Елена Новичкова
Краткосрочный проект «Уникальность озера Байкал»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Уникальность озера Байкал»
для подготовительной группы
Информационная карта проекта
Название проекта Уникальность озера Байкал
Тип исследовательский
Вид Групповой
Состав участников. Дети, родители, педагоги
Сроки проведения Краткосрочный
Количество участников проекта Коллективный
Возраст детей 6-7 лет
Автор Воспитатель подготовительной группы Новичкова Е. Г.
Публикация «Краткосрочный проект „Уникальность озера Байкал“» размещена в разделах
Цель проекта Познакомить детей с уникальностью озера Байкал, и животным миром. Воспитывать у детей бережное, гуманное и созидательное отношение к природе нашего сибирского края.
Задачи проекта Познакомить детей с озером Байкал, расположением на карте, и уникальностью.
Расширить знания детей о фауне озера Байкал.
Познакомить с животным миром Байкала.
Формировать экологическую культуру у детей дошкольного возраста и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Гипотеза Если знакомить детей с уникальность озера Байкал, то дети усвоят нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром; появится потребность в приобретении экологических знаний, дети будут испытывать потребность в общении с представителями животного мира, сопереживать им, проявлять доброту и чуткость.
Мы живем на территории уникальных мест, обладаем мировым сокровищем - озером Байкал. Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его фауне. Дети и их родители даже не задумываются о том, что будет с Байкалом и его окрестностями через 50, 100 лет. Если в ходе реализации проекта дети получат первоначальные знания о том: где находится Байкал, кто живет на Байкале и около него, начнут проявлять интерес к мировой проблеме - охране Байкала, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, сохранять познавательный интерес, то можно считать, что цель и задачи нашего проекта выполнены.
1 Этап: Организационный
1. Подбор материала и литературы по теме проекта
2. Планирование работы с детьми и сотрудничества с родителями.
3. Подбор аудио и видео материала.
4. Создание ПРС.
2 Этап: Практический
Реализация плана работы с детьми (приложение №1)
1. Чтение сказок и рассказов о Байкале.
2. Просмотр иллюстраций, картин.
3. Художественное творчество.
4. Экспериментирование.
5. Решение проблемных ситуаций.
6. Просмотр видео фильма.
7. Лепка из пластилина.
Реализация плана работы с родителями:
1. Совместное творчество детей и родителей в оформлении выставки рисунков «Мы любим Байкал».
2. Фотовыставка «Байкал и Братское море любимые места отдыха Братчан».
3. Консультация для родителей «Сохраним Байкал для потомков».
4. Составление рассказов из личного опыта «Моя поезда на Байкал».
5. Участие в создании мини-музея «Наш Байкал» :сбор литературы, поделок, открыток.
6. Изготовление экологических плакатов «Берегите Байкал».
3 Этап: Заключительный
2. Изготовление макета озера Байкал.
3. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через проектную деятельность.
4. Оформление выставки работ детей с родителями.
5. Создание красной книги приангарья.
6. Экскурсии в ДОУ по мини-музеям.
7. Пополнение мини-музея «Наш Байкал» в группе.
Ресурсы
Интернет ресурсы
Методические ресурсы
Дидактические ресурсы
Список литературы (приложение№2)
Ожидаемый результат
Ознакомили детей с озером Байкал, расположением его на карте, рассказали об уникальности.
Расширили знания детей о фауне озера Байкал.
Познакомили с животным миром Байкала.
Попытались сформировать экологическую культуру у детей дошкольного возраста и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Перспективы дальнейшего развития проекта Расширение знаний детей о Байкале, его экологических проблемах и возможностях человека исправить сложившуюся ситуацию.
Паутинка
Центр художественной лит-ры:
Создание красной книги
Центр художественного ТВ-ва:
Лепка из пластилина диких животных Байкала
Уникальность озера
Байкал
Центр науки : эксперименты с водой.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В системе дошкольного образования существуют педагогические возможности и средства формирования общей культуры,Байкал является одним из чудес света России и мира. И знакомство с животным миром Прибайкалья даёт возможность сформировать представления дошкольников об обитателях, особенностях строения и приспособления к условиям жизни, расширения кругозора детей
ТЕМА ПРОЕКТА :
«Уникальность озера Байкал»
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Познакомить детей с уникальностью озера Байкал и его животным миром. Воспитывать у детей бережное, гуманное и созидательное отношение к природе нашего сибирского края.
ЗАДАЧИ:
Дать детям основные представления об озере Байкал. Систематизировать первоначальные представления о представителях животного мира Прибайкалья. Закреплять и углублять представления об охране животного мира. Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным.
Конспект занятия
по теме: «Уникальность озера Байкал»
Программное содержание:
Познакомить детей с достопримечательностью Сибири - озером Байкал. Байкал - самое глубокое озеро в мире, имеет большой запас пресной воды, и разнообразие животного мира.
Совершенствовать умения четко излагать свои мысли, передавать свои чувства и впечатления.
Материал к занятию:
Текст легенды о богатыре Байкале, кассета с песнями о Байкале, географическая карта России, бумага, фломастеры, карандаши, клей, иллюстрации и картинки о Байкале,пластилин,вата,камни,песок, сосуд с чистой водой, стакан с окрашенной водой, презентация по теме.
Вводное слово:
С кем знакомы все на свете, -
Лось, ворона и сверчок?
Знают взрослые и дети:
Звать его. (Сибирячок)
Кто приходит в дом, ребятки,
Многоцветный новичок,
Знает сказки и загадки?
Звать его. (Сибирячок)
Сюрпризный момент: в гости пришел “Сибирячок” с географической картой (в роли Сибирячка – воспитатель).
- Ребята, здравствуйте! Меня зовут “Сибирячок”. Сегодня я к вам пришел, чтобы рассказать вам о нашем славном озере. А как вы думаете, о каком озере сегодня мы с вами будем говорить? (О Байкале).
Дети вместе с воспитателем рассматривают карту России. Находят родной город (название) Находят озеро Байкал. На что оно похоже по форме? Какое оно по размерам? Почему обозначено голубым цветом? Обратите, ребята внимание, как много рек впадает в озеро, а вытекает лишь одна, но одна большая - это река Ангара. Байкал по праву считается одним из самых глубоких, чистых озер не только нашей страны, но всей планеты Земля.
- А сейчас я вам расскажу одну легенду, которая передается в народе из поколения в поколение.
Легенда “ Байкал и его дочь Ангара”.
Физическая минутка.
Сидели два медведя
На тоненьком суку (раскачиваемся с ноги на ногу)
Один читал газету (читаем газету,
Другой - мешал муку (мешаем муку).
Раз ку-ку, два ку-ку,
Оба шлепнулись в муку (лечь на спину и болтать ногами в воздухе).
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
- А сейчас ребята я предлагаю вам разойтись по центрам и узнать много интересного!
Центр науки:
Ребята подумайте и скажите, без чего нельзя жить на свете (ответы детей) .
А, кому нужна вода для жизни? ( ответы детей: люди, животные, птицы, растения) .
Да, ребята покажите завядший цветок?
А теперь цветок после дождя?
Если вода в Байкале будет грязная?
Можно ли жить в такой грязной воде? (ответы детей) .
А как это можно сделать? Чтобы вода была чистой ( ответы детей: почистить пруд, вытащить мусор из воды) .
А теперь я вас приглашаю в лабораторию.
В нашей мини лаборатории мы научимся очищать воду. То есть фильтровать, а как это делать я сейчас расскажу и покажу.
Ребята, проходите к рабочим местам рассаживайтесь поудобнее. А теперь представьте себя, что вы настоящие лаборанты.
Посмотрите, ребята на свои рабочие столы.
У вас на столах есть стаканы с грязной водой. В такой воде жить тяжело. Поэтому эту воду мы будем фильтровать (очищать). Также у вас есть пустые стаканы, фильтры, воронки, бумажные салфетки, чтобы вытереть руки. Все это вам понадобиться в работе.
Ребята, все готовы. А теперь внимание. Выполнять работу будете вместе со мной. Сначала мы воду будем фильтровать через сетку. Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а воронку фильтр – сетку. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан, но стакан наливайте не полный.
Ребята, давайте посмотрим фильтр, он стал грязный на нем остались большие кусочки грязи. А вода стала чистой? ( ответы детей: нет). Значить сетка пропускает мусор и грязь.
А теперь уберите использованные фильтры на тарелки. Попробуем профильтровать воду вторым способом. Возьмите воронку вставьте во второй пустой стакан, а фильтром будет у нас ткань. Вложите кусочки ткани в воронку. Профильтруем воду через ткань. Все ребята профильтровали?
Давайте посмотрим на фильтры. Они стали грязными? ( ответы детей: да). Правильно здесь и песчинки и соринки. Значить этот фильтр лучше профильтровал воду, но вода ещё мутная. А теперь профильтруем воду через ватные диски. Также в воронку вставим диск, аккуратно не продавливаем. И фильтруем (и здесь на фильтре остались соринки) .
Посмотрите, вода стала чище? ( ответы детей: да) .
Конечно, этот ватный фильтр самый плотный, и не пропускает самые мелкие соринки.
Сегодня в нашей лаборатории мы учились фильтровать воду.
Скажите, через какой фильтр нужно фильтровать воду? ( ответы детей: правильно, через ватные диски, потому что они плотные и хорошо очищают воду) .
А теперь возьмем стаканы с чистой профильтрованной водой.
Выливаем воду в другой поддон с чистой водой.
Воспитатель: А наши ребята научились фильтровать воду и запомнили правила поведения в природе
Нельзя засорять водоемы.
После проведения эксперимента дети рисуют цветными карандашами.
Правила поведения на Байкале.
Центр художественной литературы:
Создание красной книги.
Ребята, а каких животных, которые живут на Байкале вы знаете (ответы). Некоторые из них занесены в Красную книгу, а что это за книга?.
Где мы можем узнать еще о животных озера Байкал?
(телевизор, газеты, интернет и т. д.)
А сейчас мы с вами своими руками изготовим красную книгу животных Байкала!
Центр художественного творчества:
- Ребята посмотрите на картинки и найдите на них животных живущих на Байкале? Назовите их?
- А теперь давайте создадим выставку животных. Слепим их из пластилина.
Сибирячок:
Вы очень многое узнали о Байкале,
Но кое-что сказали Вы и сами,
И если к Вам я буду приходить
То больше край мы будем свой любить.
До свиданья, мне пора,
Ждет меня другая детвора.
Приложение № 1 Работа с родителями:
Мероприятия Сроки
1. Совместное творчество детей и родителей в оформлении выставки рисунков «Мы любим Байкал». 1день
2. Фотовыставка «Байкал и Братское море любимые места отдыха Братчан». 2 день
3. Консультация для родителей «Сохраним Байкал для потомков». 3 день
4. Составление рассказов из личного опыта «Моя поезда на Байкал». 4 день
5. Участие в создании мини-музея «Наш Байкал» :сбор литературы, поделок, открыток 5 день
6. Изготовление экологических плакатов «Берегите Байкал» 6 день
Работа с детьми:
Мероприятия Сроки
1. Чтение сказок и рассказов о Байкале.
2. рассматривание карты Иркутской области, ориентировка по ней (Байкал, Ангара, Братское море, Енисей). 1 день.
2. Просмотр иллюстраций, картин, фотографий о Байкале и дикий животных Байкала.
2 день.
3. Художественное творчество. Рисование «Каким я вижу Байкал», «Природа Приангарья». 3 день.
4. Экспериментирование. Опыты с водой. Фильтрация воды.
4 день.
5. Решение проблемных ситуаций. Экологические проблемы Байкала. 5 день
6. Просмотр видео фильма «Байкальско-Азиатская энциклопедия». 6 день.
7. Лепка из пластилина животных. (медведь, соболь) 7 день.
Приложение № 2
Список литературы:
1. "Аэрофлот" - журнал
2. "Байкальская сторона" - альманах
3. Банников А. Г., Флинт BE. "Мы должны их спасти"
4. БогатееваЗ. А. "Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду"
5. Бойченко B.C. "Байкальский заповедник"
6. Брянский В. П. "Здравствуй, Байкал "
7. Галазий Г. Й., фотоальбом " Байкал "
8. Галазий Г. И. " Байкале вопросах и ответах"
9. Ю. ГалинаТ. Н. "Птицы Байкала и Предбайкалья"
10. П. Галкина В. И. "60 минут о Байкале "
11. Гурулев С, А. "Что в имени твоем «Байкал?"
12. Кенеман А. В. "Детские подвижные игры народов СССР"
13. Литвинов Н. И "Фауна острова Байкала "
14. .Наймушина Л. И. "Путешествуя по Байкалу "
16. Сборник " Байкала озера сказки"
17. Сборник сказок "Кто самый сильный?"
18. Сборник программ по экологическому образованию в Иркутской области (материалы II областной научно-практической конференции " Экологическоеобразование: теория, практика, проблемы", 2000г.
19. Сергеев М. Д., Шехов СБ. "Сибирь"
20. Сергеев М. Д. "Иркутский меридиан"
21."Сибирячок" - детский журнал.
22. Стародумов В. "Омулевая бочка"
3. Устинов С. "В лесах Байкала "
24. Фотоальбом "Сибирь"
25. Фотоальбом "Ангара - дочь Байкала "