Екатерина Тимонова
Развитие у детей дошкольного возраста чувства ритма на занятиях по ритмике
▼ Скачать + Заказать документы
«Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период с трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период»
Публикация «Развитие у детей дошкольного возраста чувства ритма на занятиях по ритмике» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ритмика и ритмопластика
- Хореография, ритмика. Конспекты занятий
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2018
Ритмика является сравнительно молодой музыкально-педагогической дисциплиной. В ее основе лежат идеи выдающегося музыканта-педагога, композитора и дирижера Эмиля Жака-Далькроза, получившие широкое распространение в начале XX века. Назначение своей системы Далькроз сформулировал так: «Цель ритмики – подвести ее последователей к тому, чтобы они смогли сказать к концу своих занятий не столько «я знаю», сколько «я ощущаю», и, прежде всего, создавать у них непреодолимое желание выражать себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей и их творческого воображения».
Среди основных задач обучения данному предмету можно выделить следующие:
- развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости);
- развитие танцевальных данных (координации движений, выворотности, гибкости, прыжка, шага и т. д.);
- развитие музыкальности, чувства ритма, артистичности и эмоциональной выразительности.
Музыка - одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Общение с музыкой способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, развивает основы его музыкальности, а музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка.
Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени и является природным качеством человека.
Развитие ритма приводит нас к понятию – чувство музыкального ритма, которое имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм – одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Переживание ритма – это активный процесс, тесто связанный с восприятием музыки.
Основным видом деятельности детей является игра. Игры служат прекрасным средством создания атмосферы радости, бодрости, удовольствия. В играх дети легко усваивают и совершенствуют многие способности и жизненно необходимые навыки.
Развитие ритмического слуха является неотъемлемой частью в развитии музыкальности детей.
Вот некоторые методики, которые применяются на занятиях ритмикой с детьми дошкольного возраста.
Исполнение упражнений под стихи.
Стихотворение заменяет ритмическую основу или счет. Все упражнения просты для выполнения, направлены на согласование речи с движением. Ребенок сопряженно с педагогом на каждый слог синхронно совершает движения руками, ногами, ладошками.
Танцевальные движения, исполняемые под детские песни.
Слова в песне помогают ребенку почувствовать метроритм музыкального произведения, сильную долю, начало и окончание танцевальной и музыкальной фразы. Благодаря данной методике дети прекрасно начинают слышать музыку, понимать ее и «пропевать» танцевальные движения, тем самым способствуя развитию пластики, гибкости, танцевальности.
Прохлопывание ритмического рисунка.
Данное упражнение можно выполнять под стихи, с музыкальным сопровождением и без него. Преподаватель задает учащимся комбинацию с хлопками. Дети должны в точности ее повторить.
В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению отводится особое место, так как музыканты признали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека.
Развитие чувства ритма является необходимым условием для формирования музыкальной культуры дошкольников.
Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально - эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития и духовного становления.