Полуяхтова Ирина Васильевна
Проект создания мини-музея «Погремушка — моя первая игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА :
Тема проекта – «Погремушка – моя первая игрушка!» (мини музей)
По продолжительности – краткосрочный
Вид – творчески – исследовательский
По составу участников – индивидуальный
Участники проекта – дети группы раннего возраста, родители, воспитатели группы
Место расположения музея – групповая комната
Дата проведения – 1 августа – 31 августа 2018год
Актуальность.
Публикация «Проект создания мини-музея „Погремушка — моя первая игрушка“» размещена в разделах
- Игрушки
- Игрушки. Проекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Погремушки. Первые игрушки
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОО заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики.
Первая игрушка в жизни каждого ребёнка - погремушка. Именно с ней малыш знакомиться с самых первых дней своей жизни. По мере того, как ребёнок растёт, совершенствуются его умения, действия с погремушкой приобретают новое значение. Удивительно, но такая простая игрушка оказывает огромное влияние на умственную, эмоциональную, физическую и другие стороны общего развития. Она способствует становлению самостоятельных действий, совершенствует мелкую моторику. Взрослые, как правило, не имеют полного понимания того, как можно использовать погремушку в развитии ребёнка. Отсюда и появилась идея создания мини-музея «Моя первая игрушка – погремушка» в группе раннего возраста.
Цель проекта : обогащение предметно-развивающей среды в группе посредством создания мини-музея «Погремушка - моя первая игрушка».
Задачи:
- формировать у детей и родителей представление о мини-музее;
- разработать план использования экспонатов мини-музея в образовательной деятельности;
- развитие музыкальных способностей детей раннего возраста через создание, реализацию системы работы в разных видах детской деятельности;
- развивать творческие способности, фантазию детей при изготовлении поделок (погремушек);
- активизировать участие родителей в обогащении предметно-развивающей среды группы, установить доверительный контакт в период адаптации детей;
- укрепление взаимодействия ДОО и семьи средствами музейной педагогики.
Формы проведения: консультации для родителей, беседы, игры с погремушками, дидактические игры, физкультурно-оздоровительная деятельность, чтение стихотворений о погремушках, музыкальная деятельность.
Планируемый результат:
Дети усвоили правила поведения в мини-музее.
Повысился уровень активности родителей.
Данная форма работы оказалась интересной как для детей, так и для родителей.
Ресурсное обеспечение:
Для успешной реализации проекта информация была получена из опыта педагогов ДОУ.
Аспекты музейной деятельности.
Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом!
Но, в отличие от «идеальной», реальная семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Опыт педагогов показывает, что таким объединяющим средством становится музей.
Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом.
Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.
Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;
мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей.
План работы по созданию мини-музея.
Содержание работы
Сроки реализации
Планируемый результат
1 этап Подготовительный:
Определение темы и названия музея.
Выбор места для размещения.
2 этап Практический
Сбор и изготовление экспонатов
Оформление информационных стендов
Работа с детьми
Создание мини-музея
Привлечение родителей к активному участию в деятельности детей в ДОУ
Повышение познавательной активности детей раннего возраста
3 этап Итоговый
Подведение итогов
Презентация мини - музея
Анализ проделанной работы
Обмен опытом в педагогическом коллективе
Приобретение опыта и новых знаний
Перспективное планирование работы мини-музея
1 этап
1. Беседа с детьми «Давайте познакомимся. Погремушка и ее «родственницы».
2. Консультация для родителей «Музыкальные инструменты своими руками»
3. Игровое физкультурное развлечение (под музыкальное сопровождение) «Погремушки - звонкие игрушки»
4. Пополнение мини-музея : из ресурсов интернета «Погремушка из Древнего Египта Формирование представлений о возникновении игрушки-погремушки, ее предназначении и особенностях в использовании.
Расширять информированность родителей по созданию игрушки-погремушки своими руками совместно с детьми.
Развивать чувство ритма у детей и умение соотносить свои движения со словами песен и стихотворений.
Сбор информации для мини-музея. Воспитатель, дети.
2 этап
1. Музыкальное развлечение с элементами театрализации «Мамы вместе с нами»
2. Консультация для родителей «Погремушка в жизни ребенка с рождения до года»
Содействовать участию родителей в образовательной деятельности.
Формирование представлений у родителей, что первая игрушка оказывает влияние на умственную, эмоциональную, физическую и многие другие стороны общего развития, способствует становлению самостоятельных действий, совершенствует мелкую моторику Воспитатель, дети, родители.
Август
1. Развлечение «Волшебные игрушки»
2. Оформление стенда-выставки информации для родителей «Всем детишкам разные погремушки»
3. Выставка рисунков «Веселая погремушка»
Развивать образное мышление и воображение, умение играть дружно; формировать доброжелательное отношение друг к другу, создать бодрое, веселое настроение
Продолжать работу по участию родителей в образовательной деятельности ДОУ.
Привлекать детей и родителей для совместного творчества.
Воспитатель, дети.
3 этап
1. Подготовка картотеки подвижных игр, комплексов утренней гимнастики с использованием погремушек
2. Анкетирование родителей группы
3. Презентация проекта : мини-музей «Погремушка – моя первая игрушка».
Формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
Анализ деятельности работы мини-музея с точки зрения родителей.
Обмен опытом в педагогическом коллективе.
Список использованной литературы
1. Давыдова О. И. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. М. : Сфера, 2012. 128 с.
2. Полянская Т. Б. Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников. «Детство – Пресс», 2011. 96 с.
3. Рыжова Н. А. Мини-музей в детском саду как новая форма работы
с детьми и родителями. Учебно-методическое пособие. М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2010. 96 c.
4. Стефанько А. В. Организация воспитательно-образовательного процесса в группе для детей раннего возраста. СПб. : «Детство – Пресс», 2014. 256 с.
5. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. СПб. : «Детство – Пресс», 2012. 96 с.
6. Янушко Е. А. Аппликация с детьми раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. М. : Мозаика-Синтез, 2011. 64 с.