юлия сухова
Фотоочерк «Народная игрушка из собрания Государственного Русского музея»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый раз приезжая в Санкт-Петербург иду в Русский музей. За одно посещение невозможно посмотреть всю композицию музея. И как-то так получалось, что всегда при посещении музея было некоторое ограничение по времени и следовательно нужно было выбирать, что хочу посмотреть. Предпочтение отдавала иконописному искусству и живописным шедеврам русских художников. Грандиозный Карл Брюллов, великий маринист - Иван Айвазовский, мои любимые художники «Мир искусства» - Константин Сомов и Леон Бакст, русский импрессионист Константин Коровин, Валентин Серов, Куинджи и многие другие русские художники, представленные в собрании музея, поражают до глубины души.
Публикация «Фотоочерк „Народная игрушка из собрания Государственного Русского музея“» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
И вот, посетив в очередной раз Русский музей и располагая свободным временем, открыла для себя прекрасную коллекцию произведений народного искусства. В музее представлены все основные виды русского народного декоративного искусства: керамика, вышивка, узорное ткачество, роспись и резьба по дереву, резьба по кости, художественная обработка металлов.
Но больше всего поразила в собрании народного искусства музея - русская народная игрушка. Это богатейшая коллекция игрушек из разных материалов, созданных в XIX –XX столетиях народными мастерами Архангельской, Владимирской, Пензенской и других областей, а также изделия знаменитых народных промыслов – Дымково, Сергиев Посад, Богородское, Филимоново.
Народная игрушка является неотъемлемой частью русской культуры и отражает мировоззрение и мироощущение русского народа, поэтому она так и интересна.
На протяжении многих веков игрушка несла множество функций в народном быту. В глубокой древности игрушка была культовым обрядовым символом, оберегом, была тесно связана с древними верованиями и культами. Она была и забавой для детей и средством для воспитания, украшением дома и даже свадебным подарком.
Куклы – «стригушки» поражают своей простотой и в тоже время лаконичностью образа. Они сделаны из сложенного вдвое пучка соломы, часть стеблей загнута в руки и укреплены на талии передником. Платок на голове дополняет образ куклы – крестьянки. Кукла «безлика», как и большинство тряпичных кукол. Исследователи народной игрушки объясняют это пережитками древней куклы как оберега, когда её боялись полностью уподобить человеку.
"Соломенные куклы".Конец XIX века. Тамбовская губ.
Очень интересны вятские лесовики и «маховики». Фигурки выполнены из шишек, мха, коры и пакли. Ноги сделаны из свернутых старых газет, а вырезанные лица с нарисованными глазами делают этих человечков сказочными персонажами вятских лесов.
"Маховики".Начало XX века. Вятская губ.
Образ коня один из самых древнейших в народном искусстве. На Русском Севере вырезали из дерева коней. Кони из Мезени самыми общими чертами передают облик коня. Они грубо обтесаны топором и сохраняют форму цельного деревянного бруска.
"Игрушка конь". XIX век. Архангельская губ.
Деревянные кони – каталки делали крестьяне в XIX веке в Новгородской губернии. Это красивое по силуэту тело коня, поставленное вместо ног на колеса. Кони расписаны яркой оранжевой краской, грива и сбруя нанесены мазками черной краски. Другой вариант коня - каталки представляет каталку - карету. Из целого бруска вырезаны карета - экипаж и впряженные в него пару коней.
Со второй половины XIX века в деревне Курцево Городецкого района начали делать игрушки – могучие кони запряженные в кареты. Фигурки коней вырубали топорами, а затем детали дорабатывали ножам. Возки сколачивали из дощечек. Запряжки красили в красный, лиловый или черный цвет, по которому затем рисовали цветочный орнамент.
"Каталки - тройки". Городецкий район
Очень распространен в игрушках был и образ всадника на коне. Особенно он был популярен в глиняных игрушках.
Глиняные игрушки д. Абашево, Пензенская губерния.
В начале 1880 – х годах на выставке в Москве была представлена серия игрушек из слободы Большие Гончары в Туле. В дальнейшем большинство из них оказались в Русском музее. Это не только игрушки, это декоративные статуэтки. Дамы под зонтиками, монахини, няни с детьми, жанровые композиции сделаны способом ручной лепки с последующей росписью. Высокие стройные фигуры с тонкими талиями, маленькими головками и кукольными лицами очень женственны и грациозны.
"Барыни под зонтиками"1880г.
"Барыни и няни на прогулке"
Немногие фигурки из Больших Гончаров остались загадкой в истории русской игрушки, а вот произведения мастериц Дымковской слободы давно известны. Происхождение дымковских игрушек связано с местным праздником Свистопляски. Специально к нему жительницы изготавливали большое количество игрушек и свистулек. Постепенно из сложного ритуала праздник трансформировался в весеннюю ярмарку с продажей сладостей и глиняных игрушек, свистулек. Свистульки – это традиционные коньки, птицы, уточки, а куклы – барыни, кормилицы с детьми. Дымковские игрушки делают из красной глины, а после просушки и обжига игрушки грунтуются мелом и расписываются красками. Сегодня дымковское искусство продолжают новые поколения мастериц.
"Многодетная мать" г. Киров З. В. Пенкина-лепка, В. В. Киселева-роспись
Самый знаменитый в России промысел - это Сергиев Посад Московской губернии. Резьбой здесь занимались издавна. Начало промысла приписывают легендарному мастеру Татыге, который вырезал первую игрушку из липы. Сергиевские игрушки отличаются высоким мастерством и многообразием сюжетов, сюжетов взятые из жизни. Тонко подмеченные детали и характеры людей, звери и птицы были неисчерпаемым источником вдохновения мастеров.
"Мальчик под деревом" XIX век
"Пляшущие крестьяне".Первая половина XIX века
"Щелкун"
"Солдатики и военный оркестр" XIX век
Недалеко от Сергиева Посада находится деревня Богородское. Местное предание рассказывает, что в этом месте триста лет назад мать для своих детей сделала из деревянного чурбачка куклу «Ауку». То нее и пошло игрушечное мастерство. Очень многообразны жанровые сюжеты, персонажи и композиции игрушек. Богородские игрушки неокрашенные. Символом богородского искусства стали «кузнецы» - медведь и крестьянин на двух планках, поочередно бьющие молотом по наковальне.
Образы дам и кавалеров, нарядных седоков в каретах поражают своей жизненностью.
"Бричка с седоками"К. В. Стулов
«Монах и монахиня» шедевр богородского искусства.
Игрушкой в деревне Богородское занимались целыми семьями и династиями. И сейчас это народное искусство продолжает развиваться, несмотря на сложности современной жизни. Мастера богородского промысла сохраняют традиции этого искусства и обогащают новыми сюжетами и композициями.
"Музыканты" Вторая половина XIX века
"Как мыши кота хоронили"
"Красноармейцы" В. Т. Полинов
"Трудолюбивый медведь"
Народная игрушка является наглядным примером того, как из природного материала минимальными усилиями творческий мастер дает высоко художественные изделия, которые украшали и обогащали жизнь и продолжают радовать нас своей яркостью, каким-то народным остроумием, смелыми композициями и формами.