Марина Агошкова
Проект «Ступеньки адаптации»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ школа №1739
Дошкольное отделение (корпус 1510)
ПРОЕКТ «СТУПЕНЬКИ АДАПТАЦИИ»
Направленность: социальная адаптация детей младшего дошкольного возраста к ДО.
Срок реализации: 3 месяца (август, сентябрь, октябрь).
Разработала: педагог-психолог ДО Агошкова М. Д.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели.
Актуальность проекта : Предупреждение дезадаптации к дошкольному учреждению детей и их родителей.
Публикация «Проект „Ступеньки адаптации“» размещена в разделах
Работа с семьей - важная задача образовательной системы, поэтому необходимо создать условия для успешной адаптации детей к новым условиям через оптимистичное взаимодействие с родителями и педагогами, обеспечивая преемственность между детским садом и семьей.
Ребенок часто находится между этими двумя институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психическое развитие.
Проблема: С поступлением ребенка в дошкольное отделение в его жизни происходит множество изменений: четкий, распланированный режим дня, отсутствие родителей в течение дня, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками и малознакомыми ему взрослыми, новое помещение, игрушки, совершенно другой стиль общения и образ жизни. Все эти изменения обрушиваются на ребенка внезапно и одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Конечно, родители лучше других взрослых знают и любят своего ребенка. Но часто, не имея опыта воспитания детей, могут принести вред. Молодые родители недостаточно компетентны в вопросах воспитания, чрезмерно опекают своего ребенка. Многие родители не знают, как вести себя в период адаптации ребенка в дошкольному учреждению. Поступление в которое часто вызывает стресс не только у ребенка, но и у родителей.
Чтобы избежать осложнений в период адаптации и обеспечить ее оптимальное течение, необходима четкая, профессионально слаженная и продуманная работа воспитателей, педагога- психолога, педагогов-специалистов, во взаимодействие с родителями.
Цель проекта : Создание условия для благоприятной адаптации и социализации детей к ДО через организацию взаимодействия педагогов и родителей.
Задачи проекта :
• Изучить научную и методическую литературу, разработать план работы по теме адаптации и ранней социализации детей 2-3 лет.
• Создать условия, обеспечивающие каждому ребенку комфортные условия для психофизиологического развития.
• Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.
• Оказывать консультационную и практическую помощь родителям по вопросам ухода за ребенком, проблемам его воспитания, возрастного развития и адаптации к ДО.
• Предупредить психоэмоциональное напряжение у детей и родителей в период адаптации.
• Выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДО и семье.
• Раскрыть роль семьи в решении данной проблемы.
Предполагаемый результат:
• Благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
• Позитивное развитие отношений в детском коллективе.
• Привлечение родителей детей младшего дошкольного возраста к осознанному воспитанию и развитию своих детей, совместно с психолого-педагогической службой ДО.
• Становление партнерских, доверительных отношений между ДО и семьями воспитанников.
• Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей.
Реализация проекта
1этап. Подготовительный
1. Сбор информации о семьях будущих воспитанников ДОУ. Заключение договоров с родителями. Формирование групп. (До поступления детей в ДО на вводном родительском собрании.)
2. Подбор и изучение необходимой литературы. Составление плана работы, подбор методик.
3. Анкетирование семей дошкольников «Давайте познакомимся» с целью изучения условий жизни и воспитания ребенка (по согласию родителей).
4. Организация развивающей среды в группе. (Регулярно в течение года в соответствие с ФГОС ДО.)
5. Повышение квалификации воспитателей в вопросах адаптации детей и взаимодействия с родителями в этот период. (Психолого-педагогическое просвещение через памятки, буклеты, окошки психолога, выступления на педсоветах и методических объединениях.)
6. Предварительное знакомство с детьми, посещение группы детьми вместе с родителями.
7. Изучение затруднений у родителей в вопросах воспитания (анкетирование родителей на выявление стиля и методов воспитания.)
2этап. Основной.
1. Постепенный прием детей в группу ДО, поэтапное увеличение времени пребывания детей в группе. Ведение адаптационных листов.
2. Осуществление систематического контроля за ребенком в группе, за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое и психическое здоровье, общение, игра.)
3. Использование элементов телесно-ориентированной терапии, психогимнастики, игровых методов взаимодействия с ребенком. (индивидуальная и групповая работа по предварительно разработанному плану).
4. Проведение информационно- тематических мероприятий для родителей. (Встречи, беседы, буклеты, папки-передвижки, родительские собрания, семинары-практикумы, групповое и индивидуальное консультирование родителей по вопросам адаптации и возрастного развития воспитанников.)
5. Оказание помощи воспитателям в установлении отношений с детьми и их родителями. (Информационная поддержка; практическая через совместные игровые сеансы.)
6. Проведение коррекционно-развивающих игровых сеансов для снятия психо- эмоционального напряжения у детей и взрослых в период адаптации.
7. Диагностика возрастного развития детей. Мониторинг протекания процесса адаптации.
3 этап. Заключительный.
1. Анализ адаптационных листов, определение уровня адаптации детей. Сравнительный анализ уровня адаптации дошкольников с прошлым учебным годом
2. Анкетирование родителей по итогам адаптации. Разработка рекомендаций по результатам анализа адаптации.
3. Рефлексия проводимых мероприятий, направленных на социализацию адаптацию детей к ДО. (Круглый стол «Профилактика дезадаптации».)
4. Разработка рекомендаций, методической помощи родителям воспитанников по соблюдению режима дня детьми, единства требований воспитания в ДО и дома.
5. Оформление групповой газеты в рамках акции для родителей «Мой малыш» (с целью оптимизации взаимоотношений в рамках родитель-ребенок-педагог).
6. Анализ реализации проекта. Уточнение, дополнение к программе реализации проекта на основе анализа проведенной работы.
Программа игровых сеансов в рамках проекта «Ступеньки адаптации»
Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающих игровых сеансов психолого-педагогического сопровождения адаптации в рамках комплексного проекта «Ступеньки адаптации» детей младшего дошкольного возраста составлена педагогом –психологом ГБОУ школа №1739 Агошковой М. Д. на основе программ Лапиной И. В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад», «Первые шаги» Е. О. Смирновой, Л. Н. Галигузовой и С. Ю. Мещеряковой; Роньжиной А. С. «Занятия с детьми 2-4 лет в период адаптации.
Программа игровых сеансов способствует построению целостной модели организации адаптационного периода при поступлении ребенка в дошкольное отделение. Она основана на современных научных представлениях о закономерностях психического развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, ведущей роли предметной деятельности и общении со взрослым. Она направлена на психолого-педагогическую поддержку воспитателей, родителей, специалистов ДО в их взаимодействии с детьми.
В настоящее время система общественного воспитания детей младшего дошкольного возраста становится популярной. Родители и педагоги нуждаются в комплексной психолого-педагогической поддержке со стороны специалистов. Поэтому использование программы адаптации детей этого возраста к ДО образовательного комплекса в общем педагогическом процессе отвечает современным запросам общества, научным представлениям о развитии ребенка, помогает оптимизировать взаимодействие взрослого с ребенком, повышает компетентность родителей в воспитании детей.
Программа адаптирована к данному ДО и дополнена играми и упражнениями, направленными на решение целей и задач по данному направлению.
Программа интегрируется в содержание основной программы, реализуемой в дошкольном отделении образовательного комплекса.
Цель программы – создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное отделение путем взаимодействия ДО и семьи.
Задачи:
-помочь детям преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к ДО;
-сформировать у детей позитивные эмоциональные отношения со взрослыми и сверстниками; положительный эмоциональный настрой в группе;
-снизить импульсивность, тревожность, агрессию у детей в период адаптации; развивать игровые навыки, стремление помогать друг другу.
-познакомить семьи воспитанников друг с другом, с коллективом ДО, с оснащением групп ДО;
-обучать воспитателей методам взаимодействия с родителями в адаптационный период;
-привлекать родителей к сотрудничеству с ДО;
- способствовать созданию адекватной предметной среды для адаптационного периода.
-оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам воспитания, развития, адаптации и социализации;
Программа основывается на следующих принципах:
- принцип развития;
-самоценности каждого возраста;
-принцип деятельности;
-принцип опоры на игровые методы;
-личностно- ориентрованное взаимодействие взрослых с детьми;
Методы и приемы реализации программы.
Период адаптации в рамках проекта «Ступеньки адаптации»
условно делится на три этапа:
1-подготовительный (до приема в детский сад) ;
2-основной (процесс адаптации в детском саду);
3-заключительный (анализ адаптации).
Программа реализуется в основных видах деятельности детей младшнго дошкольного возраста. Игры, беседы и упражнения подобраны таким образом, чтобы исключить соревновательный момент, проявление демонстративности и соперничества в отношении сверстников, и напротив, способствуют стимуляции игровой деятельности, чувству общности и сопричастности к группе, постепенному общению детей со взрослыми и сверстниками. Результаты адаптации детей в ходе реализации программы отслеживаются через включенное наблюдение, следящую диагностику, анкетирование воспитателей и родителей.
Формы организации деятельности с детьми.
Деятельность взрослого с детьми проводится как в индивидуальном порядке, так и в малых подгруппах от 3до 6 человек – 1-2 раза в неделю в ходе проведения режимных моментов, учитывая возраст и индивидуальные особенности эмоционально-личностной сферы детей младшнго возраста. Программа адаптации и социализации предусматривает обязательное участие в совместной деятельности с детьми, как педагога-психолога, так и воспитателя группы. Взрослый в ходе ситуативно-делового общения с ребенком выступает, как партнер и помощник в совместной деятельности, дает образцы подражания, «заряжает» детей оптимизмом, действует как «эксперт» по оценке адаптивных сил малышей. Правильная организация деятельности детей и взрослых в период адаптации способствует формированию положительных эмоциональных контактов «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», создает эмоционально благоприятную обстановку в группе.
Игровой сеанс с детьми проводится от 10 до 20 минут с учетом эмоционального состояния и самочувствия малышей, во избежание их переутомления. Игра может несколько раз повторяться, для того, чтобы дети запомнили слова, ритм движения. На игровые сеансы с детьми допускаются родители.
Базовые средства работы:
Разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стихи, «ладушки», «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключая их с негативного эмоционального состояния на дружное хлопанье в ладоши, топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой.
1 этап. Подготовительный.
*Консультирование родителей и педагогов по профилактике дезадаптации детей к ДО; на вводных родительских собраниях; через подборку методического материала для стенда педагога –психолога для просвещения родителей.
2 этап. Основной.
*1. Прогнозирование трудностей адаптации, отслеживание уровня адаптационных возможностей каждого ребенка к дошкольному учреждению с отметкой критериев адаптированности в индивидуальных листах адаптации. Проведение планового консилиума по предупреждению дезадаптации.
2. Игровое общение взрослого с детьми, направленное на повышение самооценки малышей, снижение эмоционального напряжения и обеспечивающее сплочение группы и ее положительный эмоциональный настрой.
3 этап. Заключительный
* Анализ течения адаптации по результатам наблюдения, игровых сеансов с детьми, анкетирования родителей.
Проведение плановых и внеплановых консилиумов по выявленным проблемам, с последующей координацией действий педагогов, специалистов по психологическому сопровождению детей.
Тематический план игровых сеансов.
Сроки проведения сентябрь-ноябрь; (по мере поступления детей в группу)
Форма проведения: игровые сеансы малыми группами.
№ Тема игр, упражнений Задачи Примеч.
1. Божья коровка (психогимнастика) Положительный эмоциональный настрой 1-2 раза
2. Листопад (игра малой подвижности) Снятие эмоционального и физического напряжения 2раза
3. Мячик (игра средней подвижности) Сплочение группы. Повышение эмоционального тонуса. 1-2раза
4. Прогулка в осенний лес (игры с листочками и грибочками) Сплочение группы, развитие эмпатии 1-2раза
5. Веселый петрушка (мимика ижест по показу) Умение действовать в группе 2раза
6. Веселый хоровод (народные игры «Карусель»,»Каравай») Положительный эмоциональный настрой 1раз
7. Мячики (игра средней подвижности с мячиками) Снятие эмоционального напряжения. Развитие коммуникативных навыков. 1раз
8. Зайка (игра с проговариванием потешек и показом движений) Положительный эмоциональный настрой 2раза
9. Мыльные пузыри (выдувание пузырей, забавы с пузыриками). Снятие эмоционального и физического напряжения 2раза
10. Музыканты (имитация шумового народного оркестра) Положительный эмоциональный настрой 1-2раза
11. Мамины забавы (Игра-потешка «Я для милой мамочки») Оптимизация детско-родительских отношений. 1раз
12. Мишка (Игра малой подвижности) Сплочение группы, развитие эмпатии. 1-2раза
13. Непослушные мышата (Игры с колокольчиком) Формирование положительной самооценки. 2раза поэтапно
14. Колобок (Элементарная драматизация с участием всей группы) Сплочение детей, развитие эмпатии. 1раз
15. Котята (Психогимнастика с игровым сюжетом) Формирование положительной самооценки. 1-2раза
Высокий уровень адаптированности. Адаптация считается легкой. У ребенка преобладают радостное настроение или устойчиво-спокойное. Он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами. Быстро адаптируется к новой ситуации.
Средний уровень адаптированности. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации.
Низкий уровень адаптированности. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия, активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик, либо отсутствует активность, инициативность при более или менее выраженных реакциях (тихий плач, хныканье, отказ от активных движений, отсутствие попыток к сопротивлению, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).
Список литературы.
1. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений. - М. : Издательство АСТ,1997.
2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. -М. Просвещение. 1991.
3. Бениаминова М. В. Воспитание детей. -М. ; Медицина,1985.
4. Бин Дж., Оулдфилд А. Волшебная дудочка. Теревинф,2000.
5. Ветрова В. В. «Ладушки». Песенки, стишки, потешки, считалки, загадки и игры для детей до трех лет. -М. 1998.
6. Воспитание малыша в семье. От рождения до 3 лет. Е. О. Смирнова, Н. Н Авдеева, Л. Н. Галигузова, А. О. Дробинская, Т. В. Ермолова,С. Ю. Мещерякова. -М. :АРКТИ,2004г.
7. Граббет Р. Игры для малышей от2 до 6 лет. –М. ,РОСМЭН. -1999.
8. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста/ под ред. Е. И. Радиной –М. ;Просвещение,1967.
9. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями. /под ред Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. -М. Экзамен,2006.
10. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М. ,Генезис. 2000.
11. Лютова Е. К., Монина Т. В. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства).-СПб. ;Речь. -2001.
12. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М. ,Книголюб,2004.
Приложение: СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Здравствуй дошкольная группа!»
Поступление ребенка в дошкольное отделение - важное событие для него, родителей, воспитателей. Очень важно помочь малышу в этот период. Для него непривычно все: режим дня, питания, окружающая обстановка, воспитатели и дети. Надо научить малыша приспособиться к новым условиям жизни. Дети привыкают к ЛО по-разному. У каждого из них свой период привыкания или адаптации. Он зависит от состояния здоровья малыша, от его подготовленности к ДО.
Как должен быть подготовлен ваш ребенок к периоду адаптации
1. Должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки:
* самостоятельно есть разнообразную пищу;
*своевременно сообщать о своих потребностях- проситься в туалет или на горшок;
*мыть руки при помощи взрослых, пользоваться полотенцем, носовым платком.
2. Перед поступлением в ДО домашний режим вашего ребенка целесообразно приблизить к режиму дошкольного отделения.
3. С персоналом группы, куда пойдет малыш, необходимо познакомиться заранее, рассказать о привычках вашего малыша и особенностях поведения.
Как общаться с ребенком в период адаптации
1. Настраивайте ребенка на позитивный лад.
2. Первое время забирайте малыша пораньше, создайте спокойный, благоприятный климат в семье.
3. Уменьшайте нагрузку на нервную систему; на время прекратите посещение многолюдных мероприятий, сократите просмотр телепередач.
4. Дома поиграйте в ДО. Роль ребенка может исполнять любимая игрушка малыша. В игре проявятся проблемы, с которыми сталкивается ребенок в ДО. А вы поможете ему найти пути решения проблем.
В период адаптации очень важно соблюдать следующие рекомендации:
1. Поступление в дошкольное отделение образовательного комплекса лучше проводить во время вашего отпуска, так как в течение первой недели- желательное пребывание в ДО не более двух часов ежедневно.
2. В этот период необходимо тщательно наблюдать за изменениями в состоянии здоровья ребенка и своевременно сообщать о них работникам ДО.
3. При появлении первых признаках недомогания, заболевания необходимо оставить ребенка дома и вызвать врача.
4. В период адаптации ребенок нуждается в теплом, заботливом, ласковом обращении с ним. Важно быть терпеливыми и внимательными к малышу.
5. Дома поддерживать спокойную обстановку, не перегружая малыша впечатлениями, не приглашайте гостей в этот период, не посещайте гостей, не покупайте новых игрушек.
6. Разрешайте ребенку взять в группу любимую игрушку.
Что делать, если ребенок плачет при расставании.
1. Рассказывайте малышу, что ждет его в детском саду.
2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ним своего беспокойства.
3. Можно принести в группу свою фотографию.
4. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (воздушный поцелуй, поглаживание по спинке, пожатие ручки и др.)
5. Не затягивайте процедуру прощания с малышом, обещая ему что-либо. Он будет только сильнее огорчаться, привлекая ваше внимание слезами и криком. В момент прощания с ним, извините, но вы для него – предатель, который оставляет его в незнакомой обстановке. Важно пообещать ему, что вы обязательно за ним придете и доверить малыша воспитателям.
6. Будьте внимательны к ребенку после ДО, устройте небольшой семейный праздник, погуляйте в спокойной атмосфере на детской площадке или в парке, дайте возможность ребенку проявить себя в подвижных играх.
Как облегчить ребенку адаптацию к дошкольному отделению
1. Научитесь прощаться с малышом быстро, давая понять, что вы уверены в нем и его умении справиться с собой. Старайтесь не показывать свое волнение за него, так как он быстро почувствует ваше беспокойство и ему еще труднее будут успокоиться.
2. Положите малышу в карман какую-нибудь памятную вещичку, которая будет напоминать ему о вас и о том, как сильно вы его любите.
3. Никогда не пытайтесь ускользнуть незаметно от ребенка, если хотите, чтобы он вам доверял.
4. Не пытайтесь подкупить ребенка, не обещайте и не покупайте ему игрушек за согласие остаться в группе.
5. Четко дайте ребенку понять, что, какие бы истерики он ни закатывал, ему все равно придется пойти в ДО. Если вы хоть раз ему уступите, в дальнейшем вам будет гораздо сложнее справиться с его капризами и слезами.
6. Привлеките воспитателя, вам нужен человек, который радушно встретит вашего ребенка.
7. Не удивляйтесь, если вы уже справились с проблемой, а она опять возникла после болезни или больших выходных, когда ребенок находился дома.
8. Помните,что в страхе расставания нет ничего плохого, он лишь свидетельствует о том, что между вами и ребенком существует тесная связь.
Что делать, если ребенок не хочет убирать игрушки.
1. Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи.
2. Убирайте игрушки вместе.
3. Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняя ему смысл происходящего.
4. Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте.
5. Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать.
6. Учитывайте возраст и возможности ребенка.
Что делать, если ребенок не хочет ложиться спать.
1. Замечайте первые признаки переутомления (капризничает, трет глаза, зевает).
2. Переключайте ребенка на спокойные игры (например, совместное рисование, сочинение историй, попросите ребенка говорить шепотом, чтобы не разбудить игрушки.
3. Во время вечернего туалета дайте малышу поиграть с водой.
4. Оставайтесь спокойными, не впадайте в ярость от непослушания ребенка.
5. Погладьте его, сделайте ему легкий массаж перед сном.
6. Спойте ребенку песенку, желательно колыбельную.
7. Пообщайтесь с малышом, поговорите с ним, почитайте ему книгу о природе или другую нейтральную литературу.
Педагог-психолог Агошкова М. Д.