Рузиля Талипова
Проект «Страна детства — Игромир»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
Структурное подразделение «Детский сад «Аленушка» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 им. В. Маскина ж. -д. ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области
(наименование образовательной организации в соответствии с Уставом)
1 Тема проекта Социализация личности в процессе участия в проекте «Страна детства», подпроекта : «Игромир» во второй младшей «А» группе «Росинка».
Публикация «Проект „Страна детства — Игромир“» размещена в разделах
2 Кем и когда принято решение о реализации проекта, документ о принятии решения Педагогическим советом СП «Детский сад «Аленушка» ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина ж. -д. ст. Клявлино
Приказ № ___
Протокол № от
3 Актуальность проекта
( обоснование целесообразности внедрения инновации: анализ ситуации, определение проблем) Социализация личности - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, где ему предстоит жить с другими людьми, учитывая их интересы, правила и нормы поведения. Он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, формирует умения эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, формирует умения влиять на других, развлекается, познает мир, себя и окружающих.
В связи с этим проблема социализации личности ребенка во взаимодействии с окружающим его миром – всегда была и ныне остаётся особо актуальной на данном современном этапе.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.
В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществлять психологические замены реальных объектов.
Игра-ведущий вид деятельности ребёнка. В игре он развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми, для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности - образовательной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОО специального пространства для активизаций, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.
Единственный язык, который легко даётся детям - это язык игры. Именно игра позволяет скорректировать возникновения возрождение проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка невозможна! Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психологических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребёнку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребёнок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствует его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.
Проблема: есть дети, которые не играют и не любят играть. Они не проявляют интерес к сюжетно – образным игрушкам или однообразно с ними манипулируют, тонус эмоциональной и познавательной активности у них понижен. Такие дети труднее усваивают программный материал, требующий определённого развития мышления и речи, которые в значительной степени формируются в игре. Со стороны некоторых педагогов в детском саду, а тем более родителей иногда наблюдается тенденция формального обучения игровым действиям, сюжету без учёта интересов личного практического и игрового опыта детей. А на самом деле это важная проблема. Она остро встаёт при подготовке к школе, когда важные такие качества как наблюдательность, сформированная речь, богатый словарный запас.
4 Цель проекта Развитие игровой деятельности дошкольников, позволяющей ребенку реализовать социальные роли, проявлять сообразительность, смекалку, сноровку, фантазию; использование игровых технологий, позволяющих вводить детей в мир истинных идеалов и ценностей жизни.
5 Задачи проекта повысить уровень педагогической компетентности педагогов ДОУ по вопросам планирования и проведения самостоятельной и совместной игровой деятельности детей и взрослых;
- оптимально использовать имеющееся в ДОУ игровое оборудование, пособия и материалы, способствующие активизации игровой деятельности и развитию всех сторон личности ребёнка;
- привлекать родителей воспитанников к активному обсуждению и созданию условий для развития игры ребёнка в детском саду и дома;
- способствовать развитию всех компонентов детской игры : обогащению тематики и видов игр, игровых действий, сюжетов, умений устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать игровую обстановку, использую для этого реальный предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровых ситуациях, поддерживать их свободную творческую самореализацию в игре;
- в процессе игр развивать речь, обогащать словарный запас;
- создавать основу для развития содержания детских игр : обогащать представления детей о мире и круг интересов с помощью детской литературы, просмотра кукольных спектаклей, развивать воображение, творчество, интерес к игровому экспериментированию;
- развивать физические качества детей: ловкость, быстроту, координацию движений, силу;
- формировать умение следовать игровым правилам в подвижных, дидактических, развивающих играх;
- воспитывать умение соблюдать в процессе игры элементарные правила поведения, доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия.
6 Сроки и этапы реализации проекта Сроки реализации проекта : один год
01.09.2017г. – 31.08.2018г.
Этапы реализации проекта :
I этап (сентябрь – октябрь 2017г.) – подготовительный: диагностика, анкетирование, формирование мотивационной готовности родителей и воспитанников к участию в проектной деятельности;
2 этап (сентябрь2017г. – август 2018г.) - основная деятельность: работы по выбранным основным направлениям развития социализированной личности ребенка;
3 этап (июль – август 2018г.) – подведение итогов деятельности: мониторинг эффективности проектной работы, обобщение и структурирование материалов.
7 Основное содержание деятельности 1этап: осень – 01.09.17г. – 30.11.17г.
Подготовить развивающую среду, обогатить необходимым игровым оборудованием, материалами, литературой.
Знакомить с элементарными правилами поведения, этикой общения и приветствиями. Развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым, воспитывать культуру поведения, развивать трудовые навыки и привычки.
Развивать интерес детей к совместным подвижным играм, к играм с предметами, хороводным, сюжетно-ролевым, формировать двигательную активность. Выполнять построение в круг, ходить по кругу, согласовывая движения, воспитывать желание заниматься физкультурой. Закреплять шаг и бег по кругу, сохранять устойчивое равновесие в ходьбе и беге по ограниченной площади, упражнять в подпрыгивании на двух ногах на месте и с продвижением вперёд. Развивать умения детей ориентироваться в пространстве. Во время ходьбы и бега останавливаться на сигнал, при перепрыгивании приземляться на полусогнутые ноги, упражнять в прокатывании мяча. Совершенствовать навыки ползания и прыжков, двигательные умения и навыки детей, упражнять в беге, в беге врассыпную, используя всю площадь зала. Развивать у детей быстроту, сноровку, ловкость, смекалку, сообразительность, фантазию, проявлять положительные эмоции при физической активности. Приучать действовать совместно, повторяя за воспитателем упражнения для пальчиков рук. Расширять знания детей о времени года, основных приметах осени: пасмурно, идёт мелкий дождь, опадают листья, становится холодно. Развивать сообразительность, мышление, активность.
Знакомить с характерными особенностями осенних деревьев, строением дерева (ствол, ветки, листья, корень, воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней.
Закреплять знания о детском саде, воспитывать доброжелательные отношения, уважения к работникам дошкольного учреждения. Развивать чувства безопасности.
Знакомить с домашними, дикими животными и птицами и их детёнышами, воспитывать любовь к ним, желание проявлять о них заботу, доброе отношение к животным и птицам. Формировать умения имитировать движения животных, птиц. Классифицировать овощи и фрукты. Знакомить детей с грибами, ягодами. Формировать представления о семье и своём месте в ней; побуждать называть членов семьи, род их занятий; воспитывать самостоятельность, желание проявлять заботу о родных и близких. Закреплять знания цветов: красный, жёлтый, зелёный, синий.
2этап: зима – 01.12.17г. – 28.02.18г.
Продолжать формировать умения ходить в колонне змейкой, бегать, выполнять общеразвивающие упражнения, тренировать прыгать с места. Создавать игровые образы, прививать коммуникативные качества. Закреплять навыки движений, умению двигаться в характере музыки.
Формировать представление о времени года - зима, связях между временами года и погодой. Уметь называть основные приметы зимнего периода, расширять представление детей о природном явлении – снегопаде. Воспитывать активность, наблюдательность, самостоятельность, любовь к природе. Познакомить с временными понятиями день – ночь, уметь различать части суток по приметам и действиям времени. Познакомить с обобщающим понятием «мебель», «одежда», формировать умение классифицировать предметы мебели по форме, величине, цвету, дифференцировать виды одежды и обуви по временам года, называть предметы одежды, обуви.
Познакомить с названиями игрушек, имеющимися в групповой комнате, побуждать проводить элементарную классификацию по назначению, цвету, форме. Воспитывать партнёрские отношения во время игры, аккуратность, умению детей отгадывать предмет по описанию.
Познакомить с частями тела человека, ориентироваться в расположении частей собственного тела, различать правую и левую руку.
Напомнить известные народные сказки и познакомить с новой, помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки. Вызвать у детей желание повторять вслед за персонажами сказки отдельные слова и фразы. Довести до сознания детей замысел сказки: любовь и преданность помогают преодолеть любые испытания. Помогать в оценке персонажей, воспитывать у детей добрые чувства к близким людям и чувство сострадания к тем, кто попадает в беду.
Познакомить с основными видами транспорта: воздушным, водным, наземным. Формировать умение дифференцировать транспорт по назначению: грузовой, пассажирский. Различать основные части транспорта: кузов, кабина, колёса, руль и т. д. Воспитывать уважение к людям этой профессии.
Формировать умения дифференцировать предметы по их функции и назначению: одежда, обувь, продукты питания, транспорт, мебель, показать различия между предметами, которые созданы руками человека, и самой природой.
Формировать ценностное отношение к здоровью своему и других людей.
Знакомить с государственным праздником – Днём защитника Отечества, воспитывать доброе отношение к папе, вызывать чувство гордости за своего отца.
3этап: весна – 01.03.18г. – 31.05.18г.
Продолжать формировать умения выполнять двигательные упражнения вслед за воспитателем, формировать навыки правильного выполнения прыжков на двух ногах с продвижением вперёд Упражнять детей в различных видах ходьбы, в выполнении движений в парах, в координации движений рук и ног, формировать правильную осанку при ходьбе по доске. Совершенствовать умения и навыки ходьбы с высоко поднятыми ногами, ориентироваться при построении в колонну и в круг.
Упражнять детей в ходьбе в прямом направлении, перешагивать через кубики, укреплять стопу, тренировать в ползании на четвереньках, под дугу. Продолжать формировать умения ходить на носочках, бегать, не наталкиваясь друг на друга, выполнять действия по команде, ориентироваться в пространстве, совершенствовать умения и навыки выполнения упражнений, игр. Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку, самостоятельность, активность, культуру поведения.
Знакомить с признаками весны: солнышко светит ярче, капель, на дорожках тает снег.
Расширять представления о явлениях неживой природы: солнечный свет, солнечное тепло. Формировать умения устанавливать зависимость состояния природы от смены времён года. Воспитывать бережное отношение к природе, желанием сохранить её красоту.
Познакомить с государственным праздником – 8 марта, воспитывать добрые отношения к маме, бабушке, желанием заботиться о них, защищать, помогать.
Знакомить детей с книгами, посудой. Дифференцировать предметы по их функции и назначению. Показать различия между предметами, которые созданы руками человека и природой.
Знакомить с растениями, их строением; воспитывать желание любоваться ими.
Продолжать знакомить детей с объектами неживой природы: небом, солнцем, месяцем, звёздами. Побуждать устанавливать простейшие связи явлений неживой природы: на небе солнышко – наступило утро, на небе месяц и звёзды – наступила ночь. Знакомить с праздником «День космонавтики»; профессиями лётчик, космонавт, воспитывать уважение к людям этой профессии.
Формировать понятие «профессии», воспитывать уважение к людям любой профессии.
Дать детям представление о работе светофора, о сигналах для машин и людей, формировать умение различать сигналы светофора.
Приучать рассматривать книги, рисунки, объясняя содержание иллюстраций.
4этап: лето – 01.06.18г. – 31.08.18г.
Продолжать проявлять интерес к участию в совместных подвижных, хороводных играх, участвовать в сезонных наблюдениях. Продолжать формировать представление детей об общей и пальчиковой моторике.
Расширять представления детей о лете, о сезонных изменениях (сезонные изменения в погоде, одежде людей, на участке детского сада). Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту летней природы.
Рассматривать и сравнивать насекомых, устанавливать отличия.
Знакомить с характерными особенностями растений, строением цветов (корень, стебель, листья, лепестки). Формировать представление о комнатных и садовых растениях. Воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней.
Закреплять о свойствах песка и глины, строить всевозможные постройки. Продолжать знакомить со свойствами воды, песка, глины. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе игр с водой, песком и глиной.
Знакомить детей с понятием «зоопарк», с животными, привезённые с тёплых стран.
Формировать представление детей о формах предметов, их величине, закреплять знания о цвете.
Развивать интерес к играм – забавам, к музыкальным играм, танцам, пению. Формировать умение двигаться ритмично в соответствии с текстом песен.
Развивать у детей самостоятельно придумывать сюжет, использовать полученные умения, активизировать самостоятельные действия детей, совершенствовать двигательные умения и навыки.
Подведение итогов деятельности: мониторинг эффективности проектной работы «Страна детства» «Игромир».
8 Ожидаемые конечные результаты реализации проекта (программы) - дети проявляют интерес и активность в процессе двигательной деятельности;
- владеют основными движениями в подвижных играх;
- соблюдают элементарные правила, согласовывают движения, ориентируются в пространстве, доброжелательно относятся друг к другу, выручают друзей;
- умеют подбирать предметы по цвету и величине, собирают разные конструкции, картинки по темам
(из 4 – 6 частей);
- выполняют постепенно усложняющиеся правила игр;
- развивается речь, обогащается словарный запас;
- дети выбирают роль, выполняют в игре несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить);
- проявляют попытку самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли, дополняет игровую обстановку недостающими предметами, игрушками;
- используют в играх строительный материал (кубы, бруски, пластины, простейшие деревянные и пластмассовые конструкторы, природный материал
(снег, песок, глина, вода, разнообразно действует с ними (строит садик для кукол, мост, дорогу, лепит из снега горку, домик, пускает по воде игрушки);
- использовали имеющиеся в ДОО игровые оборудования, пособия и материалы, способствующие активизации игровой деятельности и развитию личности ребёнка;
- родители воспитанников активно приняли участие в обсуждении и создании условий для развития игры ребёнка в детском саду : подготовили книжки – раскладушки по подвижным играм, изготовили маски для игровой деятельности, обогатили необходимым игровым оборудованием, материалами, развивали игровую деятельность дома;
- повышаем уровень педагогической компетентности педагогов по вопросам планирования и проведения самостоятельной и совместной игрой деятельности детей и взрослых: ознакомили педагогов с комплексным и перспективным планами по проекту «Страна детства» «Игромир», выступили с презентацией «Мы любим играть», показали мастер класс по хороводным и пальчиковым играм.
В дальнейшем также будем сотрудничать с родителями и педагогами ДОО и продолжать начатую нами эту работу по проекту «Страна детства» «Игромир».
9 Литература
Информационно – методический ресурс. Прищепа С. С. «Сотрудничество детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников».
2. Ковригина Т. В. «Комплексные занятия во второй младшей группе», Волгоград, 2017г., издательство «Учитель».
3. Аверина И. Е. «Физкультурные минутки в детском саду», Москва, 2011г., ООО издательство «Айрис - пресс».
4. Прохорова Г. А. «Утренняя гимнастика для детей 2-7 лет», Москва, 2010г., ООО издательство «Айрис - пресс».
5. «Прогулки в детском саду»
6. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа» (пальчиковые игры)
7. Интернет – сайты.