Любовь Иванова
Проект создания русской народной куклы «Куколка русская простая — игрушка удалая»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение общеразвивающего вида
городского округа города Волгореченск Костромской области
«Детский сад №5 «Улыбка»
«Без нее, без куклы мир бы рассыпался, развалился
И дети бы перестали походить на родителей,
И народ бы рассеялся пылью по лицу земли».
А. Синявский.
Публикация «Проект создания русской народной куклы „Куколка русская простая — игрушка удалая“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Проекты, планы
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты
- Темочки
Проект создания русской народной куклы:
«Куколка русская простая – игрушка удалая»
Автор: Иванова Л. М.
Информационная карта проекта.
МБДОУ «Детский сад №5» г. Волгореченск Костромской области
1. Полное название проекта: «Куколка русская простая - игрушка удалая».
2. Авторы проекта: Иванова Любовь Михайловна, соавтор: Блинова Светлана Геннадьевна.
3. Город, представляющий проект: г. Волгореченск, Костромской области.
4. Адрес организации: 156901, г. Волгореченск, ул. Пионерская, дом 8.
5. Вид, тип проекта: межгрупповой, долгосрочный, познавательный, творческий.
6. Цель: формирование у детей дошкольного возраста основ русской национальной культуры через обряды, традиции и разнообразие русской народной куклы.
Образовательные задачи:
• Познакомить детей с историей возникновения русской народной куклы;
• Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской народной обрядовой, тряпичной куклы;
• Учить детей изготовлять кукол своими руками.
Развивающие:
• Вызвать эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами;
• Развивать мелкую моторику пальцев рук.
• Развивать творческие способности детей посредством музыкального искусства.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к русской народной кукле, а также бережное отношение к культуре своего народа, уважение к национальным традициям;
• Заинтересовать родителей историей возникновения русской народной куклы; способствовать активному вовлечению родителей в совместное творчество с детьми.
7. Краткое содержание проекта:
• Знакомство детей с историей создания и видами народных кукол;
• Посещение выставки кукол в музее ГКЦ «Энергетик»;
• Привлечение родителей к изготовлению разных видов русской народной куклы;
• Оформление экспозиции русских народных кукол в мини - музее русского быта;
• Подготовка и проведение (совместно с родителями) развлечения для детей музыкально-театрализованного представления «Рождественские посиделки рукодельниц по изготовлению русской народной куклы».
8. Место проведения: г. Волгореченск. МБДОУ «Детский сад №5 «Улыбка».
9. Сроки проведения: с 15.12. 19 г. по 15.01 20 г.
10. Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: средний и старший возраст.
11 Форма проведения: дневная (в повседневной жизни в ходе режимных моментов и НООД).
12.Ожидаемый результат:
1. У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для её изготовления.
2. В саду созданы необходимые условия для ознакомления детей с тряпичной куклой.
• альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;
• подборка иллюстраций и фотографий;
• экспозиция «Русская народная кукла» в мини - музее детского сада.
3. У детей появился интерес и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.
4. Родители привлечены к активному участию в реализации проекта.
5. Проведение (совместно с родителями) развлечения «Рождественские посиделки рукодельниц по изготовлению русской народной куклы».
Введение
История народной куклы, которую использовали в праздники или при выполнении народных обрядов, уходит корнями в те годы, когда на Руси было язычество. Еще задолго до Крещения Руси славяне каждую весну праздновали воскрешение Даждьбога, пекли куличи, которые затем приносили ему в жертву. Уже тогда писанка была магическим оберегом древних славян. По утверждениям историков, с введением православной религии каждый языческий праздник постепенно приобретал христианское значение: древний праздник Коляда (зимнее солнцестояние) стал Рождеством Христовым, Купала (летнее солнцестояние) — праздник Иоанна Крестителя, Христианская Пасха совпала с весенним славянским праздником, имевшим название Великдень. Традиция расписывать пасхальные яйца и печь куличи перешла также из древних празднований Великдня.
Быт русского, да и любого другого народа невозможен без обрядов с национальными костюмами, праздников и фольклора. Старинные куклы всегда изготавливались из различных предметов, какие находились под рукой: соломы, веточек деревьев, отрезков ткани, веревки, мха.
Тряпичные куклы.
Начиная лет с пяти, девочки уже сами начинали «вертеть» своих куколок под руководством бабушки или мамы. Народная тряпичная кукла изготавливалась из шерстяных или хлопковых отрезков ткани, льна и разноцветных лент и ниток. Мастерить тряпичную куклу нужно было только с хорошим настроением, любовью. По традиции, также было принято петь и разговаривать, загадывать желание. Тряпичные куклы обычно дарили своим родственникам, чтобы скрепить кровные узы. Часто одежда для игрушек носила и особенности, присущие местным костюмам. Важный принцип, по которому делались народные куклы, — костюм нельзя было снять, игрушка вместе с одеждой представляла цельный образ, присущий только ей.
Обрядовые куклы.
Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки инитки) для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда, утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали
для игры детям:
• Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.
• Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.
• Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу, предсказывали, каким будет весь год.
• Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны.
• Плодородие — кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью.
• Куколки-лихоманки — обычно делалось 13 штук для защиты ребенка от болезней, их выставляли на печке в рядок.
• Кормилица — с большой грудью, чем больше, тем лучше.
• Кубышка-травница — полезная куколка, наполненная душистыми лекарственными травками, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша, отгоняя духов болезней (траву нужно менять каждые 2 года).
• Куклы-кувадки — предназначались для мужчин, они во время родов жен обеспечивали защиту с помощью магических обрядов (кувадов) от нечистой силы. Непосредственно после счастливых родов куколок сжигали при очищающем обряде. Начиная с конца 19 века, народные куклы-кувадки стали использовать по-другому: их подвешивали над колыбелькой малыша как обереги либо клали прямо в кроватку, чтобы малыш игрался в отсутствие мамы (часто их было несколько штук разного цвета, они были заменой погремушкам).
Многие обрядовые куклы были одновременно и обережными.
Обережные куклы.
Традиционно обережные народные куклы являлись участниками семейных обрядов: рождение детей, свадьба, обереги от болезней, смерть и похороны. Их было великое множество:
• Колокольчик (придумана на Валдае) — куколка, которая приносит добрые вести. Она имеет 3 юбочки по числу царств и видов счастья (медное, серебряное, золотое). Выполняет роль оберега, создающего в доме хорошее настроение. Подарив Колокольчик своему другу, человек добавляет ему радостное настроение.
• Неразлучники — обереги, охраняющие семейные пары, изготавливаются на одной руке как символ того, что муж и жена пройдут по жизни вместе в радости и в горе. По сложившейся традиции, таких неразлучников подвешивают после церковного венчания во главе свадебного кортежа, а после свадьбы их хранят в доме как оберег семейной верности.
• Берегиня (хранительница семьи) — вешалась над входной дверью, чтобы защищать дом от злых духов и сглаза.
• Зернушка (Крупеничка) — состоит из мешочка с зерном, символизирующего достаток и сытую жизнь.
• Подорожница — небольшая (3-5 см) куколка с котомкой в руках (внутри лежит щепотка родной земли или зола, которая предназначена для оберега путников.
• Очистительная кукла — помогает избавиться от отрицательной энергетики в доме.
• Кукла-столбушка «Плорододие» (делалась по-разному в различных русских губерниях и именовалась по их названиям: Владимирская, Московская, Курская и т. д., к ее телу обычно привязывали несколько Пеленашек, чтобы род процветал и не угасал — дарили молодым на свадьбу с благими пожеланиями.
• Десятиручка (имеет множество рук) — помогает хозяйке все успевать по дому.
Куклы в русских народных костюмах.
Издавна одежда русской женщины имела отличительные черты и особенности, по которым можно было определить ее возраст и сословие, из какой области она родом, ее занятие и замужем ли она. Каждая русская губерния отличалась своими стилями и цветами при формировании народного костюма.
Русскому национальному наряду присуща одна основная черта — простой силуэт, который не подчеркивает форму тела. Такая простота уравновешивалась разнообразием цветовой гаммы в разных частях одежды, в яркой отделке, вышивке и многоцветных аппликациях. Народный костюм, который наши предки носили вплоть до начала 20 века, шился с учетом того, чтобы не сковывать движения человека, быть удобным в любое время года при различных погодных условиях. Конструктивно костюм делался так, чтобы почти не использовать ножницы и шитье. Главные элементы одежды — рубаха (разной длины: у мужчин короче, у женщины — почти до пят, сарафан или юбка (понева). Все это женщины очень красиво вышивали и украшали декоративными элементами. На голову всегда надевали платок или кокошник.
Проблема проекта:
С открытием границ и свободной продажи наш рынок изобилует яркими, интересными, но порой бесполезными, а иногда и вредными игрушки, с точки зрения воспитания и развития детей. Практически нет игр, игрушек через которые бы ребенок знакомился с историей и традициями русского народа. Это проблема, над которой надо работать.
И одним из возможных путей её решения является изучение народной куклы в игре современных детей, ведь мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Играя, ребенок познает мир и выбор игрушки немаловажен в становление его, как личности.
Актуальность выбранной темы:
«Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабоченны воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д. С. Лихачев).
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должно стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественны промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Не секрет, что представления детей о русской культуре остаются отрывчаты и поверхностны, и эти пробелы могут быть восполнены совместным участием детей, родителей и педагогов в фольклорных праздниках, создании выставок, посещении краеведческих музеев. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории, традициях русского народа.
Этапы реализации проекта на тему: «Куколка русская простая – игрушка удалая».
1 этап - Подготовительный (информационно-накопительный, организационный)
• Разработка проекта;
• Постановка цели и задач;
• Определение основных форм работы;
• Анализ развивающей предметно - пространственной среды детского сада;
• Подбор методического материала по данной теме;
• Подбор литературных – поэтических произведений русского народного творчества;
• Подбор музыкального материала по данной теме.
2 этап – Основной (практический) - реализация проекта.
Проходит через непосредственную организованную образовательную деятельность, совместную деятельность педагогов и детей, самостоятельную деятельность.
По образовательным областям.
О. О. Познавательное развитие:
Посещения экспозиции «Русская тряпичная кукла» в мини - музее детского сада и Беседа с детьми «Куколка тряпичная» (игровые, обрядовые, обереговые) (средняя, старшая, подготовительная группа).
Цель: знакомство детей с образом народной куклы, историей ее создания и предназначением.
Посещения выставки кукол в музее ГКЦ (средняя, старшая группа, подготовительная).
Цель: Расширение знаний детей о многообразии кукол.
О. О. Речевое развитие:
Словесные игры «Подбери слова», «Угадай по описанию»…
Цель: Расширение словаря детей посредством знакомства с раннее неизвестными словами редко встречающимися в быту (элементы одежды, предметы быта).
О. О. Художественно - эстетическое развитие:
• Чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок, закличек. (старшая, средняя, подготовительная к школе группа)
Цель: Знакомство с русскими народными традициями через сказки и фольклор.
• Аппликация (подготовительная группа) «Подарим кукле новую одежду».
Цель: моделирование одежды для кукол, развитие фантазии и творческого воображения.
• Ручной труд (средняя, старшая, подготовительная группа) «Изготовление тряпичных кукол.
Цель: Знакомство с изготовлением русской народной куклы способом скрутки.
• Изобразительное искусство: (средняя группа) «Дымковская барышня».
Цель: формирование у детей представления о дымковской игрушке «Барышня».
• Изобразительное искусство: (старшая) «Матрешка – разноцветная одежка»
Цель: приобщение детей к декоративно – прикладному искусству через знакомство с игрушкой матрешкой.
• Изобразительное искусство: (подготовительная группа) «Какие разные куклы».
Цель: умение создавать в рисунке образ своей любимой куклы.
• Театрализация: (подготовительная группа) «Приключение Буратино» .
Цель: развитие умения разыгрывать сценки по предложенному произведению.
• Театрализация: (подготовительная группа) Русские народные праздники. Святки.
Цель: Знакомство детей с обрядами русского народного праздника Святки.
Мир музыки:(подготовительные группы).
• Восприятие музыки.
Цель: знакомство детей с творчеством Д. Д. Шостаковича на примере музыкального мультфильма «Танцы кукол».
• Пение.
Цель: развитие творческих способностей детей средствами русского фольклора (индивидуальная работа с исполнителями ролей колядовщиков).
• «Музыкально-ритмические движения».
Цель: закрепление движений русского народного танца «Кадриль».
• Игра на детских музыкальных инструментах.
Цель: закрепление приемов игры на народных инструментах (р. н. п. «Как у наших у ворот»).
• Творчество.
Цель: развитие творческого воображения при восприятии музыки («Танцы кукол» Д. Д. Шостаковича) через танцевальную импровизацию.
Мир музыки: (старшая группа).
• Восприятие музыки:
Цель: знакомство детей с творчеством П. И. Чайковского на примере пьесы «Новая кукла» из «Детского альбома».
• Пение.
Цель: развитие желания вспомнить песню «Матрешки» Ю. Слонова, развитие певческого голоса.
Мир музыки: (средняя группа) .
Восприятие музыки
Цель: развитие способности различать характер песен, средств их выразительности
на примере песни М. Старокадомского «Кукла».
О. О. Социально – коммуникативное развитие:
• Настольная игра (средняя, старшая группа) «Одень куклу».
Цель: знакомство детей с разными видами одежды (по сезону, по назначению, по принадлежности).
О. О. Физическое развитие
Народные игры: (средняя, старшая, подготовительная группы)
«Жмурки», «Курочки», «Филин и пташки», «Платок», «Уголки», «Молчанка»…
Цель: закрепление интереса детей к русским народным играм.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
• Консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной
культуре», «Народная кукла в играх современных детей»;
• Мастер класс для родителей: «Зайчик на пальчик из платка»;
• Конкурс для родителей «Русская тряпичная кукла своими руками» ;
• Выставка творческих работ детей и родителей.
3 этап – Заключительный (итог проекта).
• Создание в мини - музее детского сада экспозиции «Русская народная кукла»;
• Проведение (совместно с родителями) развлечения «Рождественские посиделки рукодельниц по изготовлению русской народной куклы».
• Пополнение игровых центров новыми атрибутами (маски, костюмы, игровые персонажи).
В перспективе хотелось бы создать клуб «Делай добро!», привлечь ещё детей и родителей и продолжать творить добро. Это так необходимо и приятно!