Ольга Букреева
Педагогический проект «Речь и театр»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Краткая аннотация проекта
2. Актуальность проекта
3. Цели и задачи педагогического проекта
4. Время проекта
5. План реализации проекта
6. Ресурсы
7. Прогнозируемый результат
8. Содержание проекта
9. Список используемой литературы
10. Приложение
Краткая аннотация проекта
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
У детей с общим недоразвитием речи словарный запас характеризуется бедностью, встречаются аграмматизмы в речи. Речь недостаточно интонирована, выразительна. Сложными предложениями дети пользуются редко. У данных детей неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, раздражительность, снижен интерес к окружающему, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координацией. Такие дети необщи-тельны, скованы, плохо адаптируются в окружающей среде. Поэтому возникает необходимость применять разнообразные формы, методы для обогащения и активизации словаря, умения строить предложения, формирования навыков владения своим голосом, управления интонацией. Я применяю в работе с детьми театрализованные игры. С их помощью получается заинтересовать детей, удержать их внимание, раскрепостить, развить творческое воображение, логическое мышление, память, речь. Игры-драматизации можно проводить при инсценировках стихотворений, рассказов, в динамических паузах, а также в свободной деятельности. Благодаря театрализованным играм у детей с общим недоразвитием речи формируется ряд ценных умений:
-развиваются все компоненты речи детей;
- формируется умение свободно говорить и двигаться;
- дети становятся способными владеть голосом;
-появляется умение владеть мимикой и жестами.
Театрализованные игры требуют от детей представить образы героев, их поведение, хорошо помнить ход действий. Игровые технологии я широко применяю, так как игра является ведущей деятельностью в дошкольный период. Применение театрализованных игр как средства коррекции обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать речь, личностные качества, моторику, интеллект. Игровые технологии используются при работе над всеми уровнями речи:
- при совершенствовании фонематического восприятия;
- при обогащении словарного запаса;
- при развитии грамматического строя речи;
- при развитии связной речи детей.
Актуальность проекта
Театрализованные игры являются процессом развития всех компонентов речи, а также творческих способностей ребенка. Дошкольник знакомится с новыми словами, употребляет их в речи, строит предложения.
Ребенок учится передавать интонацию, меняет тембр голоса, темп речи. Кроме того, в процессе отображения образа происходит развитие личности дошкольников, умение владеть мимикой, двигаться, формируется уверенность в себе, в своих способностях. Происходит и социализация детей. Дети вступают в контакт между собой, перестают стесняться.
В дальнейшем дошкольники, благодаря систематическому участию с инсценировках, и на праздниках ведут себя более уверенно, с удовольствием декламируют стихи, принимают участие в сценках, танцах.
Таким образом, применение театрализованных игр позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с:
- развитием всех компонентов речи у детей;
- развитием коммуникативных качеств личности;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятия напряженности, усталости;
- развитием восприятия, памяти, инициативности, воображения;
- формированием эстетического вкуса.
Цели проекта :
Совершенствовать устную речь дошкольников подготовительного возраста с общим недоразвитием речи
Задачи проекта :
1. активизировать и пополнять словарь детей;
2. развивать лексико-грамматический строй речи:
3. развивать связную речь;
4. расширять представления об окружающем мире;
5. поддерживать желание выступать перед детьми;
6. воспитывать интерес к театрально-игровой деятельности
Время проекта :
проект продолжительный (сентябрь - май)
Участники проекта :
Воспитанники подготовительной группы, логопед, родители, воспитатель
План реализации проекта
Подготовительный этап – сентябрь
Основной этап- октябрь - апрель
Заключительный этап- май
Ресурсы
1. Маски животных и птиц;
2. Верховые куклы;
3. Ширма;
4. Пальчиковые игрушки;
5. Игрушки, сделанные с помощью трафаретов;
5. Фотоаппарат;
6. Фотографии детей в процессе выступлений
Прогнозируемый результат:
- совершенствовался фонематический слух у дошкольников;
- расширился и обогатился словарь детей;
- снижено количество аграмматизмов в речи;
- связная речь более развита;
- владеют интонацией и тембром голоса;
- развит устойчивый интерес к театрализованной деятельности;
- с желанием выступают перед воспитанниками, родителями, сотрудниками детского сада;
- изготавливают и подбирают атрибуты совместно с родителями.
Содержание проекта
Этапы проекта :
1. Подготовительный - сентябрь
- изучение методической литературы по данной проблеме;
-изучение положительного опыта из интернет - ресурсов;
-подбор стихов, динамических пауз для проведения игр-драматизаций;
- диагностика дошкольников
- обновление развивающей среды
-составление перспективного плана по реализации проекта;
- изготовление масок
Диагностический инструментарий:
Диагностика проводится, опираясь на программу «Детство».
Низкий уровень: ребенок плохо декламирует стихи, потешки. Без интереса выполняет короткие роли в мини-сценках.
Средний уровень: ребенок участвует в некоторых видах театрализации. Затрудняется проявлять активность на концерте, празднике. Недостаточно выразительна речь и мимика при проигрывании ролей.
Высокий уровень: ребенок активен в театрализации. Легко включается в ритмо - интонационные игры, разыгрывает стихи, песенки, мини-сценки. Речь выразительна, интонирована. Применяет жесты и мимику.
2. Основной
Дата Мероприятия Ответственный
ОКТЯБРЬ
1. Игры на развитие умения пользоваться интонациями, тембром голоса.
2. Разучивание и проведение динамической паузы
(по ролям, с применением масок)
«Разговор Лютика и Жучка»
(И. Токмакова)
3. Трафаретный театр
(потешки)
4. Инсценировка стихотворения (с применением масок)
«Кошки-крошки»
conf.7ya.ru
5. Инсценировка стихотворения с помощью верховых кукол
Кто сеял лисички?
(И. Мельничук) Учитель-логопед,
родители, воспитатель
НОЯБРЬ 1. Пальчиковый театр «Котята»
2. Игра-драматизация (выступления в масках)
«Еж и зайка»
https://www.moi-detki.ru/detyam/detskie_stihi/799- vezhlivye_slova_v_stihah.html
3. Декламация стихов о семье перед сверстниками
4. Настольный театр
Постановка русской народной сказки «Репка»
Учитель-логопед,
родители,
воспитатель
ДЕКАБРЬ 1. Декламация потешки о зиме
Ты, мороз, мороз, мороз…
2. Плоскостной театр
(отрывок из сказки К. Чуковского «Федорино горе»)
3. Игра-драматизация (в костюмах)
«Еж»
(В. Фетисов)
4. Диагностика дошкольников Учитель-логопед,
родители,
воспитатель
ЯНВАРЬ 1. Декламация стихов о зиме (выступление перед сверстниками)
2. Игра-драматизация (с масками)
Собака: Птица, птица, как живешь?
Заяц: Птица, птица, что поешь?
Птица: Я пою и не тужу,
Крошки, семечки клюю.
Дети птицам помогают,
Корм в кормушку насыпают.
3. Этюд на выражение эмоций
Сидит, сидит зайка
(Русская народная потешка)
4. Организация фотовыставки на тему: «Развиваем речь и играем…»
Учитель-логопед,
родители,
воспитатель
ФЕВРАЛЬ 1. Участие детей в круглом столе для родителей
Показ инсценировок, декламация стихов.
2. Декламация стихов о защитниках Отечества
(выступление перед сверстниками)
3. Этюд на выразительность жеста
«А тари, тари, тари»
https://dramateshka.ru/index.php/puppet-theater-classes/6231-podgotoviteljnaya-k-shkole-gruppa#ixzz2rd1deDON
Учитель-логопед,
родители,
воспитатель
МАРТ 1. Игра-драматизация (в костюмах)
«Сорока и медведь»
(по Н. Сладкову)
festival.1september.ru›
2. Разучивание русской народной скороговорки
Маланья-болтунья
(сначала в медленном темпе, затем в быстром) Учитель-логопед,
родители,
воспитатель
АПРЕЛЬ 1. Конкурс на самый лучший космический костюм
2. Декламация стихотворений о космосе
3. Игра – драматизация песенки
«Уж как шла лиса»
Учитель-логопед,
родители,
воспитатель
3. Заключительный – май
На заключительном этапе логопед проводит театрализованный праздник для родителей и детей для того, чтобы показать динамику в развитии речи детей, в их творческом потенциале. После праздника планируется провести итоговое анкетирование родителей.
В конце учебного года проводится диагностирование дошкольников, анализируются результаты. Изготовить пальчиковый театр в подарок детям старшей группы с общим недоразвитием речи для того, чтобы на следующий год они также смогли проявить себя на выступлениях перед сверстниками, перед детьми других возрастных групп, а также перед родителями.
Список используемой литературы:
1. https://www.moi-detki.ru/detyam/detskie_stihi/799-vezhlivye_slova_v_stihah.html
2. festival.1september.ru›
3. planetadetstva.net›…teatralizovannye-igry…detskom…
4. Сорокина Н. Сценарии театральных кукольных занятий, М:АРКТИ,2004
5. dramateshka.ru›index.php/puppet-theater-classes
6. nsportal.ru›detskii-sad/raznoe…stihotvoreniya…
7. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития дошкольников. - М: АСТ,1999
8. Русские народные песенки - потешки. -М: Алтей, 2013 г.
9. Куликовская Т. А. «Забавные чистоговорки». – М: Гном-Пресс,1998
10. Лопухина И. С. Логопедия -речь, ритм, движение. - СПб. : Дельта,1997.
11. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003