Надежда Мальцева
Среднесрочный проект «Развитие чувства ритма, формы, композиции. Речевое музицирование с инструментами»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие чувства ритма, формы, композиции. Речевое музицирование с инструментами. Для детей старшего дошкольного возраста.
Автор проекта : Мазова З. Г.
Название проекта : «Красивый ковёр»
Публикация «Среднесрочный проект „Развитие чувства ритма, формы, композиции, Речевое музицирование с инструментами“» размещена в разделах
Цель: Познакомить детей с процессом образования нитей, их разнообразием (шерсть, хлопок, шёлк, процессом использования. Связь образовательного процесса с реальными событиями жизни ребёнка, возможность преобразования полученной информации в практический опыт.
Материалы: Собрать образцы нитей – шерстяных, хлопковых, шёлковых. Сказки для чтения: «Чудесный ковёр», «Голубой ковёр», «Царевна-лягушка», фонограмма, ноты к игре «Заплетись плетень».
Проблема: Практическая работа детей: скручивание нити из шерсти, наматывание нитей в клубочки, использование нитей в аппликации. Составление узоров геометрических, растительных и др. для ковров в аппликации, рисунках.
Этап 1. Подготовительный.
Выбор темы.
Спросить у детей: Как бы выглядел музыкальный зал, если бы не было ковров? Для чего люди пользуются коврами, где дети видели ковры? Знают ли дети, как изготавливаются ковры? Одинаково ли выглядит ковёр с лицевой и изнаночной стороны?
Из чего изготавливают ковры.
Цель: Познакомить детей с процессом приготовления материала для ковров (шерсть, хлопок, шёлк.) Показать детям образцы нитей, ощупывать их, сравнивать.
Практическая работа детей: скручивание нити из шерсти, наматывание нитей в клубочки.
Помощь воспитателя в выполнении этой работы.
Этап 2. Основной.
Игра в кругу.
Как стригут барашков? Объясняю детям, что барашков сначала помещают в большом загоне. Отправляемся за овечками-энергичным шагом идём по кругу; выглядываем овечек-поочерёдно правой и левой рукой приставляем ко лбу «козырёк»; ловим- одновременно широкими круговыми движениями рук через стороны к себе; затем выполнять движения во время произнесения текста:
1. «Я барашка подстригу» (изобразить пальцами рук движение ножниц).
2. «С шерсти мусор уберу» (щипковые движения пальцами в стороны – выбрасываем камешки, колючки из шерсти).
3. «Опускаем в воду, промываем шерсть» (движение руками «стирка» - стираем, выжимаем).
4. «Сушим шерсть» (Поднимаем руки вверх, вешаем шерсть на верёвочку).
5. «Прядём шерсть» - получается шерстяная нить. Движение «Прялица» (Левая рука поднята вверх, пальцы вместе, правая рука тянет ниточку сверху вниз).
6. «Ткацкий станок из нитей делает красивый ковровый рисунок» (Изображают руками работу ткацкого станка).
Узоры.
Показать разнообразие узоров на коврах в зале в группах детского сада.
Просмотр мультфильма по мотивам восточной сказки «Чудесный ковёр».
Чтение: Грузинская сказка «Голубой ковёр». Русская сказка «Царевна-лягушка» - обращать внимание на описание узоров ковров.
Практическая работа детей: составление узоров для ковров в аппликации, рисунках.
Музыкальная деятельность. Составлять последовательность, большая фигура –долгий звук, маленькая – короткий. Исполнить составленный ритмический рисунок. Дать возможность детям самостоятельно составит «орнамент» и исполнить его звуковыми жестами или пропеть на слог.
Подготовка к разучиванию танца «Заплетись плетень».
Рисуем в воздухе геометрические фигуры: круг, треугольник, овал, точки, линии. ( Но есть ограничение по времени: ровный счёт до 8. На 4 счёта рисовать одну большую фигуру плюс 4 маленькие на каждый последующий счёт. Определить звуковые жесты для фигуры. Сначала показывает педагог, дети за ним повторяют, затем по очереди дети рисуют свой узор, остальные повторяют. Счёт до 8 может перейти просто в пульсацию.
Музыкальная деятельность.
Плетение из быта выходит в танец – где заплетают хоровод. Основной принцип: ходьба хороводным шагом, держась «петелькой». Все стоят друг за другом, глядя в затылок впереди стоящему. Ведущий ведёт хоровод в разных направлениях. «Петелька» - левую руку положить на своё правое плечо, правую руку вытянуть вперёд и взяться за левую руку впереди стоящего, которая лежит у него на плече. Левая рука образовала «петельку». Её можно перекидывать через голову снять, и обратно надеть.
Этап 3. Заключительный. Выставка ковров из разного материала.
Выставка работ, созданных детьми: рисунки, аппликации, лепка с тканевыми узорами. Оформление экспозиции Чудесный ковёр».
Продолжительность 1 месяца.
Занятие проводится в свободное от программных занятий время.
Литература:
«Учусь творить. Элементарное музицирование : музыка, речь, движение». Т. Э. Тютюнникова.
К. Орф «Элементарное музицирование», Журнал Орфф-Фокус «Импровизация, Музыка, Речь, Движение, Театр».