любовь Чаганова
Проект «Такие разные семена» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта. В настоящее время экологическое воспитание является одним из важных направлений дошкольной педагогики. И особенно актуально это направление для педагогов города, так как наши дети редко общаются с природой. Но и в условиях города можно всегда найти природные объекты, которые увлекут наших маленьких исследователей. А иногда дети и сами могут подсказать интересующую их тему. Удовлетворить высокую познавательную и творческую активность дошкольников помогает метод проектирования, который позволяет интегрировать разные разделы программы для достижения поставленных целей.
Публикация «Проект „Такие разные семена“ в старшей группе» размещена в разделах
- Выращивание растений. Проекты
- Посадка и выращивание растений
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Так в старшей группе у нас была организована работа по проекту «Такие разные семена».
Цель: Формирование у детей системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян.
Задачи: Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы. Развивать мелкую моторику рук, связную речь. Поддерживать интерес к исследовательской деятельности и символическому моделированию. Формировать представления детей о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы, желание применять полученные знания на практике.
Ожидаемый результат: развитие у детей умения действовать согласно алгоритму, умения доказательно объяснять результат, полученный в ходе эксперимента по выращиванию гороха в разных условиях; совместно с детьми создать пособие для закрепления полученных знаний.
Особенности проекта :
- по составу участников: детско-взрослый, групповой;
- по виду: исследовательско-творческий;
- по типу: познавательно-развивающий;
- по сроку реализации: средней продолжительности.
Проведена работа воспитателя по подготовке проекта :
- собраны иллюстрации по теме проекта;
- подготовлены наборы семян для изучения;
- отобрана познавательная и художественная литература по теме
подготовлено занятие «Знатоки семян» с использованием презентации
подготовлен дневник наблюдений за ростом гороха (Приложение 1);
- собрана картотека дидактических игр (Приложение 2);
- сочинены авторские загадки (для занятия) и стихотворение (для презентации наглядного пособия (Приложение 3);
- подготовлены презентации: «Такие разные семена» (для проведения занятия «Знатоки семян», «Как мы горох растили» (благоприятные условия для выращивания растений из семян, «Планета Семенная» (представление наглядного пособия).
Совместно с детьми и родителями был разработан проблемно-тематический план проекта :
Какие бывают семена?
Где люди выращивают семена?
Как прорастает семя?
Что происходит с семенами дикорастущих растений?
Для чего нужны семена?
Семена – герои литературных произведений.
Также совместно с детьми составлена схема деятельности для достижения цели:
- к кому обращаться за помощью (воспитатели, родители, бабушки и дедушки);
- где найти информацию (энциклопедии, книги, детские телепередачи);
- какие предметы использовать (лупы, дневник наблюдений);
- с какими предметами научиться работать (линейки, пинцеты).
Реализация проекта :
Воспитатель - родители консультация «Воспитываем маленьких исследователей»
индивидуальные рекомендации по подготовке к конкурсу-выставке поделок
подготовка и награждение грамотами за активное участие
ежедневные индивидуальные беседы об успехах детей
Воспитатель – дети беседы «Что внутри у семени?», «Семена – путешественники», «Зеленая аптека», «Из чего варят каши?»
чтение познавательной литературы (Приложение 4)
чтение и обсуждение сказок, рассказов, пословиц; заучивание стихов о выращивании растений из семян (Приложение 5)
разбор и отгадывание загадок (Приложение 6)
пересказы, инсценировки сказок и стихов по теме
совместное придумывание графических символов для обозначения различных признаков внешнего вида семян (размер, цвет, форма)
занятие «Знатоки семян» (узнавание, сравнение, описание семян разных растений по графическому алгоритму)
проведение эксперимента по выращиванию гороха в разных условиях и ведение дневника наблюдений
ежедневное обсуждение меню (какие семена использовались для приготовления блюд)
проведение дидактических игр
прослушивание детских рассказов из личного опыта
проведение психогимнастики, игровых этюдов («Если бы я был (а) семенем…»)
Родители –
дети рассматривание иллюстраций в кулинарных книгах
привлечение детей к приготовлению салатов
подбор семян для составления коллекции в группе
помощь в сборе информации по теме проекта, книг для выставки
привлечение детей к выращиванию рассады для огорода и цветника
изготовление поделок из семян
сочинение стихов о посадке семян
чтение и обсуждение детской литературы по теме
Дети (самост. деятельность) рассматривание иллюстраций с изображением семян и растений, которые из них выросли
рассматривание энциклопедий и книг
создание рисунков и поделок по теме
заполнение дневника наблюдений за ростом гороха
использование дидактических игр в самостоятельной игровой деятельности
рассматривание семян
Воспитатель – дети –
родители Организация выставки в книжном уголке «Семена-малышки на страницах в книжке»
Организация конкурса-выставки поделок и сувениров с использованием семян «Поделки – СЕМЯделки» ,
презентация проекта.
Итог проекта.
В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени. Дети проявили интерес к данной работе, и по их предложению была придумана сказка «Как горошинка колыбельку. В сочинении сказки принимали участие все дети группы совместно с воспитателем. Её содержание отражает результаты наблюдений детей за ростом гороха в разных условиях.
На протяжении всего проекта дети с удовольствием ухаживали за посадками, применяя полученные умения и навыки. В мини-огороде на окне появился не только горох, но и лук, помидоры, огурцы. Ребята с радостью участвовали в создании коллекции семян, в изготовлении творческих работ, привлекали к данной деятельности родителей (сочинение стихов, подбор загадок, книг, изготовление поделок из семян). У детей сформировались навыки сотрудничества, заботливого отношения к растениям, представление о семени как части природы, о том, что в природе все взаимосвязано.
Обобщая знания по теме «Такие разные семена», дети совместно с воспитателем придумали и изготовили наглядное пособие «Планета Семян». Это пособие своего рода «ключ» к познанию дошкольниками мира семян и растений, их взаимосвязи с неживой природой. Как любая другая модель, «Планета Семян» помогает задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания. Пособие с помощью графической информации привлекает внимание детей к признакам семян, помогает определять способы их сенсорного обследования, составлять внутренний план речевого высказывания. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала.
Продукт проекта.
Сказка «Как горошинка колыбельку искала»
Коллекция семян
Пособие «Планета Семян»
Перспектива развития.
Предложенная работа по развитию познавательной активности детей позволяет предоставить детям возможность самостоятельного познания окружающего мира.
В дальнейшем на «Планете Семян» могут появиться символы, обозначающие место произрастания семян, вид будущего растения, способы распространения семян и т. д. Это наглядное пособие может собираться из отдельных частей по мере освоения материала. Здесь (в кармашек) можно помещать каждый раз иллюстрацию нового растения или его семена, для самостоятельной исследовательской деятельности детей.