Елена Власенкова
Статья «Сказка ложь — да в ней намек». Театрализованная деятельность с дошкольниками старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка ложь - да в ней намек.
(Театрализованная деятельность с дошкольниками старшего возраста).
Автор: Власенкова Е. В.
воспитатель
Воспитательные возможности театрализованной деятельности очень широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а при умело поставленных вопросах дети начинают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Публикация «Статья „Сказка ложь — да в ней намек“, Театрализованная деятельность с дошкольниками старшего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованная деятельность позволяет формировать у детей опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость, гордость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые детские герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимися образами позволяет взрослым через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д. Б. Кабалевский в своей книге «Воспитание ума и сердца» так и писал о значении искусства для детского развития и воспитания: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».
Театрализованная деятельность несет в себе познавательную, воспитательную и развивающую для развития детей. Поэтому при знакомстве детей с художественными произведениями, в том числе и со сказкой, необходимо уделять внимание выразительному чтению текста или его рассказыванию. Основным условием является эмоциональное отношение взрослого к читаемому материалу. При чтении произведений детям необходима артистичность, искренность и неподдельность чувств взрослого. Однако переигрывать тоже не рекомендуется, так как дети очень тонко чувствуют фальш и преувеличение.
Старшим детям можно читать более сдержаннее, эмоционально менее выражено, чтобы не помешать самостоятельному усвоению ими содержания. Ни в коем случае нельзя навязывать свои оценки и отношение к прочитанному, а наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться и проявить эмоциональную активность.
Как же должен реагировать взрослый на эмоциональную активность детей во время чтения произведения, просмотра видеофильма или мультфильма? Разумеется, не стоит делать детям замечаний и призывать их тихо сидеть. Это помешает им полноценно переживать события сказки, а взрослому не позволит наблюдать эмоциональную реакцию детей на прочитанное, что затруднит дальнейшую работу.
Огромную роль в осмыслении содержания материала играют иллюстрации в детских книжках, а также видеофильмы и мультфильмы по различным произведениям. При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание и переигрывание сказочных сюжетов позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения). Вначале фрагменты сказок могут использоваться как упражнения. Например, детям предлагается попроситься в теремок, как лягушка или медведь, а в следующий раз можно одному ребенку предложить разыграть диалог двух персонажей. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплащению, стремясь, чтобы, характер персонажа, его голос и привычки легко узнавались окружающим. Здесь важно предоставить детям больше свободы в своих действиях, фантазии при имитации движений.
Таким образом, театрализованная деятельность включает в себя как разыгрывание сказок, каких-либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни. Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-либо роли.