Елена Версткина
Проект «Создание мини-музея в группе детского сада как условие обогащения представлений о Великой Отечественной войне»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 125»
группа «Карлсон»
«Создание мини-музея в группе детского сада как условие обогащения представлений о Великой отечественной войне»
Проект
Разработали воспитатели:
Версткина Елена Валентиновна
Калининград 2018
Содержание:
1. Краткая аннотация проекта….
2. Паспорт проекта…
2.1 Актуальность проекта…
2.2 Цели и задачи проекта…
Публикация «Проект „Создание мини-музея в группе детского сада как условие обогащения представлений о Великой Отечественной войне“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Мини музеи и военные уголки
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
2.3 Основные формы, методы и приемы работы с детьми….
2.4 Планируемые результаты…
2.5 Оценка эффективности проекта….
3. Содержание проекта…
4. Список литературы….
5. Приложение….
Краткая аннотация проекта
Проект разработан в рамках содержания «Программы воспитания и обучения» / под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой., 2009 и направлен на реализацию задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В проекте раскрыта технология создания мини-музея в группе детского сада.
Оригинальность содержания проекта заключается в оптимальном сочетании различных видов детской деятельности, самостоятельной исследовательской деятельности детей.
Полученный продукт проекта – мини-музей – окажет помощь педагогам детского сада в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Паспорт проекта
Тип проекта :
• (по доминирующей деятельности) : интегративный;
• (по характеру содержания) : ребенок и общество и культурные ценности;
• (по характеру участия ребенка в проекте) : участник от зарождения до получения результатов;
• (по характеру контактов) : в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями;
• (по количеству участников) : фронтальный;
• (по продолжительности) : долгосрочный.
Вид проекта : информационно-практико-ориентированный
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители детей старшего дошкольного возраста
Актуальность
«Только тот, кто любит,
ценит и уважает накопленное
и сохраненное предшествующими
поколениями, может любить Родину,
узнать ее, стать подлинным патриотом»
С. Михалков
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. В нравственно-патриотическом воспитании большое значение имеет пример взрослых, и особенно – близких людей. Такие важные понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг», можно прививать на конкретных фактах из жизни старших членов семьи – участников Великой отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах.
Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили в Великой отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье других людей. Их имена увековечены в названиях улиц, городов, в их честь воздвигнуты памятники, открываются музеи, которые стали частью нашей жизни.
Однако события столь отдаленные по времени, не всегда доступны детскому пониманию без наглядного воплощения. Создание музея, наполнение развивающей среды группы детского сада позволит сформировать системные представления детей об истории Отечества, обеспечит эффективное усвоение программного содержания.
Цель проекта :
Создание условий для обогащения представлений детей старшего дошкольного возраста о Великой отечественной войне посредством создания в группе детского сада мини-музея.
Задачи:
1. Развивать у детей созидательную направленность познавательной активности в процессе сбора экспонатов мини-музея.
2. Формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о музее, умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания в процессе расширения представлений детей о ВОВ.
3. Способствовать развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста при составлении рассказа о предметах коллекции, развивать словарный запас.
4. Поощрять попытки исследовательской деятельности детей по собственной инициативе.
5. Воспитывать чувство ответственности и гордости за достижения Родины, бережное отношение к предметам экспозиции.
6. Приобщить родителей детей старшего дошкольного возраста к обогащению предметно-развивающего пространства группы детского сада.
Основные виды детской деятельности :
• Игровая
• Познавательно-исследовательская
• Восприятие художественной литературы
• Изобразительная
Основные формы организации работы с детьми:
• Экскурсии
• Самостоятельная деятельность
• Акция
• Развлечение
• Совместная деятельность
Основные методы и приемы работы с детьми:
• Беседа
• Чтение художественной литературы, анализ художественной литературы
• Рассматривание иллюстраций, фотографий
• Просмотр видеоматериалов
• Обследование предметов по схеме
• Составление рассказа
Результативность
Дети:
• Умеют самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
• Умеют составлять описательные рассказы по теме;
• Имеют системные знания о назначении музеев;
• Приобретают навыки коллекционирования, бережного отношения к предметам экспозиции;
• Проявляют познавательный интерес к исследовательской деятельности, событиям прошлого, экспонатам коллекций;
• Испытывают чувство гордости за страну, уважения к участникам Великой отечественной войны.
Педагог:
• Имеет личные методические разработки;
• Реализует требования ФГОС к предметно-развивающей среде группы детского сада;
• Уточняет представления о методике нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Родители:
• Имеют представление о содержании нравственно-патриотического воспитания детей в детском саду;
• Принимают активное участие в обогащении предметно-развивающего пространства группы детского сада.
Оценка эффективности проекта
Проводится в процессе наблюдения за созданием коллекции дошкольниками.
Критерием положительной оценки реализации проекта является неоднократное самостоятельное проявление интереса к предметам мини-музея.
Диагностический инструментарий
При оценке качества реализации содержания проекта используются следующие методы:
• Беседа по вопросам;
• Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей с мини-музее.
Содержание проекта
Фазы проекта Этапы проекта Деятельность детей Деятельность педагога
Проектирования 1. Изучение программного материала по разделу «нравственное воспитание»
2. Разработка проекта.
3. Подготовка методической опоры.
4. Определение способов оценки эффективности проекта.
Технологическая 1. Мотивация.
Выявление проблемы.
1. Вживаются в игровую ситуацию.
2. Личностно воспринимают проблему.
3. Принимают задачи проекта. 1. Вводит игровую ситуацию.
2. Формулирует проблему.
3. Определяет задачи.
2. Организация работы над проектом. Совместно с родителями собирают предметы для будущего мини-музея. 1. Обобщает полученную ранее информацию.
2. Решает задачу организации деятельности
3. Практическая деятельность 1. Участвуют в совместной деятельности.
2. Принимают участие в создании мини-музея. 1. Организует работу над проектом.
2. Оказывает практическую помощь.
4. Презентация продукта проекта 1. Представляют продукт деятельности.
2. Участвуют в развлечении. 1. Организует презентацию, развлечение.
Рефлексивная 1. Оценка эффективности проекта.
2. Обобщение материалов проекта.
3. Обсуждение результатов проекта на заседании творческой группы
4. Публикация проекта на сайте педагога.
Экспозиция состоит:
- мини стенд «Они приближали победу» о героях нашего родного г. Калининграда
-панорама боевого сражения в фотографиях
-фотографии Мемориала погибшим в годы войны и вечный огонь нашего города
-фотографии военных сражений, военной техники
Литература о ВОВ:
-книга «Штурм Кенигсберга»
-книга Сталин «Вожди»
- папка о Калининграде в годы ВОВ
- папка-передвижка «Защитники Отечества»
-фляжка, портупея, каска, полевая кружка, значок «Фронтовик 1941-1945»
-наработки методических пособий, бесед, презентаций
- макет «Кенигсбергская операция»
-фотографии прабабушек и прадедушек, участвовавшие в ВОВ
Форма проведения, участники.
Возраст воспитанников: от 3 до 7 лет. В нашем музее проводятся экскурсии.
Описание применения материала в учебно-воспитательном процессе:
Дошкольники в музее чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Анализ итогов:
Мини-музей в режиме «работы» находился два месяца. За этот период его посетили желающие нашего детского сада, используя подготовленный материал по своему усмотрению. После проведенных мероприятий, посвященных Дню Победы, дети с родителями посетили Площадь Победы, возложили к Вечному огню цветы, почтив, тем самым, память о героях – живых и не вернувшихся с войны. В свободной творческой деятельности ребятами детского сада были нарисованы рисунки, посвященные 9 МАЯ. Вместе с родителями были изготовлены макеты, посвященные ВОВ.
Список литературы:
1. Васильева, М. А Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика – Синтез, 2007. – 240с.
2. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста [Текст] : пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ»/ М. Д. Маханева– М. : АРКТИ, 2005.-72с.
3. Прохорова, Л. Н. Воспитываем коллекционеров [Текст] : опыт использования коллекционирования в развитии креативности дошкольников / под ред. Л. Н. Прохоровой – М: «5 за знания»,2006. – 64с.
4. Рыжова, Н. А. Мини-музей в детском саду [Текст] : Н. А. Рыжова, Л. В. Логинова, А. И. Данюкова – М. : Линка-Пресс, 2008.-256с.
5. https://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia221.htm