Лариса Балюева
Проект «Создание мини-музея «Бабушкина кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Создание мини-музея «Бабушкина кукла»
Тема проекта: «Бабушкина кукла».
Вид проекта: долгосрочный, групповой, творческий.
Сроки реализации проекта: июнь 2014 г. - май 2015 г.
Цель проекта: Знакомство детей с историей страны на примере народной куклы, традициях, творчестве, быте народов; воспитание интереса к народным промыслам, развитие воображения, художественного вкуса и творческого потенциала, моторики рук (пеленание, игры с куклами); создание базы для творческого мышления.
Задачи проекта:
1. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
Публикация «Проект „Создание мини-музея „Бабушкина кукла“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Куклы. Мини-музеи кукол
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты
- Темочки
2. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
3. Формирование у дошкольников представления о музее.
4. Расширение кругозора дошкольников.
5. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
6. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
7. Формирование умения самостоятельно анализировать полученные знания.
8. Развитие творческого и логического воображения.
9. Формирование активной жизненной позиции.
10. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
Актуальность:
Детство – незабываемая пора в жизни ребёнка. Она должна быть наполнена теплом, добротой, радостью и игрушками, любовью и заботой родителей. В современном мире существует только цифровое телевиденье и компьютеры, которые несут в себе агрессию и на последний план отодвигают всё-то доброе и тёплое, что греет душу.
Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательности, должны быть национальными. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к воспитанию и образованию детей претерпевают в последние годы серьёзные изменения. Педагоги отмечают снижение воспитательного потенциала семьи в современном социуме и, соответственно изменение её роли в процессе первичной социализации детей. Важным условием изменения сложившейся ситуации является развитие взаимодействия образовательного учреждения и семьи.
Совместной деятельностью принято считать деятельность, возникающую при объединении людей для достижения общих целей. Одной из форм такой деятельности является мини-музей в детском саду. Мини-музей – одно из важных средств, формирующих вкус детей, приобщающих к истокам родной культуры.
Мини-музей ориентирован на развитие творческого взаимодействия детского сада с семьёй дошкольника, открывающего новые возможности для совместного творчества; повышение уровня художественно-эстетического развития детей и взрослых (родителей и педагогов); приобщение к музейному искусству, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях.
Материал: развивающая среда, народные куклы.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители младшей группы.
Описание проекта:
Этапы проекта:
1. Организационный этап (июнь 2014 г.).
Анализ предметной среды группы. Сбор информации, материала для реализации проекта. Формулирование цели и задач проекта.
2. Основной этап (июль 2014 г. - апрель 2015 г.)
- Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций;
- Родительское собрание «Куклы из бабушкиного сундука»;
- Организация творческого взаимодействия детского сада с семьёй.
- Изготовление папок-передвижек: «Мини-музеи в детском саду», «Кукла из бабушкиного сундука»;
- Сбор развивающей предметно-пространственной игровой среды для мини-музея;
- Изготовление стенда и полочки;
- Изготовление народных кукол;
- Изготовление игр для мини-музея.
3. Результативный этап (май 2015 г.)
- Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление на педагогическом совете, размещение материалов проекта в сайте детского сада и пр.
Ожидаемые результаты проекта:
Проект позволяет перевести родителей от наблюдений за работой педагога к прямому включению в процесс организации предметно-пространственной развивающей среды в детском саду, перевести родителей от «проживания рядом» с детьми к построению взаимоотношений, основанных на принципах уважении, доверия, открытости; педагогам и родителям перейти от применения отдельных поручений в группе к совместным проектам в ДОУ; от ситуативного воздействия на ребёнка к систематическому, содержательному досугу; улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми; повысить интерес детей и взрослых к народной игрушке; возрождать традиции и обычаи нашего народа.
Значимость проекта:
Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проектной темы. А также в обосновании того, что создание мини-музея «Бабушкина кукла» имеет большое значение для развития воображения, художественного вкуса, моторики рук воспитанников 1 младшей группы.
Практическая значимость результатов проекта заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей по организации мини-музеев в детском саду.
Одна из основных задач работы педагогического коллектива нашего ДОУ - воспитание культурного творческого гражданина, способного воспринимать, ценить, воплощать в своей жизни и жизни социума принципы добра и красоты. У детей формируется художественно-эстетический вкус в помещениях детского сада. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение. Мини-музеи способствуют тому, что ребенок уже в детском саду имеет возможность соприкоснуться с прекрасным.
Получив задание на лето, мы сразу выбрали тему и название нашего мини-музея - «Бабушкина кукла». Создание мини-музея может стать связующим звеном между детским садом и семьёй, средством воспитания детей и взрослых, стимулировать к эмоциональному общению, укреплению детско-взрослых отношений, возрождению забытых традиций. Важная особенность этого элемента развивающей среды - участие в его создании всей семьи: родителей, бабушек, дедушек, сестёр, братьев. Мини-музей в детском саду интерактивен, ребенок может не только смотреть на экспонаты, здесь он может потрогать, поиграть с ними и, при большом желании, взять на время домой. Эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А если появляется интерес, обучение детей становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое, родное, т. к. дети вместе с родителями принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них. Наш мини-музей будет создан на основе системного подхода. Системный подход заключается в следующем: любой объект (предмет музея) не существует сам по себе, он является частью чего-то. Объект состоит из каких-то деталей, частей. У объекта есть прошлое, будущее, есть друзья и враги, есть то, что никак не реагирует на наш объект, ровно, как и объекту всё равно, существует ли нейтральная система или нет. Метод системного оператора позволяет рассмотреть предмет или явление с самых разных сторон и получить о нем полное представление. Каждый мини-музей способствует познавательному развитию детей.
Основа мини-музея – стенд. На нём будут представлены разные виды народных кукол: куклы-обережки: «День-ночь», Куватка - это кукла от злых духов; обрядовые куклы: Пеленашка (в старину дарили молодым, чтобы были дети, Неразлучники – их тоже дарили на свадьбах, а также игровые куклы-забавы.
Благожелательным символом, знаком счастья и прибыли, пожеланием потомства были в ряде губерний домашние семейные куклы, которых делали на масленицу в домах молодоженов. Такая небольшая тряпичная кукла держала на руках ребенка. Этих кукол, нарядно одетых, в праздничные дни сажали на окно или крышу дома в знак призыва солнца и весны. Их не сжигали на костре, как большое соломенное чучело, а хранили много лет. Особенные ритуальные куклы – Кострома, Кукушка, Русалка изображали мифических персонажей весенне-летних обрядов. Они знаменовали переход к весенне-летнему циклу. Делали их из веток, трав, цветов в виде чучела (иногда на шесте). С ними участники обряда обходили село, устраивали хороводы, игры после чего «хоронили». Кукла являлась участницей обрядов, имевших магический смысл: передавать весеннюю силу растительности, новому урожаю.
Своеобразна роль ритуальной куклы, но более известна и любима кукла в качестве детской игрушки. Игра и игрушка это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью приучали детей к труду. Куклы были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт. Считалось, что детские игры могут помочь обрести богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье. В народе замечали, когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если же небрежно – беда. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, поэтому как оберег клали их рядом с ребенком. Кукла была символом продолжения рода, игра в куклы особенно поощрялась.
Благодаря тряпичной кукле ребенок с ранних лет усваивал значение женщины – матери, ее функцию даровать жизнь, вскармливать, воспитывать в строгой любви, передавать традиции. Образ, даже самой схематичной куклы, был реален. Он отражал типические характеры, профессиональные интересы, национальный и социальный менталитет. Так воспитывалось уважение к образу жизни семьи и коллективу односельчан, интерес к проявлениям иной культуры. В образе тряпичной куклы воплотились народные представления о женской красоте: стать и полнота, коса до пояса, белое лицо. Не зря кукла была эталоном женского мастерства, лучшим праздничным подарком.
Кукла была первой среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь, кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Сегодня, к сожалению, утеряны древние корни возникновения куклы. Изначально она служила и тотемом, и обрядовым символом, превратившись позднее в детскую игрушку. Самые вдохновенные творцы кукол — дети. Кукла — зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых — это единственная возможность вернуться в мир детства.
Полки современных магазинов радуют взор нескончаемым совершенством разнообразной кукольной продукции. Не секрет, что около трети покупок в магазинах игрушек взрослые делают для себя. Такими куклами любуются, украшают интерьеры квартир, их коллекционируют. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. Пусть в ней не будет безукоризненно симметричных линий и четко вырисованных черт многократно тиражированного лица, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что называется душой.
Представленные в нашем мини-музее традиционные народные куклы будут нести в себе такие черты индивидуальности. Простоватые на первый взгляд, они очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. Они не требуют каких-либо сложных приемов и инструментов для изготовления, они имеют элементы, отличающие их от других игрушек. В первую очередь кукла — это изображение человека. Именно узнаваемость человеческих черт характеризует традиционные народные куклы.
Можно много и убедительно дискутировать об игровом и культовом значении куклы в истории человечества и на современном уровне развития. Приобщить ребёнка к чарующему миру куклы — вот основная задача нашего мини-музея.
Играя с разными куклами, дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки, они учатся пеленать кукол, самостоятельно делают кукол из разных материалов, которые лежат на полочках, заворачивают их, одевают, придумывают о них рассказы, разыгрывают драматизации. Поскольку куклы небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, развивается моторика рук. В мини-музее будут проводятся экскурсии для детей из других групп. Воспитатели вместе с детьми, посещая наш мини-музей, расскажут о традициях в использовании кукол, особенностях их изготовления, помогут организовать игры-драматизации, прочитают потешки, покажут иллюстрации, рассказывающие о старых временах.
Кукла сопровождала наших предков практически в течение всей жизни. Для каждого события существовала своя или обрядовая кукла, или кукла-обережка. В разных местностях такие куклы были различными. Нередко одинаковые по способу изготовления куклы в разных районах называют по-разному. Бывает и наоборот, куклы с одинаковыми названиями внешне совсем не похожи. Это нужно иметь в виду, изучая народные игрушки в разных местностях. Педагог должен выбрать то название, которое принято в данной местности или хорошо подходит для пояснения детям.
Традиционно существовали народные куклы трёх видов: обереговая, обрядовая, и игровая. Отличительная особенность обереговой и обрядовой куклы – отсутствие лица и изготовление без помощи иглы, ножниц. Наши предки предполагали, что у кукол есть душа. Лицо же рассматривалось как её отражение. Считалось, что если бы выражение лица мастеру не удалось, то это исказило бы душу куклы. Кукла с искажённой душой не годилась для обрядов. Так как куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Применение же иглы для изготовления культовых кукол не допускалось потому, что иглы нередко использовались для проведения колдовских обрядов. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать. При изготовлении игровой куклы изображение лица допускалось, а использование иглы было обязательным условием. Дело в том, что в некоторых областях России таких кукол изготавливали не только для игр. Кукла, сшитая своими руками, становилась своеобразным экзаменом для девочек, подтверждением их мастерства, искусного владения иглой, умения шить и вышивать.
В народной кукле уживаются сакральная и игровая направленность. Простые художественно-выразительные средства куклы позволяют в детских играх с достаточной достоверностью отображать мир взрослых, в котором таинство рождения играло главенствующую роль. В игре воспроизводились наиболее значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе, и т. д. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия.
Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик: создаются фольклорные ансамбли, возрождаются праздничные народные гуляния, в высокой моде находят неожиданное отражение элементы русского народного костюма и т. д. Знакомство с традиционными русскими куклами позволит познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа, а сами куклы пополнять оригинальную коллекцию нашего мини-музея.
Приложение 1.
Правила поведения в нашем музее
1. В нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками!
2. Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.
3. Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
4. Можно и даже нужно задавать вопросы.
5. Можно пополнять музей новыми экспонатами.
Приложение 2
Приложение 5
Экскурсия «Игрушка, подаренная природой»
- У каждого из вас, ребята, конечно же, самый любимый магазин – магазин игрушек. Каких только игрушек там нет! На любой вкус – и для мальчиков, и для девочек. Даже трудно представить, что было время, когда таких магазинов не было. А где же дети брали игрушки? Или они совсем не играли? Конечно же, играли! А игрушки брали не в магазине, а делали сами. Представьте себе такую картинку. Собрались девочки поиграть, а кукол нет! Вы думаете, они расстроились? Как бы не так! Огляделись девочки вокруг. Вот одна сорвала травки пучок, перевязала её вверху травинкой, отделила по пучку на ручки, перевязала в поясе, распушила юбочку. Получилась кукла. Вторая вытащила из соломенной крыши пучок соломы и также ловко скрутила себе куклу. А третья подобрала кукурузную кочерыжку и завернула в тряпицу – вот вам и пеленашка. А вот ещё одна в дом метнулась – там мать только что полотно соткала и начала кроить рубахи. Да ни один лоскуток не выбрасывает. В хозяйстве любая тряпица пригодится. Крутиться дочурка у маминых ног да лоскутки собирает – куклу вертит. Яркая кукла получилась, нарядная!
В старину наши предки были гораздо ближе к природе. Они в ней жили. Природа их кормила, поила, одевала, помогала изготовлять жилища. Взрослый человек мог в природе найти всё, что нужно для жизни. Так и дети с малых лет учились присматриваться к природе и подбирать всё, что может пригодиться в игре и из чего можно изготовить игрушки. Конечно те игрушки не такие яркие, как в современных магазинах. Но и в старину дети любили их ничуть не меньше, чем вы любите сейчас свои.
Приложение 6
Анкета для родителей № 1
1. Что значит, по Вашему мнению, восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности?
2. От каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине, духовный творческий патриотизм?
3. Как вы считаете, в чём наиболее ярко отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности?
4. Почему, на ваш взгляд, приобщение детей к народной культуре, формирование у них патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?
5. Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольника?
6. Какие элементы народного творчества можно использовать в повседневной работе с детьми?
7. Какие методы и приёмы вы считаете наиболее удачными в работе по приобщению дошкольников к народной культуре?
8. Какое влияние на формирование душевных качеств оказывают окружающие предметы, характерные для русского народного быта, декоративно-прикладного искусства?
Анкета для родителей № 2
1. Какие условия созданы для игр ребёнка дома?
2. Где и как хранятся игрушки?
3. Как вы приучаете ребёнка беречь игрушки?
4. Какие игрушки у Вашего ребёнка любимые?
5. как часто и по какому поводу Вы покупаете игрушки?
6. Часто ли ребёнок ломает игрушки и как Вы поступаете в таких случаях?
7. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребёнком?
8. Какие роли и сюжеты чаще разыгрываются?