Ольга Михайловна
Проект «Театрализованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Театрализованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»
В воспитании детей большое значение имеет организация пространственно-развивающей среды. Согласно ФГОС, центр театрализованной деятельности является одним из основных при организации развивающей среды. Театрализация является эффективным инструментом в воспитании детей, ибо в ней синтезированы практически все виды художественной деятельности в доступной и интересной для ребёнка форме – игре. Театрализованная деятельность предполагает личностно-ориентированный подход к воспитанию детей и создаёт условия, в которых естественным образом в процессе творческого общения с взрослым обеспечивается субъективная позиция ребёнка. Разнообразные игры позволяют повысить эмоциональный тонус, снять напряжение, активизировать внимание детей. Театрализованную деятельность допустимо включать во все разновидности непосредственно-организованной деятельности, в самостоятельную деятельность, деятельность детей и взрослых в свободное время, в сценарий праздников. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.
Публикация «Проект „Театрализованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Актуальность темы театрализованной деятельности определяется следующими показателями:
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей.
Цель: Развитие способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
- Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
- Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
- Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
- Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
- Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.
Ожидаемый результат:
При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:
Пополнится и систематизируется методическое обеспечение.
Будет организованна развивающая среда (костюмы, декорации, аудио и видеоматериалы, куклы, дидактические игры и т. д.).
Повысится уровень речевого, художественно-эстетического, эмоционального развития детей. Развитие личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
Родители станут активными участниками образовательного процесса.
Проектная идея : Создать театрализованную зону, картотеку театрализованных игр, пальчиковых игр.
Участники проекта : дети подготовительной логопедической группы МБ ДОУ «Детский сад №195», их родители, воспитатель Суевалова О. М.
Продолжительность проекта : короткосрочный 3 месяца
План проведения проекта :
1. Совместное создание педагога с родителями и детьми театрализованной зоны в группе :
- пальчиковый театр;
- настольный театр;
- кукольный театр;
- плоскостной театр;
- театр вязаных шапочек.
2. Создание картотек театрализованных игр, пальчиковых игр.
3. Чтение небольших художественных произведений (сказки, рассказы о животных).
3. Артикуляционная гимнастика.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Заучивание наизусть стихотворений, небольших текстов театрализованных игр, этюдов.
6. Овладение детьми выразительными средствами для создания образа персонажей:
- движение
- поза
- мимика
- жест
- речевая интонация.
7. Игровая деятельность :
- свободные театрализованные и творческие игры детей.
8. Участие детей в праздниках и развлечениях с использованием театрализованных постановок.
9. Работа с родителями:
- консультация «Развиваем красивую устную речь ребёнка»
- совместное участие детей и родителей в праздниках и развлечениях.
Перспективное планирование
Сентябрь
1. Тема. Знакомство с понятием театр : кукольный театр «Теремок», ТЮЗ, драматический театр (показ слайдов, картин, фотографий).
Цель: дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.
2. Тема. Знакомство с театральными профессиями (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист).
Цель: формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.
3. Тема. Сюжетно – ролевая игра «Театр».
Цель: познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетёра», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения.
4. Тема. Посещение кукольного театра (вместе с родителями).
Цель: активизировать познавательный интерес к театру; развивать интерес к сценическому творчеству; разъяснить детям выражения «зрительская культура»; «театр начинается с вешалки»; воспитывать любовь к театру.
Октябрь
1. Тема. Знакомство с видами театров (теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо).
Цель: познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас.
2. Тема. Ритмопластика.
Цель: развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом.
3. Тема. Чтение сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы).
Цель: учить детей внимательно слушать сказку; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение.
4. Тема. Драматизация сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы).
Цель: учить понимать эмоциональное состояние героев; побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (интонация, мимика, пантомима, жесты); воспитывать чувство уверенности в себе.
Ноябрь
1. Тема. Знакомство с пальчиковым театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.
Цель: развивать интерес к различной театральной деятельности; продолжать знакомить детей с пальчиковым театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.
2. Тема. Психогимнастика.
Цель: побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты); развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка.
3. Тема. Чтение русской народной сказки «Кот, петух, и лиса».
Работа над артистичностью, мимикой, движениями выразительность.
Цель: продолжать учить детей слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, исполнительские умения, через подражание повадкам животных их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным.
4. Тема. Инсценировка р. н. с. «Кот, петух, и лиса»
Цель: совершенствовать навыки владения умением изобразить героя; развивать моторику рук в сочетании с речью; воспитывать артистические качества.
Список используемой литературы
Л. В. Артемова. «Театрализованные игры дошкольников». Москв: «Посвещение», 1991г.
Н. Алексеевская. «Домашний театр». Москва: «Лист», 2000г.
Л. С. Выготский. «Воображение и творчество в детском возрасте». Москва: «Просвещение», 1991г.
Т. Н. Караманенко. «Кукольный театр – дошкольникам». Москва: «Просвещение», 1982г.
В. И. Мирясова. «Играем в театр». Москва: «Гном-Пресс», 1999г.
Е. Синицина. «Игры для праздников». Москва: «Лист», 1999г.
Л. Ф. Тихомирова. «Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников». Ярославль: «Академия Развития», 1999г.
Л. М. Шипицына. «Азбука общения». Санкт-Петербург: «Детство-пресс», 1998г.
Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова. «Театрализованные игры в д/с». Москва, 2000 г.
М. Д. Маханева. «Театрализованные занятия в д/с». Москва, 2003 г.
Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. «Кукольный театр – дошкольникам». Москва, 1982 г.