инна шишелова
Проект создания мини-музея «Серебристое богатство озера Байкал» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование для разработки проекта :
Представления детей о рыбном богатстве озера Байкал поверхностны, часто ошибочны
В рассказах о подводных обитателях Байкала, дети затрудняются в вопросах о строении рыб и их физиологических особенностях: форма тела, чешуя и скелет, дыхательная, пищеварительная система.
У дошкольников не сформированы представления о миграции рыб, о редких и исчезающих видах, занесенных в Красную книгу
Дети не проявляют интерес к познавательно-исследовательской и творческой деятельности
Публикация «Проект создания мини-музея „Серебристое богатство озера Байкал“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Байкал. Проекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Цель проекта : Расширять представления детей о многообразии рыбного богатства озера Байкал.
Задачи проекта :
Способствовать проявлению гуманно-ценностного отношения к живой природе Прибайкалья.
Формировать у дошкольников представления о рыбном богатстве озера Байкал, о редких и исчезающих видах, занесенных в Красную книгу
Обогащать и систематизировать знания детей о строении и физиологических особенностях рыб: форма тела, чешуя и скелет, пищеварительная система и дыхательная система, размножении (икринками)
Уточнить представления о миграции рыб
Способствовать стремлению изучать богатство рыбного мира озера Байкал
Приобщать дошкольников к экологической культуре
Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении с взрослыми и сверстниками, использование в практике общения- элементов описательных монологов и объяснительной речи при проведении экскурсий в мини-музей
Способствовать активной позиции семей воспитанников в совместной деятельности реализации проекта
Обоснование выбора проекта :
Беседуя с родителями и детьми данной группы о Байкале, я пришла к выводу о том, что каждый из нас, хотя бы раз побывал на знаменитом озере Байкал! С целью проверки знаний, я провела опрос на тему «Жители подводных глубин озера Байкала». В ходе исследования предложила детям ответить на следующие вопросы:
Где живут рыбы?
Могут ли рыбы жить без воды?
Что помогает рыбам жить и передвигаться в воде?
Назови рыб озера Байкал?
Что вы знаете о строении рыб, их питании и размножении?
Чем питается хариус, омуль, сиг?
Когда нерестится омуль?
Назови виды хариуса и их отличия (окраска и место обитания?
Какие исчезающие виды рыб Байкала занесены в красную книгу?
Подводя итоги анкетирования, пришла к выводу о том, что85% детей имеют поверхностные, часто ошибочные представления о разновидностях рыб озера Байкал; в вопросах о строении тела, физиологических особенностях, питании и размножении отвечают неуверенно, подолгу задумываются. С помощью подсказки или наводящих вопросов, дают неполные ответы, перечисляя лишь отдельные признаки объектов.
На вопрос об исчезающих видах рыб озера Байкал, ни один ребенок не смог дать адекватный ответ.
В связи с этим становится актуальным вопрос о специально организованной работе - создании данного проекта : мини – музей «Серебристое богатство озера Байкал», именно проект дает возможность формировать, углублять и систематизировать у детей знания о мире рыб озера Байкал, желании заботится о природе, охранять богатство Сибирского края.
I этап – подготовительный
Подбор детской художественной и познавательной литературы о рыбах Байкала. Создание презентаций по данной теме.
Цель: Познакомить с художественными произведениями об подводных обитателях Прибайкалья,
расширять кругозор детей.
Формировать представления детей об обитателях подводных глубин с использованием презентаций
Подбор игр, упражнений по ознакомлению детей с миром рыб Прибайкалья.
Цель: побуждать к проявлению творчества во всех видах деятельности.
Приобретение, изготовление практического и наглядного материала.
Цель: обогащение и расширение знаний о рыбах Байкала.
Оформление родительского уголка: размещение консультаций, рекомендаций по теме.
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с подводными обитателями озера Байкал.
Подготовка видеоматериала для показа мультимедийной презентации о рыбном мире Прибайкалья в естественной среде обитания
Цель: обогащение и расширение знаний и представлений о рыбах Байкала
Изготовление дидактических игр
Цель: расширять кругозор детей, воспитывать желание оказывать посильную помощь в изготовлении дидактических пособий.
Разработка кроссвордов, мнемотаблиц, схем, правил поведения в лесу, на воде
Цель: развивать память, логическое мышление, умение использовать полученные знания и применять их в разных видах детской деятельности
II этап – основной
Совместная НОД на тему: «Серебристое богатство Байкала» с использованием ИКТ технологий
Цель: воспитывать заботливое отношение к живой природе Байкала. Формировать представления детей о рыбном богатстве озера, познакомить со строением рыб и физиологическими особенностями
Дидактические игры: «Рыбка с рыбешками», «Подумаем немножко, назовем рыбешку»
Цель: закрепить названия рыб озера Байкал
Рассказ – путешествие «Промысловые рыбы Байкала» с использованием иллюстраций детской энциклопедии.
Цель: расширять представления детей о промысловых рыбах Прибайкалья
Трудовая деятельность: изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм
Цель: воспитывать желание оказывать посильную помощь в изготовлении атрибутов
Знакомство с «Красной книгой Прибайкалья»
Цель: формировать представления детей об исчезающих видах обитателей подводного мира озера Байкал
Сюжетно – ролевая игра «Рыбное хозяйство»
Цель: формировать умение детей самостоятельно развивать сюжет игры, распределять роли. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений.
Придумывание творческих рассказов «Путешествие по озеру Байкал»
Цель: формировать умение детей составлять творческий рассказы, активизировать словарный запас
Решение проблемных ситуаций: «Если плавники у рыбы повреждены?», «Скоро зима, чем будут питаться рыбы?»
Цель: формировать знания детей о физиологических особенностях рыб
Вторник
Экскурсия в виртуальный музей «Серебристое богатство Байкала» - расширять знания детей о разных видах музеев, обогащать представления о подводном мире озера Байкал
Совместное изготовление плаката в защиту подводных обитателей Байкала - закреплять навыки рисования красками, передавать в рисунке сюжет подводного мира Байкала и его обитателей, для мини музея
Конструирование (из бросового материала) «Бассейн для омуля, хариуса, сига, лосося» - совершенствовать навыки детей в работе с бросовым материалом, умение создавать объемные сооружения.
Рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий, открыток о рыбах Байкала - расширять и систематизировать представления детей об обитателях озера Байкал
Лепка «Серебристое богатство Байкала» - совершенствовать навыки детей в работе с соленым тестом, умение передавать образ, соблюдая пропорции и детали
Оформить выставку работ в мини-музее.
Познакомить детей с рассказом В. Стародумова «Старый осетр и настырный омелька» - формировать умение внимательно слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию.
Конструирование из строительного материала на тему: «Прибайкальский национальный парк» - для мини - музея.
Среда
Показ видеофильма «Уникальность рыбного мира озера Байкал» - расширять кругозор детей.
Конструирование из бумаги (оригами) на тему «Рыбы Бакала» - овладение техникой оригами, формировать умение демонстрировать свои изделия в мини-музее «Серебристое богатство озера Байкал»
Опытно – экспериментальная деятельность: «Детская лаборатория» Очистим воду Байкала - поддерживать стремление дошкольников использовать систему обследовательских действий – определения качеств и свойств воды
Изготовление макета «Обитатели подводных глубин Байкала» - закрепить знания о подводных обитателях Байкала
Сюжетно – ролевая игра «Магазин «Байкальская рыба» - помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарный запас
Викторина «Клуб знатаков» - совершенствовать знания детей о рыбах Байкала
Четверг
Беседа на тему: «Мир рыб озера Байкал» (с использованием презентации)
Цель: формировать представления детей о промысловых рыбах Байкала, развивать умение участвовать в коллективных разговорах. Формировать представления детей о промысловых рыбах Байкала, развивать умение участвовать в коллективных разговорах
Загадки о рыбах: голомянке, бычках, омуле… - развивать логическое мышление, память
Создание книг-самоделок «Рыбное царство Байкала» для мини-музея - совершенствовать навыки в изготовлении книжек - малышек
Изготовление пригласительных открыток для экскурсии в мини-музей «Серебристое богатство озера Байкал» - развивать творческие способности, умение работать сообща
Пятница
Подготовка и оформление мини-музея для экскурсии - способствовать развитию познавательного интереса детей к музейной работе
Организовать экскурсию в мини-музей «Серебристое богатство Байкала» для сверстников - формировать умение детей самостоятельно проводить экскурсию, развивать связную монологическую речь, развивать интерес к музейному искусству
Викторина «Путешествие в подводное царство Байкала» - закрепить знания детей о рыбах Байкала
Показ презентации «Красная книга Прибайкалья» - закреплять знания об исчезающих видах рыб озера Байкал.
Дидактические игры «Собери картинку», «Кто, где живет», «Назови рыб Байкала», «Кто, чем питается» - закрепить знания детей о среде обитания рыб, их физиологических особенностях
Беседа «Путешествие по карте Иркутской области», обозначение флажком среды обитания зверей, птиц, рыб - развивать кругозор, умение ориентироваться по карте
Составление кроссворда «Рыбы Байкала» - закреплять знания детей об обитателях подводных глубин Байкала
III этап – итоговый
Обработка и оформление материалов проекта
Открытие мини - музея «Серебристое богатство Байкала».
Проведение экскурсии детьми для сверстников
К концу недели дети могут:
Самостоятельно проводить экскурсию, выступая в роли экскурсоводов.
Составлять творческие и описательные рассказы о жизни рыб в Байкале.