Ольга Щепилова
Проект «Создание изостудии «Радуга»
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный проект
«Создание изостудии «Радуга»
Автор проекта :
Воспитатель первой квалификационной категории
Щепилова Ольга Михайловна
городской округ Клин,2019 год
Направление реализации проекта : развитие творческих способностей личности через организацию работы изостудии «Радуга»
Публикация «Проект „Создание изостудии „Радуга“» размещена в разделах
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Изостудия, кружок ИЗО
- Проекты. Проектная деятельность
- Радуга, радужные идеи
- Темочки
Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей через игровые технологии.
Название проекта : «Создание изостудии «Радуга»
Срок реализации проекта :2019 – 2020уч. г.
Ключевые слова: художественно – эстетическое развитие детей, повышение компетенций родителей, повышение квалификации педагогов, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Основная идея проекта : создание условий для развития у детей творческих способностей, умения творить прекрасное в своей повседневной жизни через включение в процесс воспитания обучения изобразительного и декоративно – прикладного искусства. Обеспечение творческой самореализации своего «Я» в различных видах продуктивной деятельности.
Актуальность проблемы:
Огромное количество изменений в жизни современного общества, требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того чтобы адаптироваться к новым условиям, человек должен активизировать свой творческий потенциал, развивать и проявлять свое творчество.
МДОУ ДС №42 «СВЕТЛЯЧОК» - это муниципальное бюджетное образовательное учреждение, где развитие творческих способностей личности обеспечивается через организацию изостудии «РАДУГА»
Известно, что если творческие способности, оказываются невостребованными, то с возрастом они снижаются.
Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Организация работы по художественно – эстетическому развитию детей поможет решить эти задачи.
Наш детский сад находится в сельской местности, далеко от города. и возможности у родителей и детей посещать центры художественно – эстетического развития нет. Также вызывает затруднение самостоятельный подбор различные методик работы с детьми дома; не у всех есть возможность пользоваться платными услугами специалистов. Создание нового образовательного пространства в нашем детском саду позволит детям активировать свой творческий потенциал, развить и проявить творчество.
Концепция проекта
Детское творчество – основной способ существования и развития личности, в котором ребенок проявляет свое понимание окружающего, раскрывает свой внутренний мир, ценности переживаний, особенности восприятия, представлений, интересов способности в самообразования для успешной самореализации в настоящем и в будущем.
Гипотеза исследования
Современное дошкольное учреждение призвано выполнить просветительскую миссию, от которой, без преувеличения, зависит будущее нашей страны. Для этого необходимо новое образовательное пространство, которое гармонично объединяет различные направления и области, помогающие каждому ребенку открыть для себя прекрасный, сложный и многогранный мир.
Обозначение значимости предполагаемого проекта
Реализация основных направлений стандарта дошкольного образования.
Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживаний персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной художественной деятельности детей.
Стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в «Концепции долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», является повышение доступности качественного образования. Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно - эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно – нравственного, культурного развития личности.
Новизна проекта : заключается в комплексном подходе, в соблюдении принципов систематичности, последовательности и непрерывности в содержании и организации работы по проекту, использовании интерактивных методов обучения и воспитания в образовательной области «Художественное творчество».
Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательно-образовательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в творческий процесс.
Проект позволит детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
Цель проекта :
Развитие творческих способностей детей посредством создания в дошкольном учреждении изостудии «Радуга».
Ключевые задачи проекта :
1. Создать условия для организации изостудии.
2. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности дошкольников.
3. Создать условия для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей.
Ожидаемые результаты проекта :
1. Совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми.
2. Обеспечение каждому ребенку равных способностей в реализации интересов.
3. Создание в детском саду нового образовательного пространства, позволяющего детям на селе активировать свой творческий потенциал, развить и проявить творчество.
Ожидаемые эффекты проекта :
Повысить качество дошкольного образования в области художественно- эстетического развития ребенка в форме целевых ориентиров (подготовка к школе)
Ожидаемая практическая значимость предполагаемого проекта для системы образования Московской области:
Создание развивающей инновационной современной среды. Создание научно – методической и материально – технической базы в ДОУ. Повышение профессиональной компетенции педагогов, включенность в инновационную деятельность, удовлетворенность потребностей в самовыражении. Повышение уровня художественно – эстетического развития детей. Удовлетворенность родителей воспитанников уровнем предоставляемых образовательных услуг художественно – эстетического цикла. Совершенствование материально – технического, методического, дидактического обеспечения воспитательной системы. Создание образа дошкольного образовательного учреждения и образа выпускника, соответствующего статусу ДОУ и реализуемой в нем воспитательной системе.
Особенность проекта
Для реализации проекта требуются совместные усилия воспитателей, младших воспитателей, родителей.
Данный проект может стать основой для создания таких центров в сельских дошкольных образовательных организациях.
Проектный опыт, а также методические рекомендации, презентации по теме проекта планируем распространить среди образовательных учреждений городского округа Клин и Московской области через участие в конференциях, семинарах, публикацию материалов по деятельности инновационной площадки в средствах массовой информации и профессиональных изданиях.
Целевая группа проекта
В реализации проекта «Создание изобразительной студии «Радуга» принимают участие родители, воспитанники 3-6 лет и педагоги МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №42 «СВЕТЛЯЧОК».
Механизмы реализации проекта
В данном проекте используются разнообразные формы и методы работы с детьми, родителями, педагогами:
Индивидуальные формы:
- индивидуальные консультации педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности для родителей и педагогов;
- индивидуальная работа в непосредственно - образовательной деятельности (НОД) с детьми;
- индивидуальная диагностика, наблюдение, анкетирование.
Групповые, массовые формы:
- групповая НОД, совместная деятельность, мероприятия художественно-эстетической направленности;
- мастер-класс (специалисты и родители).
Наглядные методы:
- интерактивные методы обучения и воспитания;
- фото-видео съемки;
- смотры-конкурсы;
- выставки детского творчества (художественного творчества и декоративно-прикладного).
Словесные методы:
- беседы;
- дидактические игры, игровые упражнения, вербальные и художественные упражнения;
- сказки.
Взаимодействие с родителями:
- беседы, устные консультации об особенностях специфики детского рисунка;
- информация о художественном творчестве;
- проведение выставок рисунков детей и их родителей;
- проведение совместных досугов, развлечений;
- приглашение родителей на Дни открытых дверей.
Ресурсное обеспечение
Творческая группа проекта
Руководитель проекта воспитатель Щепилова О. М.
Координатор проекта старший воспитатель Новожилова Н. А, музыкальный – руководитель Булахова С. Р., социальные партнеры проекта.
Материально-техническое обеспечение МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №42 «СВЕТЛЯЧОК» соответствует успешной реализации проекта.
На базе учреждения имеются:
Ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийный экран, музыкальный центр, оборудование и материалы для занятий с детьми по рисованию, лепке и аппликации.
Срок реализации проекта
Протяжённость проекта 1 год (с 01.08.2019 по 01.08.2020 г.)
Этапы реализации проекта :
I этап – организационно – аналитический: (01.08. – 15.09.2019г.)
Задача: анализ ситуации; создание условий для организации изостудии в ДОУ; привлечение дополнительных социальных партнеров в реализации проекта.
Используемые формы работы:
- подбор и изучение литературы по проблеме;-
- подбор творческих заданий и игр на развитие художественно-творческих способностей в соответствии с возрастом;
- проведение диагностики (начало учебного года) мелкой моторики по возрастам;
- составление перспективного планирования кружковой работы
- подбор и составление консультативного материала для педагогов и родителей
- подбор творческих заданий и игр на развитие художественно-творческих способностей в соответствии с возрастом;
11 этап – основной (15.09.2019 – 01.06.2020г.)
Проведение занятий с детьми, мастер-классов и консультаций для педагогов и родителей.
- «Лес, словно терем расписной» (восковые мелки и акварель)
-«Царицы – Флора и Фауна» (восковые мелки и акварель)
- «Семья осенних деревьев» (отпечаток)
- «Унылая ора, очей очарованье» (рисование по-сырому)
- «Изобилие» (натюрморт, пластилинография)
- «Букет осенних цветов» (восковые мелки и акварель)
- «Осенний дождь» (рисование по-сырому)
- «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» (рисование по-сырому)
«Портрет Волшебницы – Флоры» (восковые мелки и акварель)
- «Вода – зеркало природы» (отражение)
- «Первый снег» (отдельный мазок»
- «Деревья в снегу» (отпечаток)
- «Белая береза под моим окном…» (отдельный мазок)
- «Волшебная птица Феникс» (пластилинография)
- «Богатыри» (восковые мелки и акварель)
- «Вьюга» (рисование жесткой нитью)
- «Замок Снежной королевы» (отражение)
- «Конек – Горбунок» (восковые мелки и акварель)
- «Избушка на курьих ножках» (восковые мелки и акварель)
- «Портрет Зимы» (отдельный мазок)
- «»Волшебное окно» (винтаж)
- «Букет для мамы» (декоративное рисование, акварель)
- «Черно – белое волшебство» (рисование маркером)
- «Царство морское» (восковые мелки акварель)
- «Космические фантазии» (выдувание, восковые мелки и акварель)
- «Гадкий утенок» по сказке Г. Х. Андерсена (выдувание, восковые мелки и акварель)
- «Жар – птица» (тычок)
- «Плюшки» (работа с глиной)
- «Грачи прилетели» (восковые мелки и акварель)
- «Одуванчиковое поле» (тычок)
- «Ива плакучая» (восковые мелки и акварель)
- «Радуга – лестница в небо» (рисование по-сырому)
- «Яблоневый цвет» (гуашь, тычок)
- Проект «Радуга мечты» (включение детей и родителей в творческий процесс)
- Проект «Птица семейного счастья» (дети и родители)
- Арт – проект «Дети – цветы жизни» (дети и родители)
- Проект «Народная кукла» (дети, родители, педагоги)
- Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы рисования»
- Консультация для воспитателей «Декоративное рисование»
- Семинар – практикум «Декоративная лепка»
- Практическое занятие с педагогами и родителями «Рисование песком»
III этап – итоговый(01.06. – 31.08.2020г.)
Задача: обобщение опыта; слайд - презентация по итогам реализации проекта.
Этот этап проекта включает анализ проведенной диагностической и практической работы:
- проведение диагностики успехов детей;
- проведение консультации, мастер-класса для педагогов ДОУ;
- организовать выставку детских работ в ДОУ.
Содержание проекта включает себя творческую деятельность всех участников воспитательно – образовательного процесса.
Итоговое мероприятие в форме интегрированного развлечения для детей и родителей.
Оценка результатов
Способы оценки эффективности проекта
Эффективность проекта будет оцениваться педагогами, родителями и непосредственно детьми, участвующими в реализации проекта.
Будет осуществлено:
- тестирование воспитанников ;
- мониторинг интегративных качеств детей;
- анкетирование, опрос родителей по реализации проекта «Создание изостудии «Радуга».
Критерии эффективности реализации проекта
- проявление интереса к художественному творчеству;
- проявление творчества и активности на всех этапах работы с проектом.
Перспектива проекта
Дальнейшее развитие проекта «Создание изостудии «Радуга» служит мощным инструментом развития всех качеств личности одаренного ребенка и художественного самовыражения через участие воспитанников и педагогов в муниципальных, региональных, Всероссийских, Международных конкурсах.
Возможно привлечение спонсоров в целях финансирования реализации проекта «Создание изобразительной студии «Радуга».
Нормативно-правовая база
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (01.09.2013 г. № 273 - ФЗ).
-Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п. 1, 27, 29, 31);
-Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (24 июля 1998г «N 124-ФЗ);
-Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы (ООП) дошкольного образования.
-ООП дошкольного образования, составленная на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (Проект)
-Федеральная целевая программа «Одаренные дети»
- Устав МДОУ ДС № 42 «СВЕТЛЯЧОК», утвержден приказом Управления образования городского округа Клин от 13.03.2018г. № 43-7/О
- Основная образовательная программа МДОУ ДС № 42 «СВЕТЛЯЧОК», утверждена приказом заведующего от 31.08.2015г. № 35/О
Список литературы
1. Брыкина, Т. И. творчество в работе детей с различными материалами [текст] - М., 2012. - 80с.
2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [текст] - М. : Просвещение, 1991. - С. 56 - 60с.
3. Гербова, В. В. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада [текст] - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - С. 60 - 75с.
4. Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольника [текст] - М., 1996.-С. 45-47с.
5. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду [текст] -М. ,2010. - 125с.
6. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество [текст] - М., 2015.-110с.
7. Лилов, А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством [текст] - М. : Мозаика - Синтез, 2015. - 152с.