Ольга Лукьянова
Проект «Ступеньки к школе» (для детей 7–8 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта :
Учителя – дефектологи:
Лукьянова О. В. – руководитель проекта
Жидовкина С. А.
Воспитатели:
Горева Е. А.
Захарова О. А.
Бабарик М. Н.
Алексеева Е. В.
Тимофеева Н. Г.
Куренкова Н. Е.
Инструкторы по физической культуре:
Семенова Е. О
Дугина О. Н
Музыкальный руководитель:
Евдокимова Е. А.
Руководитель изо студии:
Побойкина Н. А.
дети групп IV года обучения «Земляничка», «Светлячок».
Обоснование проблемы:
Публикация «Проект „Ступеньки к школе“ (для детей 7–8 лет)» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
1. Недостаточность знаний детей об обучении в школе.
2. Несформированность волевых качеств школьника.
3. Низкие логико–мыслительные процессы.
Цель: Подготовка детей с ОВЗ к обучению в школе.
1. Ввести ребенка в школьную жизнь;
2. Помочь ребенку выстроить модель возможных отношений с учителем, одноклассниками в новой жизненной ситуации;
3. Опробовать в безопасной форме разные варианты поведения в значимых для детей ситуациях общения;
4. Создать в деятельности ребенка модели учебно-воспитательной сферы.
Основные задачи:
1. Познакомить детей с правилами и нормами школьной жизни через игровую деятельность
2. Познакомить со стихами, песнями, загадками о школе и школьных принадлежностях.
3. Активизировать и обогащать словарь по данной лексической теме.
4. Формирование положительного отношения к школе;
5. Продолжать формировать учебно - познавательные мотивы;
6. Создание у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции "школьника".
7. Продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения;
8. Продолжать повышать уверенность в себе и развивать самостоятельность;
9. Развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) и формировать их произвольность;
10. Развивать вербальные и невербальные средства общения; мелкую моторику;
11. Развивать рефлексию, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли.
12. Учить отображать свои впечатления в продуктивной деятельности (рисунках, аппликациях, лепке, подвижных играх, играх-драматизациях).
13. Воспитывать интерес к обучению в школе и желание учиться.
Актуальность проекта :
«Школа не должна вносить
резкой перемены в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок
продолжает делать сегодня то, что делал вчера.
Пусть новое появляется в его жизни постепенно
и не ошеломляет лавиной впечатлений»
В. А. Сухомлинский
В соответствии с «Приоритетными направлениями развития образовательной системы РФ» одним из ведущих направлений в данной области является обеспечение доступности качественного общего образования. Максимальное обеспечение образования детей старшего дошкольного возраста – одно из ведущих условий повышения доступности качественного общего образования.
Установлено, что в последнее время значительная часть детей с ОВЗ, поступающих в первый класс, сталкивается с рядом проблем. На начальных этапах обучения, возникают трудности в обучении базовым учебным навыкам: письму, чтению, счёту. Кроме того, значимая часть детей имеет отклонения в состоянии здоровья, что так же снижает адаптационный потенциал ребёнка и является причиной возникновения разного рода трудностей обучения в школе. Особого внимания требуют дети с психологическими проблемами, возбудимые, неуравновешенные, невнимательные. Однако многие будущие школьные проблемы можно предупредить.
Важность проблемы воспитания положительного отношения к школе ни у кого не вызывает сомнений. От того, как будет проведена наша работа, будет зависеть ее успешность и результативность.
Суть проекта заключается в том, чтобы во время занятий, экскурсий в школу, этических и нравственных бесед, просмотра цикла познавательных и развивающих телепередач, фрагментов детских фильмов чтения произведений, работе по сюжетным картинам дети могли больше узнать о школе и сформировать у детей готовность к обучению в школе.
Главной задачей педагогов является сформировать у детей старшего дошкольного возраста готовность к обучению в школе с целью дальнейшей профилактики школьной дезадаптации; обеспечить формирование у ребенка нового вида деятельности – учебной (постепенный плавный переход от основного ведущего вида деятельности ребенка дошкольного возраста – игровой к новому ведущему виду деятельности ребенка – учебной)
Повышение учебной мотивации. Снижение школьной тревожности, формирование позитивной модели поведения в реальной жизни. Повышение работоспособности, сплоченности группы. Регламентирование работы на основе добровольного принятия обязательств, понимание необходимости сосуществования, сотрудничества и взаимопонимания.
Этапы проекта
Этапы работы Содержание работы Ответственные лица Сроки выполнения
Подготовительный этап 1 Установочное заседание Лукьянова О. В.
Жидовкина С. А. 16.11.2012 г.
2 Консультации для педагогов 4 г. о. :
2.1 Учителя-дефектологи «Интеллектуальная готовность к школе детей с ОВЗ» (Рекомендации)
2.2 Психолог «Психологическая готовность к школе детей с ОВЗ» (Рекомендации)
2.3 Инструкторы по физкультуре «Физическая готовность к школе детей с ОВЗ» (Рекомендации) Лукьянова О. В.
Жидовкина С. А.
Явкер С. С.
Дугина О. Н.
Семёнова Е. О. Декабрь
Основной этап 3 Экскурсия в школу Лукьянова О. В.
Жидовкина С. А. Январь
4 Консультация воспитателей «Подготовка руки к письму через различные виды деятельности» Лукьянова О. В.
Жидовкина С. А.
Бабарик М. Н.
Захарова О. А.
Алексеева Е. В.
Февраль
5 Сюжетно-ролевая игра как фактор при подготовке детей с ОВЗ к школе (сюжетно-ролевая игра «Школа» - воспитатели) Горева Е. А. ,
Тимофеева Н. Г. Март
Заключительный этап 6 Открытое интегрированное мероприятие «Хочу все знать» Лукьянова О. В.
Жидовкина С. А. Апрель
7 Выставка детских работ «Скоро в школу» Побойкина Н. А. Апрель
8 Выставка детских рисунков к дню космонавтики Побойкина Н. А. ,
Лукьянова О. В.
Жидовкина С. А. Апрель
9 Итоговый мониторинг (областная ПМПК) Все педагоги 4 г. о. Апрель
10 Занятие-развлечение «День Победы»
Выставка детских работ Учителя-дефектологи,
Евдокимова Е. А.
Побойкина Н. А. Май
11 «День защиты детей» Попова А. Ю. Июнь
12 «Выпускной бал» Все педагоги 4 г. о. Август
Предполагаемый результат:
• Повышение мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению, сформированность "внутренней позиции ученика", возникновение эмоционально - положительного отношения к школе, расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике.
• Формирование у детей позитивных жизненных установок и ценностных ориентаций;
• Формирование у детей положительного отношения к нравственным нормам и школьным правилам;
• Формирование адекватного устойчивого эмоционального реагирования ребенка на внешние факторы; снижение эмоциональных нарушений;
• Уменьшение количества негативных проявлений в поведении детей, повышение у детей положительной нравственной устремленности в поведении и деятельности;
• Повышение коммуникативной компетентности детей в общении со сверстниками и со взрослыми;
• Качественное изменение познавательных процессов.