Елена Архипова
Проект «Театр для малышей» (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа : вторая младшая группа (3-4 года).
Цель проекта : Приобщить детей к театральной культуре.
Актуальность:
Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном.
Публикация «Проект „Театр для малышей“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для создания этого проекта.
Задачи проекта :
1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
2. Учить детей различным средствам импровизации.
3. Сформировать представления детей о различных видах театра и театральных жанрах.
4. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности.
5. Привлекать детей к драматизации небольших произведений.
6. Учить передавать в движениях повадки животных, создавать игровые образы, прививать коммуникативные качества, умение двигаться в характере музыки.
7. Развивать диалогическую речь детей.
8. Учить выразительно читать отдельные строки драматизации.
9. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и родителями.
10. Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых.
Участники проекта :
• Воспитанники группы.
• Воспитатель группы.
Этапы и сроки реализации проекта : март (3- 4 недели) с 14 марта по 25 марта
Ожидаемые результаты:
Развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей.
Значительное расширение представлений детей о театральной культуре.
Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры.
Формы работы с детьми:
• организация обучающих, развивающих и творческих занятий;
• организация совместных с родителями мероприятий;
• организация театральных вечеров (показ сказок и представлений);
Театральные занятия во второй младшей группе.
На театральных занятиях дети обучаются простейшим приёмам управления куклами настольного театра. Можно предложить придумывать небольшие истории, происходящие с игрушкой, чтобы ребёнок мог сам сочинять диалоги, находить выразительные интонации. При этом оказывать помощь можно наводящими вопросами, не давая при этом готового образца для подражания. Как бы примитивны не были истории, сочинённые малышами, необходимо обязательное поощрение. У ребёнка необходимо побудить желание играть с куклой. Разыгрывание сочинённых сказок духовно раскрепощают малыша и на это нужно обратить внимание. На театральных занятиях необходимо создать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребёнок только тогда может творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе сверстников и взрослых.
Большое значение во второй младшей группе отводится работе над этюдами. Это-своеобразная школа, помогающая детям познавать секреты управления театральными куклами, основами актёрского мастерства. Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это поможет им избежать затруднений в общении со сверстниками и взрослыми. Работа над этюдами развивает ребёнка, даёт ему необходимые навыки для участия в кукольном и других спектаклях. Только создав обстановку творческого сотрудничества, можно приступить к постановке спектакля. Во второй младшей группе можно разыграть с настольными куклами хорошо знакомые русские народные сказки: «Курочка - Ряба», «Маша и медведь», «Бычок - Смоляной бочок», «Заюшкина избушка». Здесь также можно предложить детям придумать диалог самим. К концу второй младшей группы дети уже должны овладеть навыками управления настольными куклами, могут до конца концентрировать своё внимание на кукле, внимательно слушают своего партнёра. Так же дети могут самостоятельно сочинить небольшую сказку
Формы взаимодействия с семьями воспитанников:
1. Совместное изготовление игрушек и пособий для организации предметно-развивающей среды.
2. Видео показы занятий и театральных представлений.
3. Итоговое мероприятие (форма, название) : инсценировка сказки «Репка» для родителей
Основные этапы реализации проекта :
1 этап
Предварительная работа
• Изучение методической литературы.
• Составление программы мероприятий по реализации задач проекта.
• Приобретение дидактического материала для создания предметно-развивающей среды
2 этап
Основная работа
Проект ориентирован на всесторонне развитие личности ребёнка, с учётом его индивидуальности. В нём систематизируются средства и методы театрально-игровой деятельности.
В содержание занятий по театрализованной деятельности включаю:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- коррекционно-развивающие игры; упражнения на дикцию (артикуляционная гимнастика);
- задания для развития речевой интонационной выразительности;
- игры-превращения («учись владеть своим телом», образные упражнения;
- ритмопластика;
- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук;
- подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
Театральные занятия 1-2 раза в неделю.
Материал для занятий берётся из книги Н. Ф. Сорокиной «Сценарии театральных занятий», Москва, изд-во «Аркти» 2007 год.
3 этап
Заключительная работа
Содержание работы:
- Проведение мониторинга исполнения задач проекта.
- Итоговое мероприятие. Инсценирование детьми сказки «Репка». Показ видеосъемки инсценировки родителям.
Образовательная область/мероприятие Содержание Ознакомление с произведениями художественной литературы Ожидаемый результат
1 этап - организационно-подготовительный 3 дня
Изучение нормативно-правовой документации и методической литературы по данной теме Н. Ф Сорокина, Л. Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей от одного года до трёх лет, средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс», Москва 2007 год.
А. В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 3-4лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.
Н. Б. Улащенко «Организация театральной деятельности в младшей группе», изд-во «Корифей» г. Волгоград.
И. П. Кошманская «Театр в детском саду», г. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс».
Н. Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти», 2007 год.
В. В. Гербова, М. А. Васильева, Т. С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, изд-во «Мозаика-синтез», 2014 год.
• https://www.maam.ru/
Разработка проекта Определение темы проекта, его цели, задач, актуальности, этапов и сроков реализации, показателей по достижению цели проекта, прогнозирование ожидаемых результатов. Предварительная работа с родителями детей.
Создание предметно-развивающей среды Для успешной реализации задач проекта необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды.
• Ширма для кукольного театра
• Куклы би-ба-бо.
• Плоскостные театры.
• Фланелеграф.
• Пальчиковые игрушки.
• Круглая настольная сцена.
• Маски.
• Уголок ряжения.
• Теневой театр.
• Книги-раскладушки.
• Музыкальные инструменты (шумовые, ударные, клавишные, духовые, струнные).
• Атрибуты для танцевальных импровизаций.
2 этап – реализационный (5 дней)
1 день-работа с детьми
Речевое развитие • Научить детей инсценировать хорошо знакомую сказку «Репка».
• Развивать диалогическую речь, запоминать правильное произнесение всех звуков
• Обучать выражению эмоций с помощью мимики и жестов
• Воспитать устойчивый интерес детей заниматься театрально-игровой деятельностью
• Развивать диалогическую речь, запоминать правильное произнесение всех звуков Русская народная сказка «Репка» Дети вспомнят знакомую сказку, научаться выражать эмоции с помощью мимики и жестов, создадутся предпосылки для развития диалогической речи; разовьётся устойчивый интерес к занятиям театральной деятельностью.
НОД
«Путешествие в сказку «Репка»
Беседа с детьми «Поход с родителями в театр • Уточнить знания детей о театре и театральных представлениях.
• Учить составлять небольшие рассказы с помощью воспитателя
• Развивать связную речь. Систематизируются знания детей о театре и театральных представлениях.
Чтение худ. литер.
Чтение стихотворения В. Берестова «Петрушка» Учить внимательно и заинтересованно слушать рассказ
Дети внимательно слушают рассказ.
Дидактическая игра
«Угадай по звуку»
Развивать слуховое внимание детей.
Дети научатся различать музыкальные инструменты на звук.
Рассматривание театральных наборов «Театр настольный», «Кукольный театр»,
• Дать детям знания о разновидностях театра «Театр настольный», «Кукольный театр».
• Учить детей правильно называть их и находить различия между видами театра. Чтение потешек
«Огуречик, огуречик», «Ходит Ваня»
Художественно-эстетическое развитие: Побуждать детей импровизировать простейшие танцевальные движения под разнохарактерную музыку «Танец Петрушек» (муз. Д. Кабалевского, Дети научатся импровизировать простейшие танцевальные движения под разнохарактерную музыку.
НОД
«Танцевальное творчество. Танцевальные импровизации:
Физическое развитие • Учить выполнять движения в соответствии с текстом.
• Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики. Заучивание слов из игры
Дети научатся выполнять движения в соответствии с текстом
Подвижная игра на прогулке
Физкультминутка «В театр мы идём»
Учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Заучивание слов из игры Дети научатся выполнять движения в соответствии с текстом
Взаимодействие с семьями воспитанников
Акция «Костюм для героя сказки»
Привлечь родителей для оборудования театрального уголка в группе и к пошиву костюмов для театрализованных представлений. Родители группы активно откликнулись на акцию.
2 день-работа с детьми
Художественно-эстетическое развитие
НОД • Учить детей создавать образ колобка на основе петляющей дорожки.
• Учить самостоятельно использовать такие выразительные средства, как линия, форма, цвет.
• Воспитывать в детях интерес к сказкам, желание создавать образы героев в продуктивной деятельности. Чтение сказки «Колобок» Дети вспомнят знакомую сказку, научаться передавать образ полюбившихся героев в своём рисунке.
Рисование «Колобок покатился по дорожке»
Речевое развитие • развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь. Чтение стихотворения А. Барто «Мишка» Дети научатся сопровождать свои действия словами.
Дидактическая игра «Соберём Мишку на прогулку»
Пальчиковая гимнастика «Цветок и бабочка»
• Развивать мелкую моторику.
• Учить сопровождать действия словами Текст физкультминутки «Цветок и бабочка»
Развивается мелкая моторика рук.
Социально-коммуникативное развитие: Учить детей правилам поведения в общественных местах (театре) Чтение отрывка из книги Г. Шалаевой «Правила поведения для воспитанных детей. Театр»
Дети научаться правильному поведению в театре.
Беседа «Правила поведения в театре»
Сюжетно-ролевая игра с использованием театра резиновой игрушки
«Встреча в лесу» .
(Сочиняют дети)
Привлекать детей к сочинению коротких сказок и историй, обыгрывать их. Дети будут стараться самостоятельно составлять рассказ, ориентируясь на свою фантазию, обыгрывать его с помощью игрушек
Физическое развитие: • Поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации. Заучивание слов из игры. Дети научатся выполнять совместные решения, разовьётся интерес к импровизации.
Подвижная игра на прогулке
Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем»
Ритмопластика
«Ходим кругом»
• Учить детей «снимать» зажатость и скованность, согласовывать свои действия с другими детьми. Дети научатся выполнять движения в соответствии с текстом
Взаимодействие с семьями воспитанников
Ширма «Идём в театр»
Наглядно информировать родителей: как можно с пользой провести выходной день с ребёнком Родители заинтересовались информацией.
3 день
Познавательное развитие: Прививать и поддерживать интерес и желание к рассматриванию картин и иллюстраций, расширять знания детей о театре. Рассматривание иллюстраций Дети научаться познавать окружающий мир с помощью рассматривания репродукций
Рассматривание иллюстраций на тему «Детский театр»
Чтение художественной литературы С. Маршак «В театре для детей» Развивать умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по его содержанию. Чтение произведения С. Маршака «В театре для детей» С помощью художественного произведения дети расширили представление о театре.
Художественно-эстетическое развитие: • Дать представления и способы звукоизвлечения на детских музыкальных инструментах.
• Прививать интерес и любовь к музыке,
• развивать музыкальные способности ребёнка,
• воспитывать эмоциональное отношение к музыке через танцевальное движение.
Формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия. Оркестровое сопровождение свободных плясок Дети научаться извлекать звуки из музыкальных инструментов, поддерживать характер и темп музыки, научаться импровизировать танцевальными движениями характер героев сказок.
У детей сформируются характерные жесты. Возникнет желание применять их в театральной деятельности.
НОД Музыкальное занятие.
«Играем, пляшем и поём»
Индивидуальные занятия «Основы актерского мастерства» Этюды на выразительность жеста «Тише», «Иди ко мне», «Уходи», «До свидания»
Речевое развитие: • Воспитывать умение следить за развитием действия в сказке,
• подводить детей к выразительному исполнению роли. Запоминание текста игры. У детей разовьются предметно-игровые действия, желание сопровождать свои движения словами.
Игра-импровизация «Кошки-мышки»
Социально-коммуникативное развитие: Привлечь детей к сюжетно-ролевой игре через художественное слово* А. Бродский «Новичок» Дети самостоятельно развивают сюжет.
Сюжетно-ролевая игра «Новичок в детском саду»
Физическое развитие: Учить выполнять движения в соответствии с текстом, подражать повадкам животных
Заучивание слов из игры Дети научатся выполнять движения в соответствии с текстом, возникнет желание подражать животным в игре.
Подвижная игра на прогулке «Мыши водят хоровод»
Ритмопластика «Птицы в гнёздах»
• Развивать интерес к играм-драматизациям,
• поддерживать бодрое, радостное настроение,
• поощрять доброжелательное отношение друг к другу,
• побуждать включаться в игры-драматизации Соблюдение правил игры. У детей появится интерес к играм-импровизациям, радостное настроение, желание дружить, помогать друг другу.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в развитии речи детей»
Познакомить родителей с ролью театральной деятельности в развитии речи детей. Дать совет по организации домашнего театра и атрибутов к нему. Родители проявили интерес к консультации.
4 день
Познавательное развитие: • Познакомить детей с миром театра,
• вызвать интерес к театральной деятельности,
• создать теплую, доброжелательную атмосферу
• взаимодействия педагога с детьми;
Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи;
• Совершенствовать моторику, координацию, плавность, переключаемость, целенаправленность движений; Разгадывание театральных загадок
Дети познакомятся с миром театра, заинтересуются театральной деятельностью, научатся двигаться плавно, целенаправленно.
НОД
«Знакомство с волшебным миром театра»
Рассматривание с детьми пальчикового театра
Познакомить детей с пальчиковым театром.
Рассказать о способах действия с элементами театра.
Создать интерес к различным видам театра Чтение потешки «Белка»
Дети познакомятся с пальчиковым театром, научатся элементарным приёмам кукловождения
Речевое развитие: Приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями Чтение текста игры
Дети научатся сопровождать движения персонажа текста словами
Дидактическая игра
«Игры с пальчиками»
Художественно-эстетическое развитие: Предложить детям сочинить песенки на отдельные слоги в жанре колыбельной или плясовой Музыка «Мишка пляшет», «Кукла спит» М. Протасова Дети научатся выполнять движения в соответствии с текстом
Песенное творчество
Физическое развитие: Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать фантазию, расширять знания детей, учить изменять свои движения в соответствии с задуманным Запоминание правил игры Дети научатся выполнять движения в соответствии с задуманной ролью.
Подвижная игра на прогулке
«Путешествие»
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевая игра
«Пришёл Мишка с прогулки»
Развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь.
Повторение за воспитателем отдельных слов из текста У детей создаётся интерес к сюжетно-ролевым играм, дети обогащают свои действия словами.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Консультация для родителей «Театральная деятельность в детском саду»
Познакомить родителей с организацией театральной деятельности в детском саду.
Выставить для ознакомления родителей методическое пособие
Н. Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти» 2007 год. Расширятся знания родителей о занятиях театральной деятельностью в детском саду с детьми
5 день
Художественно-эстетическое развитие Создание шуточной композиции по мотивам литературного произведения. Лепка отдельных изображений по замыслу. Чтение стихотворения «Барабек», автор К. Чуковский
Благодаря художественному слову дети, дети с удовольствием отражают предметы из текста в лепке, обыгрывая свои работы.
НОД Лепка «Робин Бобин Барабек» (коллективная)
Чтение худ. лит.
«Стихотворение В. Берестова
«Рука-артистка»
Учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по его содержанию.
Познакомить детей с приёмами кукловождения кукольного театра Чтение стихотворения В. Берестова «Рука-артистка»
Обогащение знаний детей по теме, сознание эмоционального отклика на произведение.
Речевое развитие: Учить детей звукоподражанию
Чтение текста игры. Дети научатся звукоподражанию
Дидактическая игра «Зверята»
Социально-коммуникативное развитие: Привлекать к рассказыванию сказок, вызывать интерес к происходящему на сцене, обогащать детей яркими впечатлениями Дети активно участвуют в играх развивается воображение, фантазия детей.
Сюжетно-ролевая игра
«С куклами в театр»
Художественно-эстетическое развитие: Познакомить детей с конусным театром, побуждать детей самостоятельно подготавливать атрибуты для театральных игр Мини-сценка по стихотворению Л. Корчагиной «Ёжик»
У детей разовьётся эмоциональный отклик на действие персонажа мини сценки
Конструирование из бумаги «Конусный театр. Ёжик»
Песенное творчество
Побуждать детей сочинять песенки на заданный текст и использовать их в кукольных спектаклях и драматизациях Музыка П. Чайковского
«Новая кукла» Дети научатся сопровождать движения куклы песенкой, придуманной ребёнком
Физическое развитие: Учить выполнять движения в соответствии с текстом Заучивание слов из игры Дети научатся выполнять движения в соответствии с текстом
Подвижная игра на прогулке «Гуси, гуси, га-га-га!»
Ритмопластика Развивать образное мышление детей. Двигательные способности детей Чтение текста игры Дети получать положительные эмоции от драматизации текста игры.
«Смелые мышки»
3 этап – итогово-аналитический (2 дня)
Итоговое мероприятие
Инсценирование детьми сказки «Репка». Показ видео инсценировки родителям.
Обобщить знания детей о театре и театральной деятельности. Развивать художественно-эстетический навыки, воображение, фантазию.
Привлекать к рассказыванию сказок, вызывать интерес к происходящему на сцене, обогащать детей яркими впечатлениями. Обогащение знаний детей по теме.
3 этап
Анализ результатов проекта «Театр для малышей»
1. В группе созданы условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности :
- поощряется исполнительское творчество детей (дети исполняют различные роли в театральных постановках и спектаклях, выразительно читают текстовый материал на занятиях, утренниках);
- дети спокойно и раскрепощённо держатся при выступлении
. Обеспечивается активное участие каждого ребёнка в спектаклях и других выступлениях;
- дети активно используют для импровизации средства мимики и пантомимики;
- различают различные переживания и эмоциональное состояние персонажей;
- дети самостоятельно выбирают средства для импровизации и самовыражения.
2. В группе созданы условия для приобщения детей к театральной культуре :
- предметно-развивающая среда организована с учётом активного приобщения детей к театральной культуре
- педагог показывает слайды и видеофильмы о театре и театральных постановках, имеется демонстрационный материал по изучению театральных жанров;
- в группе имеются различные виды театра : пальчиковый, теневой, настольный, кукольный, и т д.
3. Обеспечиваются условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе:
- используются игры-драматизации на занятиях по развитию речи и музыкальных занятиях;
- игры-драматизации используются при чтении художественной литературы;