаний детей о родном городе.
4. Фоторепортажи.
Итоговое мероприятие цикла:
Презентация тематических альбомов. Посадка деревьев на участке детского сада
Предполагаемый результат
1. Проявление интереса у детей к различным объектам природы родного края.
2. Закрепление знаний детей о природе родного края.
3. Бережное отношение к объектам природы.
4. Овладение нормами и правилами родного языка, определяемые для детского возраста, развитие воображения, мышления.
5. У детей сформированы умения и навыки, раскрыты новые возможности для создания творческих работ.
Цикл «А я люблю места родные.»
Цель: Закрепление знаний детей об историческом прошлом и настоящем города на материалах экспонатов музеев, научной литературы.
Работа с детьми:
-рассказ – беседа о родном городе, «Герб родного города, гимн города»
-проведение экскурсий: историко-краеведческий музей, по улицам города;
-посещение музеев;
-знакомство с предприятиями города, историей их возникновения и влиянием на экономическое развитие города, края, страны.
-беседы «Знаменитые жители моего города», «Фабрика 1Мая» («Болшевский текстиль»). «Краткая история», «ЦУП - что это?», «Здесь делают ракеты» (по материалам экскурсии, «Королёв-столица космонавтики», «История станции Болшево», «Некоторые достопримечательности города Королёв»;
-«Их помнит Россия, их помнит наш родной город» : знакомство с произведениями поэтов, художников, музыкантов, живших и работавших в нашем городе. Архитектура города.
-знакомство с людьми, прославившими город. Организация вместе с детьми выставки фотографий известных людей города (С. П. Королёв, С. Г. Грабин, М. Цветаева, Коровин, Левитан, Б. Заходер);
-участие в акциях: «Чисто у нас - чисто в городе!» Конкурс на лучшее оформление участка «Сказка своими руками».
Работа с родителями:
-совместное посещение с детьми музеев, достопримечательностей, прогулки по городу;
-подготовка к тематической выставке рисунков детей совместно с родителями: «Я люблю тебя, мой город!»;
-сочинение стихов о городе.
Итоговое мероприятие цикла
Конкурс стихов о городе, написанных участниками проекта «Наш город Королёв» - «А я люблю места родные…»
Предполагаемый результат
1. Уточнение знаний о достопримечательностях и символике родного города.
2. Осознание детьми, что история их родного города Королёв неразрывно связана с историей Родины; закрепление понятия, что такое музей.
3. Умение ориентироваться в своём микрорайоне.
4. Углубление знаний детей о космических профессиях, предприятиях в городе Королёве, их истории.
5. Углубление и расширение знаний детей о культурном наследии города Королёва.
6. Развитие бережного и созидательного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа).
7. Стремление детей сделать родной город ещё лучше.
8. Воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
III этап – заключительный
Срок реализации: апрель2018 г.
Цель: подведение итогов, распространение опыта работы.
Содержание деятельности
1. Выявление уровня знаний детей о городе
2. Создание презентации по итогам реализации проекта. Выступление на педагогическом совете, Фестивале методических идей (на уровне города).
Продукт проектной деятельности :
1. Презентации: «Некоторые достопримечательности города Королёв», «Музей космонавтики», «Национальный парк Лосиный остров».
2. Фоторепортажи с экскурсий по городу, музеям города.
3. Выставка - конкурс рисунков: «Я люблю тебя, мой город».
4. Сборник дидактических игр «Мой город».
5. Сборник стихов: Альманах «А я люблю места родные…» Выпуск №1.
Приложение1:
Сценарий театрализованного представления с участием родителей. «Королёв – город моей мечты!»
«Королёв – город моей мечты!»
для старших дошкольников
(к 80-летию города Королёва)
Каждый город людям дорог,
Важен сердцу каждый дом.
Королёв любимый славим,
В лучшем городе живем!
Цель: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, формирование у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей семье и малой родине.
Задачи:
Образовательные: формировать интерес к изучению истории города Королева, познакомить с первым названием города.
Развивающие: развивать инициативу и творческие способности, артистические качества личности, любознательность, внимание, память.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному городу, чувство сопричастности к семье, коллективу детского сада, городу; воспитывать патриотические чувства, радость от участия в мероприятиях совместно с родителями, желание приносить пользу своей Родине.
Участники: воспитанники подготовительной и подготовительной логопедической групп, родители, музыкальный руководитель, воспитатели.
Предварительная работа: совместное с детьми и родителями оформление мини-музея «Мой город, к звездам устремленный», изучение экспонатов музея (краткие биографии почетных жителей города, история улиц, крупные предприятия и их роль в космической отрасли и т. д., фотовыставка «Достопримечательности Королева моими глазами», подготовка номеров для выступления на празднике (разучивание стихотворений, песен и танцев).
Ход:
Под музыку «Укрощение огня» зрители и участники мероприятия проходят в музыкальный зал и рассаживаются.
Звучат первые аккорды мелодии «В гостях у сказки», из-за кулис выходит царь, садится на трон и занимается своими делами. Перед царем - ноутбук, телефон, видеокамера или фотоаппарат. На экране появляется изображение царства.
Ведущая:
В некотором царстве, в тридевятом государстве жил-был царь. И был у царя сын Иван. Рос Иван не по дням, а по часам. И. вырос. Скучно стало ему в тридевятом царстве. И пошел он к батюшке просить позволения отправиться в путь-дорогу, белый свет посмотреть да себя показать.
Выходит Иван-царевич, подходит к царю, кланяется. Царь в это время делает вид, что работает на ноутбуке.
Иван-царевич:
Здравствуй, батюшка.
Царь:
А-а-а, здравствуй, сынок. С чем пожаловал? Выкладывай, не томи. А то видишь, занят я. Сейчас у меня по скайпу видеоконференция с тридесятым царством начнется.
Иван-царевич:
Скучно мне, царь-батюшка. Все книги в твоей библиотеке прочитал: и на русском, и на английском, и на немецком языках.
Царь:
А интернет тебе на что? Зря, что ли, я тебе давеча компьютер у купцов выменял?
Иван-царевич:
Эх, да что компьютер. Сам я хочу по земле русской пройти, поля ее бескрайние да леса зеленые увидеть. Дозволь, царь-батюшка.
Царь:
Ну что ж, отпущу, чего ж не отпустить-то. Но с условием. (Потягивается) Давно я сам-то за границу тридевятого царства не выезжал, всё по скайпу вопросы государственные решаю. А принеси-ка ты мне, Ванюша, видеоотчет о своем путешествии, порадуй старика. Как там у классика: «Ладно ль за морем, иль худо, И какое в свете чудо?»? Ну вот, погляди на чудеса, все на камеру сними, да мне привози.
Ведущая:
Простился Иван-царевич с отцом, взял у него камеру, поклонился землице родной в пояс и в путь отправился.
Звучит музыка «В гостях у сказки», царь уходит за кулисы, Иван-царевич идет.
Ведущая:
И только вышел из тридевятого царства, видит - стоит столб.
Иван-царевич (читает указатель на столбе) :
«Направо пойдешь — богатым будешь». Эх, да на что мне богатство это. У меня у самого вон батюшка — царь-государь. Что попрошу, то и подарит. (Читает дальше) «Налево пойдешь — женатым будешь». Жена-а-тым, эка невидаль. Это дело-то нехитрое, жениться я всегда успею. (Читает) «Прямо пойдешь — умным станешь». А вот это уже интересно. Это по мне. Все, решено, иду прямо.
Ведущая:
И пошел Иван той дорожкой, что прямо вела. И вскоре открылся перед ним град красоты небывалой.
На экране - презентация с фотографиями видов города Королёва.
Иван-царевич:
Вот так диво, ну и город. Отродясь такого не видал. Вот батюшка удивится (фотографирует). Да только где же это я, куда попал? На какой земле оказался?
Ведущая:
А попал ты, добрый молодец, в самое прекрасное место на русской земле — наукоград Королев, который скоро будет отмечать свой день рождения — 75 лет. А ты кто такой и откуда родом будешь?
Иван-царевич:
Сам я из тридевятого царства-государства, зовут меня Иван. Иван-царевич я, слыхали про такого? Отец мой, царь-батюшка, разрешил мне мир посмотреть, да поручил чудеса все на камеру заснять.
Ведущая:
А хочешь, Иван-царевич, мы тебе наш чудо-город покажем?
Иван-царевич:
Очень хочу. Уж больно он мне нравится.
Ведущая:
А мы не только покажем, как красив и удивителен Королев сегодня, но и расскажем, о его прошлом, его великой истории.
На экране начинается демонстрация фильма «Город моей мечты», текст читает ведущая. Иван стоит лицом к экрану, внимательно слушает, фотографирует.
Иван-царевич:
Необыкновенный город ваш, великий и славный. А люди какие, оказывается, талантливые у вас живут. Дома, улицы, парки — все с любовью и с толком их мастеровыми руками выстроено. Да, обрадуется батюшка, когда увидит фотографии вашего Королева. У нас в тридевятом царстве такого нет пока.
Иван оборачивается к гостям. Удивленно говорит:
А это что за честной народ?
Ведущая:
А это, Иванушка, гости и участники нашего праздника. Все они — королёвцы, дети и их родители, - самые веселые, дружные и талантливые. И собрались мы сегодня здесь, в детском саду № 25 «Мозаика», чтобы петь, танцевать, читать стихотворения и славить наш любимый город.
Иван-царевич:
Удачно я к вам зашел! Я и сам песни да пляски люблю.
Поет частушку и пританцовывает:
Я плясал в три ноги,
Потерял сапоги.
Оглянулся назад -
Сапоги мои лежат.
Ведущая:
А садись-ка ты, Иван-царевич, в зрительный зал, да не забывай фотографировать, ведь начинаются выступления наших ребят и их родителей!
Фанфары или торжественная музыка.
Ведущая:
№ 1
Королёвских звезд сиянье
Освещает всё вокруг.
Собрались здесь лишь таланты,
Слева друг, и справа друг.
Кто-то танец тут станцует,
Кто-то песню пропоет.
Ну а первым стих про город
Мишин папа нам прочтет.
Папа Иванова Миши читает стихотворение «Моему городу, Королев» (источник – Интернет-ресурс stihidl.ru, автор akella62.)
Здравствуй, мой любимый город,
Вновь тебя увидеть рад,
Ты мне мил и сердцу дорог,
Королев-Калининград.
Красотой манят проспекты,
Ярких улиц маскарад,
Тротуар, дороги ленты
Упакованы в асфальт.
Гладкой плиткой умощены
Спины длинных площадей,
Ветер нежно лижет кроны
Парков, скверов и аллей.
Голубей большая стая
Пролетает в небесах.
Солнце золотом играет
У церквей на куполах.
Чтоб в космические дали
Полетели «корабли»,
В твоих цехах, мой город славный,
Ракет строения велись…
С тобой я век свой проживаю,
Я за тебя душою горд,
В своих стихах тебя я славлю,
Твой героический народ.
№ 2 Танец «Звездная фантазия»
«Звездная фантазия» танец называется,
Этим танцем праздник наш веселый продолжается.
Иван фотографирует, ему, гляжу, всё нравится,
И каждый, кто здесь выступил, на весь мир прославится!
Дети подготовительной группы исполняют танец.
№ 2 «Шуточный танец»
Того, кто любит шутки, смех,
Ждет во всех делах успех.
Номер шуточный для вас
Начинаем сей же час!
Частушки про город и Россию поют ряженые родители и педагоги детского сада.
Эх, топни нога,
Топни правенькая,
Звонче всех я запеваю,
Хоть и маленькая!
Мы частушки пропоем
Про Королёв — наш общий дом,
Как живем здесь, не скучая,
Дружно каждый день встречая.
На «Энергии» тружусь
Делаю ракеты,
Своим городом горжусь
Пою ему куплеты!
Стоит ракета — красота,
Не ракета, а мечта!
В космос нас зовет всегда
Как путеводная звезда.
Мой любимый городок
Утопает в зелени,
По всем паркам вам пройти
За день не хватит времени!
Есть у нас Лосиный остров,
Лоси где гуляют,
И королевцы там охотно
Летом отдыхают.
Мы природу очень любим
И беречь ее мы будем,
С клумб цветов у нас не рвут,
Замечательно живут!
Золотыми куполами
Блещут ярко храмы,
В Королеве в храмы водят
Многих деток мамы.
Мы частушки вам пропели,
Вы устать от нас успели,
В пляс пустились наши ножки,
А вы хлопайте в ладошки!
№ 3 Песня про наш город
Королев любимый славить
Песней мы не устаем,
И про наш любимый город
Дружно, весело споем.
В исполнении детей и родителей звучит гимн городу Королеву.
№ 4 «Современный танец»
Песни, пляски всем на диво
Не кончаются у нас.
Танец звездный, современный
Приготовили для вас.
Мальчики логопедической группы исполняют танец.
№ 5 Танец «Королевские девчата»
Мы девчата непростые,
Удалые, заводные,
В Королеве мы живем,
Вместе с городом растем.
Танец исполняют девочки подготовительной группы. ___
Ведущая:
- Ну что, Иван-царевич, понравился тебе наш концерт?
Иван-царевич:
Очень понравился. Вот только устал я на одном месте сидеть, надо спину распрямить, свою силу проявить.
Ведущая:
- А давайте мы сейчас устроим прямо здесь спортивную эстафету, и Иван-царевич с нами потешится!
Проводится спортивная эстафета «Полет в космос» для детей и родителей. Все делятся на две команды и выполняют 2-3 спортивных задания по принципу «веселых стартов».
Иван-царевич:
Ох, хорошо я размялся! Даже устал немножко. Какие вы все здесь в Королеве талантливые : и артисты, и спортсмены! А еще мне очень понравилось, что вы все так сильно любите свой родной город.
Иван-царевич:
- Ребята, царь-батюшка мой волнуется уже, наверное, ждет меня домой в царство тридевятое. Пора мне в обратный путь собираться. Наказ отцовский я выполнил, все дивное и чудесное на фотоаппарат заснял, можно возвращаться. Очень мне у вас понравилось. Такие вы веселые и одаренные дети! И город ваш славный мне по душе пришелся. А давайте дружить? По электронной почте письма мне будете писать? Рассказывать, что у вас нового? Спасибо. А я вам тогда свои фотографии пришлю. Ну, до свиданья, дорогие ребята, и ты красная девица, прощай. Не поминайте лихом и спасибо за гостеприимство!
Ведущая:
До свидания Иван-царевич! Царю-батюшке привет от нашей королевской земли передавай. Счастливого пути!
Ведущая:
«И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса…» (Г. Ладонщиков)
Каждый город людям дорог,
Важен сердцу каждый дом.
Королёв любимый славим,
В лучшем городе живем!
Ведущая:
Дорогие друзья! Наш праздник подошел к концу. Праздник таланта, веселья и красоты. Мы посвятили его сегодня юбилею любимого города, ведь нашему Королеву исполняется 75 лет. Пожелаем ему и всем его жителям, а значит, нам с вами, удачи, процветания и научных достижений во славу России!
Список литературы:
Источник: Н. В. Алёшина «Знакомим дошкольников с родным городом» - М. : Творческий центр, 1999г. Библиотека журнала «Управление ДОУ», «Проекты в работе с семьей» - Москва. 2012г. Журнал «Управление ДОУ», №6-2003г. «С чего начинается Родина?» Журнал «Дошкольное воспитание», №12 за 2001г., №6, 8 за 2003г., №2 за 2005г. Журнал «Ребенок в детском саду», №5-6, 2001 г. №1-6 за 2004 г. ; №1, 5, 6, за 2005год. Князева О. Л. и др. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - СПб: Детство-Пресс, 2004 г. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?» - М: Творческий центр, 2004г. Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» - М: Творческий Центр, 2009 г.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2017/12/20/stsenariy-teatralizovannogo-predstavleniya-s-uchastiem
https://nemkovich-ds31korolev.edumsko.ru/articles/innovacionnyj_proekt_nash_gorod_korolyov