Наталья Пяткова
Проект «Тайны космоса» для старших дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Выполнили:
Пяткова Наталья Борисовна
Бухалова Елена Анатольевна
Проект «Тайны космоса»
Тип проекта : исследовательско-творческий.
Участники проекта : дети старшей логопедической группы «Почемучки», воспитатели группы, родители группы, учитель-логопед, инструктор по физической культуре.
Публикация «Проект „Тайны космоса“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2022
Цель проекта : формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми, дать начальные представления о Вселенной.
Задачи:
1. Расширить представление детей о многообразии космоса, истории его освоения.
2. Рассказать о первом летчике-космонавте Ю. А. Гагарине.
3. Воспитывать гордость за свою Родину, людей данной профессии.
4. Привлечь родителей к совместной деятельности.
Актуальность проблемы.
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как все неведомое будоражит детскую фантазию. Узнавая новое, дети проживают интересный материал. Играя, превращаются в исследователей космоса.
Ожидаемые результаты:
- усвоение детьми представлений о космосе, космическом пространстве,
- воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к своей планете,
- повышение педагогической компетенции родителей.
Этапы проекта.
1 этап. Подготовительный.
Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
Мы использовали метод «Модель трех вопросов» и задали детям вопросы: Что мы знаем? Что хотим узнать? Как узнать об этом? На общем обсуждении мы выяснили, что дети знают о космосе. Все ответы занесли в таблицу. Ответы детей определили задачи и направления познавательной деятельности. Совместно с детьми придумали символы сбора информации в картинках.
Представление информации для родителей о предстоящей деятельности.
В блоге группы и в уголке для родителей мы разместили объявление о начале работы над проектом. Также выпустили экран проекта «Тайны космоса». Оформление экрана отражает его содержание: он выполнен в виде Солнечной системы. На экране мы разместили варианты творческих заданий, дающие родителям и детям право их выбора: сделать альбом «Планеты Солнечной системы», выпустить стенгазету о космосе и космонавтах, составить рассказ о планете, изготовить космические атрибуты, выучить стихотворение о планетах, выучить песню о космосе, создать книжку-малышку о космосе, сделать аппликацию и придумать свое задание. Походу реализации проекта на экране появлялся условный знак (сердечко, который означал выполнение задания. Экран помещался в раздевалке, чтобы с ним могли работать все участники проекта.
Также для родителей мы подготовили консультации «Нужно ли знакомить дошкольников с космосом» и «Знакомим ребенка с космосом».
Подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов.
Реализацию проекта мы начали с продуманного зрительного ряда в виде фотоиллюстраций, портретов, специального оформления помещения группы, которые позволили заинтересовать детей темой нашего проекта.
2 этап. Основной, реализация проекта.
Проект содержит разнообразную детскую деятельность. Основные формы детской деятельности – совместная со взрослыми (педагогами, родителями) и самостоятельная деятельность.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, игровая, конструктивная, речевая.
Реализацию проекта мы начали с продуманного зрительного ряда в виде иллюстраций, портретов, специального оформления помещения группы, который позволил заинтересовать детей темой нашего проекта.
Проект был разбит на циклы, продолжительностью 1 неделя. Каждый цикл имеел свое название. Работа по темам включала в себя учебную деятельность, наблюдение, экспериментирование или моделирование, изобразительную деятельность и конструирование, чтение художественной литературы, игры и развлечения.
1цикл «Все по кругу».
Цели:
- подвести детей к пониманию таких явлений как смена дня и ночи,
- формировать временные представления,
- закрепить последовательность частей суток и времен года.
Планирование работы.
• Интегрированное занятие «Почему бывает день и ночь, лето и зима».
• Наблюдение за частями суток (смена, длительность).
• Эксперимент с глобусом и лампой.
• Интегрированное занятие «Времена года».
• Чтение: С. Маршак «Времена года», К. Ушинский «Четыре желания».
• Дидактические игры «Когда это бывает», «Какое время года, «Сложи по порядку».
8 слайд.
Опыт с глобусом и лампой подвел детей к пониманию таких явлений, как смена дня и ночи. Дидактические игры «Когда это бывает?», «Какое время года?» уточнили представления детей о временах года и частях суток.
2 цикл «Солнечная система».
Цели:
- уточнить представления детей о Солнечной системе, названиях планет, их расположении и движении относительно Солнца,
- обогащать и активизировать словарь детей.
Планирование работы.
• Познавательная беседа «Планеты Солнечной системы».
• Наблюдение за Солнцем, его влиянием на живую и неживую природу.
• Изготовление макета Солнечной системы.
• Проведение опыта «Солнце и Земля».
• Занятие по рисованию «Среди планет».
• Чтение: албанская сказка «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили», русская народная сказка «Солнце, Месяц и Ворон-Воронович».
• Развлечение «Солнечный круг».
Проведенный опыт «Солнце и Земля» помог увидеть детям соотношение размеров Солнца и Земли.
Развлечение «Солнечный круг» завершило цикл о Солнечной системе. Вместе с пришедшим гостем Незнайкой, учителем- логопедом Жариковой О. В., закрепили представление о Солнце, запустили космический двигатель, поиграли в подвижную игру «Космонавты».
3 цикл «Этот загадочный мир».
Цели:
- ввести понятия «звезды», «галактика».
- сформировать понятие о созвездиях.
Планирование работы.
• Беседы «Неизвестная Вселенная», «Звезды и созвездия».
• Наблюдение за звездным небом.
• Проблемная ситуация «Что было бы, если бы не было Солнца».
• Рисование по замыслу детей «Созвездия», «Звездная фантазия».
• Чтение: сказка народов Сибири «Небесный олень», разучивание «Астрономическая считалка».
• Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в космос».
12 слайд.
Познавательная беседа «Неизвестная Вселенная» и интегрированное занятие «Сколько звезд на небе» сформировали у детей понятия «космос», «Вселенная», «созвездия». Закрепили эти знания созданием изображения звездного неба.
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в космос» отобразила полученные знания о профессии космонавт.
4 цикл «Освоение космоса».
Цели:
- расширить представления детей о космических полетах,
- закрепить знания детей об исследователях космоса, космонавтах,
- уточнить представления детей о чертах и качествах характера, необходимых для людей данной профессии.
Планирование работы.
• Познавательная беседа «Первооткрыватели космоса».
• Наблюдение за Луной.
• Конструирование «Космическая ракета».
• Выставка «Космос» : книги, иллюстрации, фотографии, детские рисунки и поделки.
• Чтение: Л. Обухова «Как мальчик стал космонавтом»
• Досуг «Приглашает космодром».
16 слайд.
Созданные рисунки и аппликации о космосе закрепили навыки рисования восковыми мелками в сочетании с акварелью и навыки симметричного вырезания из листа бумаги, сложенного пополам.
17 слайд.
Кроме воспитателей приняли активное участие и узкие специалисты. На физкультурный досуг «Приглашает космодром» мы пригласили родителей. Вместе с инструктором по физической культуре Симоновой И. Г. дети провели космическую разминку, прокатились на марсоходе, показали мамам звездопад и спасли корабли от космических лунатиков.
18 слайд.
На логопедическом занятии «Космическое путешествие» учитель-логопед Жарикова О. В. уточнила и расширила знания детей о космосе, активизировала словарь по данной теме. Также решались следующие задачи: развивали фонематический слух, закрепляли умения согласовывать числительные с существительными, развивали воображение и зрительную память. Играли в игры «Собери ракету из частей», «Посчитай», «Лишнее слово», «Назови планеты» (с мячом, «Чья тень».
19, 20 слайд.
3 этап. Заключительный.
Итоговым мероприятием проекта стал групповой праздник «Тайны космоса». Мы отгадывали загадки, конструировали ракету из счетных палочек, провели викторину, послушали космопесенку и побывали в невесомости. Также дети показали и рассказали о своих работах по выбранной теме.
21 слайд.
Была оформлена выставка совместных творческих работ.
22 слайд.
Итогом работы стал и проектный альбом «Тайны космоса», который включил в себя материалы по всей проделанной работе.
Также была оформлена выставка совместных творческих работ.
Проект прошел при активной поддержке родителей. Ни одна семья не осталась в стороне.
Данный проект помог детям усвоить представления о космосе и космическом пространстве, научиться добывать информацию, систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности.