Евгения Фроленкова
Оздоровительный проект для детей раннего дошкольного возраста «Су-джок терапия для малышей»
Оздоровительный проект для детей раннего дошкольного возраста «Су-джок терапия для малышей»
Условия возникновения и становления опыта возникло в не совсем благоприятное время, когда существует проблема общей ослабленности поступающих в детский сад детей. Отмечается увеличение количества детей с различными отклонениями в состоянии здоровья и дефицитом двигательной активности. Сохранение психического и физического здоровья детей – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в нашем ДОУ. Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны.
Публикация «Оздоровительный проект для детей раннего дошкольного возраста „Су-джок терапия для малышей“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
Создавшиеся жизненные условия, нарушения экологической обстановки побудили к созданию данного проекта, который основан на применении инновационных технологий с включением нетрадиционного метода развития мелкой моторики - Су – Джок терапии. Су-Джок терапия активно используется в коррекционно-логопедической работе, но практика показывает, что использование массажеров Су-Джок в обычных группах эффективно в качестве профилактики респираторных заболеваний и укрепления здоровья дошкольников.
Су-джок терапия создает функциональную базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности,целенаправленной оптимальной речевой работы с ребенком и повышению физической и умственной работоспособности детей. Приемы Су - Джок терапии используют с целью общего укрепления организма и развития речи в работе с детьми в качестве массажа, для улучшается психоэмоционального состояния детей, для формирования чувства ритма, при тактильной стимуляция в определённом ритме и развитию мелкой моторики пальцев рук.
«СУ» - кисть, «ДЖОК» - стопа. Кисти и стопы, благодаря Природе, подобны телу по строению. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов, так как стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражая в уменьшенном виде анатомическое строение организма. Прокатывая шарик между ладошками, ребенок массирует мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» эластичное кольцо, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж до появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. Эту работу можно проводить в игровой форме, с использованием забавных стихов или сказок.
Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются :
1. Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект уже через несколько минут, а иногда и секунд
2. Абсолютная безопасность – Эта лечебная система создана не человеком – он только открыл ее – а самой природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция определённых точек приводит к излечению. А неправильное применение метода никогда не наносит вред человеку – оно просто неэффективно.
3. Универсальность - су – джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
4. Доступность метода для каждого человека.
5. Ваши руки и знания всегда с вами. А подходящий инструмент для проведения лечения вы без труда найдете. (Су – Джок шарики свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат)
6. Простота применения – В Су-Джок терапии не нужно ничего выучивать и запоминать. Метод достаточно один раз понять и им можно пользоваться всю жизнь.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность образовательного процесса, сформирует у детей, педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Работа строится поэтапно, в игровой форме, с учетом возраста детей и в тесной взаимосвязи всех участников проекта (дети, воспитатель, специалисты ДОУ, родители, при этом повышая компетентность каждого участника.
Упражнения с использованием Су – Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Таким образом, актуальность использования Су – Джок терапии в педагогическом процессе у дошкольников состоит в том, что:
1 систематическое занятие с детьми Су – Джок положительно сказывается на развитии мелкой моторики.
2 эффективны в качестве коррекции в речевом развитии дошкольников
3 профилактики респираторных заболеваний и укрепления здоровья
дошкольников.
4 Повышает положительный эмоциональный фон детей.
Новизна проекта состоит в создании системы применения Су – Джок технологии, направленной на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Реализация данного проекта не требует больших дополнительных затрат к материально-технической базе ДОУ и коррекции режима дня дошкольников.
Тип проекта :
- коллективный
- творческий
- оздоровительный
- открытый
Участники проекта :
- воспитатель
- дети группы раннего возраста
- родители
- администрация ДОУ
Продолжительность проекта : долгосрочный (сентябрь 2020-май2021)
Объект исследования. Процесс воздействия на биологически активные точки организма ребенка.
Предмет исследования. Су-Джок терапия, как нетрадиционная здоровье сберегающая технология.
Цель:сохранение и укрепление здоровья детей, повышение иммунитета с помощью использования Су-Джок терапии и формирование у воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи проекта :
Оздоровительные :
• сохранить психофизическое здоровье ребенка;
• формировать основы личной гигиены;
• формировать потребность к поддержанию своего организма в естественном здоровом состоянии;
• углубление воздействия на детей с отклонением в состоянии здоровья.
Образовательные:
• осознанно воспринимать значение профилактико-оздоровительной системы Су Джок и использовать ее в практической деятельности;
• сформировать в сознании ребенка чувство неразрывности с природой;
• включить ребенка в процесс самооздоравливания на уровне знаний, умений, навыков;
• дать элементарные анатомические и физиологические характеристики человека.
Воспитательные:
• воспитывать привычку к здоровому образу жизни в ДОУ и семье;
• воспитание культуры здоровья;
• формирование нравственных качеств: забота об окружающих, родителях, умения во время прийти на помощь и оказать ее.
Средства достижения поставленных задач:
применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;
использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д. ;
информационные листы для родителей;
разучивание стихов, потешек;
использование атрибутов к пальчиковой гимнастике.
Гипотеза. Применение в работе ДОУ таких нетрадиционных здоровьесберегающих педагогических технологий, как Су-Джок терапия, повысит иммунитет и сформирует у детей, педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Идея и предполагаемый результат Основное направление данного проекта - объединение усилий детей группы и семьи в оздоровлении и развитии ребенка по методу Су-Джок тераппии, его познавательных и коммуникативно-речевых способностей.
Результатом являются личностные достижения каждого ребёнка, как результат совместной работы педагога с детьми и родителями в целях реализации проекта. Воспитанники получают знания и умения :
* Развитие мелкой моторики
* Сохранить психофизическое здоровье ребенка;
*Формировать основы личной гигиены;
*Формировать потребность к поддержанию своего организма в естественном здоровом состоянии;
*Включить ребенка в процесс самооздоравливания на уровне знаний, умений, навыков;
*Дать элементарные анатомические и физиологические характеристики человека
*Благодаря взаимодействию с семьями и участию их в жизни детей группы, родители приобретают опыт педагогического сотрудничества со своим ребёнком.
*Активное участие родителей в оздоровлении детей дошкольного возраста средствами Су-джок терапии.
Ожидаемый результат для воспитателей:
*Воспитывать привычку к здоровому образу жизни в ДОУ и семье.
*Позитивное развитие отношений в детском коллективе.
*Создание оригинальной активизирующей развивающей предметной среды в группах.
*Вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ.
* Снижение заболеваемости в группе.
Связь с другими видами деятельности.
Включение гимнастики в организацию образовательной деятельности, (физкультминутки, пальчиковые игры, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Формы взаимодействия педагога с родителями:
1. Консультации
2. Индивидуальные консультации по применению Су – Джок терапии в домашних условиях;
3. Анкетирование родителей;
Формы взаимодействия с коллективом:
Мастер класс для педагогов Доу
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовка к внедрению проекта (организационно-подготовительный) (Сентябрь- октябрь)
1. Разработка проекта.
2. Первичная диагностика детей, организация развивающей предметно – пространственной среды: составление картотеки.
3. Изучение опыта работы.
2 этап. Основной (практический) (Ноябрь-май)
1. Работа с детьми
2. Работа с родителями (Анекетирование, индивидуальные консультации, наглядная информация в родительском уголке)
3. Мастер класс для педагогов ДОУ
3 этап. Обобщающий. (Май)
1. Оценка эффективности реализации проекта.
2. Размещение информации на сайте.
3. Пополнение материалами картотеки.
Подготовительный Сентябрь Изучение методической литературы по теме. Подбор материала, консультаций, памяток и рекомендаций. Проведение мониторинга физического развития детей. Анкетирование родителей. Просмотр обучающих видеороликов.
Октябрь Составление картотеки. Обогащение предметно-развивающей среды по системе Су-джок. Приобретение шариков и колец Су-джок. Знакомство детей с комплектом материалов Су-джок. Изучение методики «Су-джок» Буклет : «Су-джок терапия - что это такое?»
Практический Ноябрь Беседы с детьми о здоровом образе жизни, о полезных привычках, о пользе двигательной активности. Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить пальчиковые игры Су-Джок?». Изучение с детьми основ самомассажа шариком и специальным колечком. «Будь здоров», «Крючочки», «Шарик», «Мальчик пальчик», «Колючий Ежик», «Колючки», «Бабочка», «Рыбки».
Декабрь Консультация для родителей «Как проводить с ребенком пальчиковые игры». Самомассаж еловыми шишками. Комплекс упражнений с шариком «Черепаха», «Рубим капусту», «Игрушки», «Ежик» «Пинцет», «Ловкие пальчики»,
Январь Фото-выставка: «Шарики су-джок катаем-наши ручки разминаем!» Буклеты: «Игры по технике Су-джок». Проведение с детьми игр с карандашом. Комплекс упражнений с шариком «Зверята», «Медведица» «Мячик» «Ловкие пальчики», «Кручу верчу», «Прыжки»
Февраль Оформление папки с методическими рекомендациями для педагогов по теме: «Су-джок терапия, как здоровьесберегающая инновационная технология». Комплекс упражнений с шариком «Веселый мч», «Колкие иголки», «Веселый счет», «Ежик», «Мяч», «Рыбки»,»снежок»
Март Проведение мастер класса для педагогов ДОУ «Волшебные шарики». Создание мини-картотеки пальчиковых игр с Су-Джок массажерами для родителей. Массаж с еловыми шишками. Комплекс упражнений с шариком «Испечем мы каравай», «Колючки», «Бабочка», «Рыбки» Мячик» «Ловкие пальчики.
Апрель Проведение пальчикового театра «Ежик». Проведение игр с карандашом. Комплекс упражнений с шариком «Поиграем»
Обобщающий Май Оценка эффективности использования мячиков Су джок. Самоанализ. Анкетирование родителей. Закрепление с детьми полученных навыков и умений. Подборка упражнений и игр по желаниям детей.
Достигнутые результаты по окончании каждого этапа
В ходе работы в подготовительном этапе были определены цели и задач программы; подобрана и изучена методическая литература. Так же был проведен мониторинг физического развития детей группы.
Для обогащения развивающей предметно-пространственной среды было подобрано необходимое оборудование и пособия для проведения полноценного, проведения занятий с использованием Су-Джок – терапии. Разработаны памятки для родителей и педагогов. Составлена картотека физкультминуток с использованием шариков су-джок.
В данный период времени проводится работа по осуществлению второго этапа программы. Готовится презентация для воспитателей рекомендательного характера по Су-джок терапии, а так же наглядные консультации в информационный уголок для родителей.
Осуществление заключительного этапа программы планируется на май 20201года.
Приложение
Картотека игр с шариком Су джок
1. «Будь здоров!»
Чтоб здоров был пальчик наш.
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрём.
И к другому перейдём.
(Прокатывать шарик между ладонями, затем к каждому пальцу на правой и левой руке.)
2. «Крючочки»
Как наш пальчик изловчился.
И за шарик зацепился.
Буду шарик поднимать.
Свои пальцы обучать.
(Удерживать шарик одним пальцем, обхватывать каждым пальчиком и поднимать.)
3. «Шарик пальчиком катаю»
Шарик пальчиком катаю. Ловкость пальцев проверяю. Ты колючий шарик мой. Подружись сейчас со мной.
(Шарик на ладони катать каждым пальчиком.)
4. «Шарик»
Шарик я открыть хочу.
Правой я рукой кручу.
Шарик я открыть хочу.
Левой я рукой кручу.
(Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика.)
5. «Пинцет»
Дружат пальчики, не тужат
Им пинцет очень нужен.
Эй, кто ловкий, не зевай
Пинцетом шарик поднимай.
( Растопырить пальчики и поднимать шарик прямыми пальцами: большим - указательным, указательным - средним, средним - безымянным, безымянным - мизинцем, как пинцетом поочередно левой и правой рукой.)
6. «Ловкие пальчики»
Я вам шарик покажу.
Двумя пальцами держу.
( Удерживать двумя одноименными пальцами обеих рук: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.)
7. «Кручу - верчу».
Шарик пальцами кручу.
Здоровым быть всегда хочу.
(Большим и указательным пальцем левой руки держать шарик, а большим и указательным правой крутить, пальцы чередовать: большой - средний, безымянный - большой и т. д.)
8. «Прыжки»
Пальчик мой по кочкам, прыг.
Он хороший ученик.
(Шарики раскрыть и «попрыгать» попеременно всеми пальцами: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем по колючей поверхности, как по кочкам.)
9. «Веселый мячик»
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
(дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
10. «Колкие иголки»
У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник
Нас уколет можжевельник.
(Дети катают мяч между ладонями движениями вверх-вниз сначала медленно, затем увеличивая темп и приговаривает)
11. «Колючий ежик» Гладь мои ладошки, ежик!
Ты колючий, ну и что же?
Я хочу тебя погладить!
Я хочу с тобой поладить!
(Катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальчиками до колючек)
12. «Испечем мы каравай»
Месим, месим тесто (сжимаем массажный мячик в правой руке)
Есть в печи место (перекладываем в левую руки и сжимаем)
Испечем мы каравай (несколько раз энергично сжимаем мяч обеими руками)
Перекладывай валяй. (катаем мяч ладошками)
13. «Мой веселый мячик»
Прыгал мячик по дорожке,
(катаем мячик между ладоней)
И попал в мои ладошки,
(Спрятали мячик в ладошках)
Будем мы с тобой играть, (перекладываем с одной руки в другую)
Мои ручки развивать.
Здравствуй мячик желтый бок,
(перекладываем мячик с одной ладошки в другую)
Кругленький как колобок.
Посиди в моих ладошках, (спрятать мячик в ладошках)
Отдохни на них немножко.
Я тебя слегка сожму (катаем мячик в ладошках)
Покатаю, покручу,
А потом пущу в лесок, (подбрасываем мячик и ловим)
Прыгай дальше колобок.
14. «Мяч»
Здравствуй мячик интересный
(перекладываем мячик с одной руки в другую)
Для ребяток ты полезный
Мы с тобой хотим поиграть,
(катаем мячик между ладоней)
Свои ручки развивать.
Мы сожмем тебя немножко
(сжимаем мячик в руках)
И тихонько разожмем
А потом тебя подбросим, (подбрасываем и ловим мячик)
И тихонечко потрем.
15. «Ежик»
Бегал ежик по дорожке, (катаем мячик между ладошек)
У него устали ножки.
Проходи в мои ладошки, (зажать мячик в ладошках)
Отдохни на них немножко.
А потом беги опять (подбрасываем мячик вверх и ловом)
Дружно весело играть.
Мячик в руки мы возьмем
(перекладываем мячик с одной руки в другую)
Крепко накрепко сожмем (сжимаем мячик в ладошках)
С ним немножко мы поиграем (подбрасываем вверх)
В наших ручках покатаем. (катаем мячик в ладошках)
16. «Веселый счет»
«Ежика» в руки нужно взять, (берем массажный мячик)
Чтоб иголки посчитать. (катаем между ладошек)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)
17. «Мячик-ежик
Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шпики)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)
18. «В огороде и в саду»
В огороде ли, в саду (круговое прокатывание массажного мяча по ладоням рук)
Фрукты, овощи найду,
Там картофель, апельсины (соединение мизинцев)
Дыня, репа, мандарины, (соединение безымянных пальцев).
Лук, лимон и кабачок, (соединение указательных пальцев)
И у всех отличный вкус! (пальцы в «замке» - сжимание массажного мяча.)
19. «Поиграем» (игры с массажным мячиком)
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю.
(Сжимать мячик правой рукой, затем левой.)
Массаж эластичным кольцом
Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появления ощущения тепла, проговаривая стихотворение. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.