инна шишелова
Конспект занятия «Тайны озера Байкал» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Дскв №45»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель:
Формировать представления детей о происхождении озера Байкал, раскрыть уникальность природы Байкала.
Задачи:
Образовательные:
Формировать представления детей о происхождении озера Байкал, познакомить с уникальными особенностями озера.
Расширять представления детей об объектах и явлениях неживой природы, посредством опытно – экспериментальной деятельности.
Темочки:
Вызвать устойчивый интерес к познанию её законов и явлений, познакомить с природными явлениями – вулкан.
Закрепить знания детей о подводных обитателях, об эндемиках Байкала – голомянка, нерпа, рачок Эпишура, особенностях их внешнего вида.
Закрепить умение детей ориентироваться на карте, узнавать и сравнивать озеро Байкал с другими озёрами.
Познакомить детей с этнографией бурят, особенностями национального бурятского костюма.
Развивающие:
Развивать познавательную активность детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Способствовать усвоению детьми ценности сотрудничества, умении договариваться, работать в компаниях, распределять обязанности.
Закреплять умение внимательно слушать педагога и грамотно отвечать на вопросы.
Активизировать словарный запас новыми терминами и понятиями: озеро Иссык – Куль, Сибирь, Иркутская область, географическая карта, пресная вода, тюркоязычные племена, буряты, юрта, дэгэл, биологический фильтр,
кратер, впадина, источник глубинной энергии, малгай, гутал, скотоводство, курыканы.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири, потребности общения с природой и интереса к познанию её законов и явлений.
Воспитывать уважение и толерантное отношение к людям разных национальностей, их культуре.
Предварительная работа:
Рассматривание карты мира, картин, иллюстраций, показ презентаций: «Подводные обитатели озера Байкал», «Где живут вулканы», «Путешествие по озеру Байкал», показ видеофильмов, рассматривание энциклопедий, познавательной и художественной литературы, чтение рассказов о Сибири, Бурятии, цикл бесед о природе и уникальности озера Байкал, разгадывание загадок, экспериментирование с водой, знакомство с обитателями Прибайкалья и Байкала через цикл бесед, презентаций, фильмов.
Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, двигательная, коммуникативная.
Методы и приемы организации детской деятельности: художественное слово, показ презентаций, педагогическая ситуация, беседа, физкультминутки, опытно – экспериментальная деятельность, бурятская народная игра «Ищем палочку», дидактические игры: «Подводные обитатели озера Байкал», «Собери картинку», интерактивная игра «Подбери картинку».
Оборудование: презентация, дидактическая игра «Собери картинку», интерактивная игра «Подбери картинку», палочка для подвижной игры, макет кратера Байкала, клеенка, горочки с крупой на каждого ребёнка, картинки с изображением предметов быта бурят, юрта, очаг, котел, куклы бурят, сосуд с водой, монетка, парные картинки.
ИКТ и ТСО: мультимедийный проектор, экран
Ход :
Дети заходят в зал, педагог предлагает сесть на стулья, расположенные полукругом (возле экрана)
Воспитатель:
Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку
Древен род его в природе
Кличут озером в народе
Волны моря плещут в нем -
Как его мы назовем?
(Байкал)
Воспитатель: Совершенно верно в загадке говориться об озере Байкал (на экране картинки с изображением озера, слайд №1, а где находится озеро Байкал? (в Сибири, в Иркутской области)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как выглядит Байкал на карте?
Я предлагаю вам поиграть в настольную игру «Собери картинку», но для начала нам нужно разделиться на две команды, как мы это можем сделать? (ответы детей).
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру ниточка – иголочка; мы будем чередовать слова, но каждый из вас должен запомнить, кто ниточка, а кто иголочка, после воспитатель делит детей на команды и дети выполняют работу – собирают картинки с изображением озер : Байкал и озеро Иссык – Куль.
После того, как дети собрали картинки, педагог спрашивает:
- Кто из вас догадался, где изображено озеро Байкал? На что похоже изображение озера – на полумесяц, а на что похоже озеро Иссык – Куль? (ответы детей).
Воспитатель: А кто из вас знает, что означает слово Байкал? (ответы детей).
«Байкал» — это название он получил со времен поселения в его окрестностях тюркоязычных племен, людей населявших его в далекие – далекие времена, бай – означает богатый, а куль – озеро, т. е богатое озеро.
(слайд № 2) Байкал – самое древнее озеро на планете и самое глубокое, озеро настолько велико, что его называют колодцем планеты, сравнивают с морем, но в море вода соленая, а в Байкале пресная, именно реки являются основным источником пополнения пресной воды, Байкальская вода уникальна и удивительна, как и сам Байкал.
Она необыкновенно прозрачна, чиста и насыщена кислородом (показ слайдов № 3, 4).
Воспитатель: Ребята, почему в Байкале кристально чистая вода, чья это заслуга?
Дети: рачки эпишура (показ слайдов, три раза в год армада рачков очищают воду Байкала, они выполняют своеобразную роль биологического фильтра, проходящая через них вода очищается (слайд № 5)
В не столь уж и древние времена она считалась целебной и с ее помощью даже лечили болезни.
Вокруг озера всегда ходили легенды, люди строили разные предположения и догадки, Байкал хранит много тайн; какие-то уже открыты, какие-то еще предстоит узнать, а что-то, так и останется загадкой.
Воспитатель: А вы знаете, как образовалось озеро Байкал?
Воспитатель: А хотите узнать?
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в прошлое на машине времени (пульт управления, занимайте пожалуйста места, садитесь поудобнее (дети садятся на стулья, приготовились, нажмём кнопку пуск. Поехали! (звучит музыка космоса)
Воспитатель: Вот мы и прибыли, выходим, ребята будьте осторожны, чтобы не оступиться, нужно идти строго по следам! (на экране изображена глубокая впадина - кратер, слайд № 6)
Воспитатель: мы оказались с вами у кратера.
Ученые предполагают, что произошло озеро много миллионов лет тому назад, мощный источник глубинной энергии - вулкан (слайд № 7, вырвался наружу (извержение вулкана) и образовалась впадина, т. е. большое углубление.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю провести эксперимент, который покажет, как это было. Перед вами горки с крупой, это заменит нам почву, вы сейчас сможете, с помощью палочек, изобразить кратер и наблюдать, как образовалась впадина.
Дети выполняют задание (постепенно, палочкой делают углубление, получается своеобразная воронка).
Воспитатель: Что произошло, когда вы дотронулись до верхушки горок дети, рассыпалась и что получилось?
Дети: Углубление (впадина)
Воспитатель: (слайд № 7) Так примерно, миллионы лет тому назад, в результате сильного землетрясения появилась огромная впадина - кратер.
Со временем кратер постепенно наполнялся грунтовыми и дождевыми водами и образовалось озеро Байкал (показ слайдов). Воспитатель предлагает детям подойти к макету – кратер вулкана.
- Ребята, как мы можем определить, насколько прозрачна вода? (ответы детей). Бросим монетку или камень, видите насколько вода чистая и прозрачная, именно такая вода в озере Байкал.
Воспитатель: прежде, чем отправиться в путь, я предлагаю вам небольшую разминку:
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте
Эх! Руками машем вместе
Эхе - хе! Прогнули спинки
Посмотрели на ботинки
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе
Повертись на месте ловко
В этом нам нужна сноровка
Что, понравилось, дружок?
Отправляемся в поход!
Нам пора продолжать путь во времени, рассаживайтесь поудобнее, отправляемся в путь, нажимаем кнопку, пуск! (звучит музыка космоса)
Выходим, перед детьми представлены макеты поселения, юрты, куклы – буряты, иллюстрации старинных вещей, предметов быта.
Воспитатель:
Ребята, (слайд № 9) издревле на Байкале жили «курыканы», затем, им на смену пришли буряты, которые и засели озеро Байкал.
Традиционным жилищем бурят была юрта, юрты сооружали из бруса или бревен, а так же из войлока (слайд № 10, 11, 12- обращаю внимание детей на постройки).
Юрты (слайд № 13) не имеют окон, в центре располагается очаг и большой чугунный котел. Дым поднимается вверх и выходит через отверстие в потолке. Когда все дела были сделаны, вся семья садилась около очага и пели песни, а дети играли в свои игры, отображающие жизнь своего народа (слайд № 14)
Давайте и мы с вами поиграем в бурятскую народную игру «Тэмре», в переводе с бурятского это означает - ищем палочку.
Игра «Ищем палочку»
Участники игры становятся по обе стороны бревна (скамейки, доски, закрывают глаза. Ведущий берет короткую палочку (10 см) и бросает подальше в сторону. Все внимательно слушают, стараются отгадать, куда упала палочка. По команде «Ищите!» игроки разбегаются в разные стороны, ищут палочку. Выигрывает тот, кто найдет ее, незаметно подбежит к бревну и постучит палочкой. Если же другие игроки догадались, у кого находится палочка, то стараются догнать его и запятнать. Тогда палочка переходит к тому игроку, который догнал. Теперь уже он убегает от остальных.
Правила игры. Осаленный должен быстро передать палочку.
После окончания игры воспитатель предлагает детям подойти к экрану….
Воспитатель:
Обратите внимание на одежду бурят (слайд № 15); верхняя одежда называлась - дэгэл, очень похожа на халат с запахом. И зимние, и летние дэгел были длинными, и хорошо защищали ноги от сильных морозов, особенно при езде на лошади. Такая одежда не стесняла движений при посадке в седло, рукава дэгел, также удлиненные, они выполняли функцию рукавиц.
Головным убором бурят служила шапка – малгай (слайд 16) Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой наверху. Все детали, цвет головного убора имели свой смысл: остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие. Красные кисти обозначают лучи солнца. Излюбленным цветом бурят является — синий, который символизирует синее небо, вечное небо.
Частью бурятской одежды является пояс (слайд 17).
Пояс выполнял роль, своеобразного корсета, т. к. при длительной езде верхом спина и стан получали дополнительную опору и были защищены от простудных заболеваний.
Пояс играл важную роль в народных обрядах. Им обменивались в знак установления дружеских, побратимских, родственных (брачных) отношений. С поясом связаны также определенные запреты. По поверью, его нельзя бросать на землю, перешагивать через него и разрывать.
Обувь бурят называлась – гутал (слайд № 18, подошва бурятских сапог имеет гладкую форму, а носки их загнуты вверх. Это делалось для того, что бы при ходьбе человек не мог потревожить Землю-мать или повредить живым существам, обитавшим в ней.
Буряты очень уважительно относились к природе (слайд № 19).
Занимались буряты охотой и рыбалкой, а так же скотоводством - разводили коров, коз, лошадей, единственным средством передвижения были лошади.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам тоже заняться рыбалкой и наловить рыбу, которая обитает в озере Байкал, будьте внимательны! ( интерактивная игра: осётр, омуль, голомянка, байкальский бычок, налим, ленок, щука, хариус – нерпа, рачок эпишура, камбала, селедка бокоплав, подкаменщик, маллюск).
Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с заданием, ребята, а давайте мы тоже превратимся в рыб и немного порезвимся!
Физкультминутка:
Рыбки весело плескались (плывут по кругу, ладони вместе)
В тёплой чистенькой воде
То сомкнутся, разомкнутся (берутся за руки, в круг, из круга)
То зароются в песке (приседания, роются в песке)
Воспитатель: Ребята наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад! (дети занимают места, нажимаем кнопку пуск, звучит космическая музыка).
Воспитатель: Вот мы и дома! Мы вернулись в наше время. Выходим
Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие? Я предлагаю вам игру, а называется она «Волшебная палочка», каждый из вас будет передавать палочку друг другу и скажет, что нового он сегодня узнал о Байкале.
Дети делятся своими впечатлениями.