Маргарита Колчина
Проект совместной интегрированной деятельности детей и взрослых «Мяч помощник нам в игре, ты бери его везде!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект совместной интегрированной деятельности детей и взрослых
«Мяч помощник нам в игре, ты бери его везде!»
Актуальность проекта
Физическое воспитание должно выступать, как основной фактор повышения двигательных возможностей детей в подготовке их к жизни и, в последующем, к физическому труду.
Публикация «Проект совместной интегрированной деятельности детей и взрослых „Мяч помощник нам в игре, ты бери его везде!“» размещена в разделах
Спортивные игры решают многообразные двигательные задачи, обеспечивают гармоничное физическое развитие, совершенствуют умения и навыки в основных видах движений, развивают интерес и любовь к спорту. Поэтому приобщение детей к физической культуре и спорту является одним из приоритетных направлений.
Приобщение подрастающего поколения к спорту и физической культуре и является актуальностью данного проекта.
Игры в НОД с мячами различного веса и объема способствуют повышению уровня физического и психического развития ребенка. Вызывают огромный интерес к спортивным играм с мячом. Помогают адаптироваться ребенку в социальной среде, учат ребенка организовываться в процессе самостоятельной активной деятельности, развивают интерес к спортивным секциям, массовым спортивным мероприятиям.
Цели проекта : сохранение и укрепление здоровья детей через спортивные игры и упражнения с мячом.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Расширить знания детей о мяче.
2. Вызвать у детей интерес к спорту с помощью упражнений и игр с мячом.
3. Развивать физические качества детей.
4. Формировать двигательные навыки с мячом.
5. Учить детей играть коллективно, уметь принимать правильное решение в сложных ситуациях.
6. Обучать детей элементам спортивных игр с мячом (баскетбол, волейбол, футбол).
Участники проекта : дети старшей группы, родители (законные представители, воспитатели, инструктор по физической культуре.
Проблема проекта :
-дефицит движений у детей дошкольного возраста;
-незнание родителей и детей о значении мяча в развитии ребенка;
- недостаточное использование родителями в играх с детьми мяча;
- поверхностный интерес родителей и детей к играм с мячом
Тип проекта : спортивно-игровой, практико-ориентированный, среднесрочный.
Срок реализации проекта : один месяц (октябрь).
Ожидаемые результаты по проекту :
для детей : обогащение знаний детей об истории возникновения мяча, освоение детьми элементов спортивных игр с мячом, пополнение словарного запаса детей спортивной терминологией, увлечённое использование мячей детьми в группе, в самостоятельной деятельности, повышение уровня физической подготовленности детей. Формирование устойчивого интереса к непосредственной образовательной деятельности по физической культуре.
для педагогов: пополнение знаний об истории игр с мячом;
формирование сознательного отношения к собственному здоровью;
установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка.
для родителей (законных представителей) : информированность о разных мячах в спортивных играх, проявление интереса к занятиям физкультурой и спортом совместно с детьми, участие в посещении различных мероприятий в ДОУ. Желание родителей в дальнейшем обогатить дома спортивный уголок традиционными мячами, становление культуры здорового образа жизни в семье.
Продукты проекта :
- презентации: «История мяча», «Виды спорта с мячом»;
- выставка детского творчества: фотоколлаж, рисунки «Чтобы спортом заниматься»;
- спортивные развлечения: «Ты катись веселый мяч»,«Школа мяча», «Праздник мяча»;
-практикум с родителями «Спортивные игры, упражнения с мячом»;
В достижении целей и задач были использованы различные формы и методы работы с семьями воспитанников, которые реализовались по трем этапам.
1 этап - подготовительный
-Подбор изучение методической, художественной литературы;
-Составление плана работы в рамках проекта;
-Разработка методических материалов для реализации проекта.
2 этап -основной
-Проведение бесед с детьми: «Разные мячи – для разных игр»
«Как мяч влияет на развитие детей» (приложение 1).
Организация игр «В какие игры можно с мячом играть» (приложение 2).
Оформление коллажа «Чтобы спортом заниматься».
Разучивание стихов о мячах.
Изготовление книжки- малышка «Сказки о мячах» (приложение 3).
Анкетирование для родителей (законных представителей) «Играете ли Вы с ребенком дома в мяч».
Мультимедийные презентации:«История мяча», «Виды спорта с мячом»
Пополнение картотек «Игры с мячом».
3 этап - заключительный
Итогом проведенной работы: развлечение для детей «Праздник мяча».
Фотоколлаж «Эти разные мячи».
Список используемой литературы:
Э. Я. Степаненкова М. : Мозаика- синтез, 2006 Физическое воспитание в детском саду
О. Е. Громова Спортивные игры для детей М., 2003
К. К. Утробина Занимательная физкультура в детском саду М., Издательство ГНОМ и Д 2003
Осокина Т. И. «Физическая культура в детском саду». М. : Просвещение, 1978.
Осокина Т. И. ; Тимофеева Е. А. ; Фурмина Л. С. «Игры и развлечения детей на воздухе». - М. : Просвещение, 1978.
Вавилова Е. Н. ; Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет. Сада. – М. : Просвящение, 1983.
Интернет-ресурсы
Приложение 1
Первое знакомство с мячом является важнейшей формой психофизического развития ребенка. Игровая деятельность с мячами преобразуется в развивающую и даже оздоровительную. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилия с расстоянием, развивают выразительность движения, пространственную ориентировку. В играх с мячом развиваются физические качества ребенка: быстрота, прыгучесть, сила. У детей дошкольного возраста еще слабо развита способность к точным движениям, поэтому любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества. Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их проведения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Упражнения с мячами различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка готовящегося к обучению в школе. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма. При обучении игре в баскетбол используются самые разнообразные действия с мячом, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на все группы мышц ребенка, особенно важны мышцы удерживающие позвоночник при формировании правильной осанки.
Приложение 2
Увлекательные и интересные игры с мячом для детей 5 лет.
Игра с мячом
Количество играющих: 6-8 человек.
Все участники игры стоят в кругу, на расстоянии вытянутой руки друг от друга.
В центре круга — водящий. Водящий должен поймать мяч, который игроки перекатывают ударом ноги друг другу. Они могут послать мяч в любом направлении: вправо, влево, пересечь круг, но сами должны оставаться строго на месте и не касаться мяча руками: перекатывать можно только по земле, и только ногами.
Задача водящего — задержать мяч. Он может сделать это ногой, рукой, может только прикоснуться к мячу, может выбить его за круг.
Если водящему удалось задержать мяч, он встает на место того игрока, с чьей неудачной подачи ему удалось задержать мяч.
Передай мяч
Количество играющих: от 6 человек.
Разделите детей на две команды и постройте в две линии так, чтобы дети стояли друг за другом.
Дайте детям, стоящим первыми, мячи. Дети могут передавать мячи друг другу, присев на корточки. Когда мяч достигает последнего человека, он начинает передавать его вперед, но уже руками, высоко поднятыми над головой.
Мячи нужно передавать максимально быстро.
Команда, в которой мяч быстрее прошел этот путь, объявляется победительницей.
Мяч через ворота
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: мяч, кубики (кегли).
Дети стоят на ковре. Ставятся ворота из кубиков или кеглей. Задание: сидя на ковре лицом к воротам, прокатить мяч в ворота, не задев их.
Можно усложнить игру, построив за воротами мост (из кубиков или кеглей); нужно прокатить мяч через ворота, не задев их и не сломав мост.
Мяч толкаем, догоняем
Количество играющих: 2-6 человек.
Инвентарь: надувной мяч.
Ребенок передвигается на четвереньках и головой подталкивает перед собой большой надувной мяч, не касаясь его руками.
Поставьте перед ребенком какую-нибудь задачу, например, загнать мяч в угол.
Не урони мяч
Лежа на ковре (вытянувшись на спине, зажать мяч между ног.
Пусть ребенок попробует перевернуться на живот, не выронив мяча.
Городки
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: мячи, кегли.
Дети стоят либо сидят на скамейке или стульях, поставленных в один ряд. Впереди на расстоянии 1,5-2 м от них установлены «городки» (кегли, кубики и т. д.).
Играющие поочередно, прокатив маленький мяч по полу, стараются сбить цель — попасть в «городок».
После удачного попадания в цель «городок» переставляют на шаг дальше, игра продолжается.
Катание мяча
Количество играющих: 1-6 человек.
Ребенок катит три-четыре мяча взрослому (другому ребенку, который их ему сразу возвращает. По неожиданной команде «Стоп!» игра останавливается.
Выигрывает тот, у кого при сигнале «Стоп!» оказалось меньше мячей.
Упражнение с мячом
Попросите детей выполнять движения в соответствии с текстом:
В правую руку свой мячик возьми,
Над головою его подними
И перед грудью его подержи.
К левой ступне, не спеша, положи.
За спину спрячь и затылка коснись.
Руку смени и другим улыбнись.
Правого плечика мячик коснется
И ненадолго за спину вернется.
К правой ступне, и к левой ступне,
И на живот — не запутаться б мне.
Лови мяч!
Количество играющих: 2-6 человек.
Дети сидят на полу, на ковре, напротив друг друга, ноги согнуты в коленях, прижаты к животу. Движением ног вперед надо отбросить мяч к сидящему напротив со словами: «Лови мяч!». Тот ловит его руками, а затем ногами откатывает мяч обратно своему партнеру со словами: «Лови мяч!».
Игру можно усложнить: ловить мяч ногами; прокатывать его то одной, то другой ногой; сбивать мячом кубики или кегли, которые ставят на равном расстоянии между играющими.
После игры обязательно надо полежать на спине и расслабиться.
Мяч на голове
Соревнующиеся кладут на голову «бублик» сверху — мяч. С мячом на голове необходимо пройти или пробежать определенное расстояние.
Приложение 3
Сказка о мяче и о Вовке
Жил-был мяч. Круглый, блестящий, яркий: с красно-голубыми боками и золотистыми полосками посередине. Мяч занимал самое почетное место среди игрушек. В тонкой, шелковой сеточке, он спокойно висел на крючке, возвышаясь над ними, а машины различных марок, и даже оловянные солдатики, завидовали ему.
Жил-был Вовка, владелец этого мяча. Такой же круглый, румяный, с большими голубыми глазами. Вовке очень нравился его мяч. Он любовался им: иногда осторожно доставал его из сеточки, поглаживал его лаковые, прохладные бока, прижимался к нему пухлыми щечками и снова возвращал на место, красоваться над игрушками. Он берег его: никогда не ударил даже ладошкой, уж не говоря о том, чтобы пнуть ногой. Мяч никогда не ударялся об пол, и не взлетал ввысь, и не знал радости быть забитым в ворота, принеся мальчишкам счастливый гол! Однажды Вовка бережно вынес мяч во двор и не успел опомниться, как налетела ватага мальчишек и вышибла у него из рук его, красивый, блестящий, красно-голубой мяч! Мяч полетел, покатился, зазвенел под ударами рук и ног. Мяч ожил! Он сам натыкался на ребячьи ладошки, подлетал высоко к солнцу и стремительно носился по зеленой лужайке. Вовка со всех ног бросился на защиту мяча, остановил его стремительный бег, спас его от рук и ног, которые лупили и пинали. Крепко обняв мяч обеими руками, отнес домой. Бережно обтер тряпочкой и повесил на почетное место. Как-то раз Вовкина мама пошла на море и взяла с собой Вовку. Вовка не хотел расставаться со своим блестящим, красно-голубым мячом и взял его с собой. Там он положил мяч на песок, а сам побежал купаться. А мяч, вдруг покатился по песку к воде, в голубые волны, сверкая на солнце своими яркими боками. Вовка рванулся догонять, но мяч уже прыгал по волнам все, удаляясь и удаляясь в безбрежную синь, к горизонту, к солнцу! Вовка долго-долго бежал за ним, потом с отчаянием смотрел в след, пока его блестящий, красно-голубой мяч не исчез там, далеко у горизонта. Вовка безутешно плакал. Он никак не мог понять, почему мяч покинул его, ведь он так его любил, берег, спасал от рук и ног, которые лупили и пинали.
Сказка о мячике
Однажды маленькому Мальчику подарили мячи. Мячи были разные,- большие и маленькие, раскрашенные и спортивные, легкие и тяжелые. Мальчик был рад, у него просто разбегались глаза и он не мог никак выбрать с каким мячом ему поиграть. Он хватал все и и мячи раскатывались по комнате. Мальчик толкнул рукой большой оранжевый баскетбольный мяч и тот отскочил подпрыгивая в угол. "Мальчик будет баскетболистом!"- подумал оранжевый мяч и еще больше округлился от гордости. Мальчик схватил теннисный желтый мячик и размашисто кинул его в диван. "Он будет теннисистом!"- с гордостью подумал теннисный мячик и закатился в угол. Потеряв теннисный мячик, Мальчик задел ногой, сшитый из кожи, футбольный мяч. "Да, может ты и станешь футболистом, но пинать меня тебе еще рано!" - фыркнул кожаный мяч и покатился под шкаф. Потеряв интерес к раскатившимся мячам, мальчик схватил в руку небольшой, аляповато раскрашенный, резиновый мячик и улыбнулся. Резиновый мячик отразил улыбку и заискрился разноцветными блестками, он ничего не подумал, он был просто рад, что с ним играют.
Прошло время, мячи часто собирались в коробке для игрушек и хвалились друг перед другом, как здорово они прячутся от мальчика, и как они такие большие и упругие быстро ускакивают от непоседы. Только разноцветный резиновый мячик забивался в угол и думал, - "Как хорошо когда в твоих резиновых боках отражается детская улыбка. Мальчик рос, мячики старели, баскетбольный мяч все чаще жаловался, что он утратил свою форму, а им так и ни разу не кинули в кольцо, футбольный мяч стонал о разошедшихся швах и потрескавшейся краске, и рассказывал о том как когда то давно мальчик задел его ногой, теннисный мячик покрылся серой пылью и стонал о том, что ни разу не стукнулся о теннисную ракетку, мячи жаловались так заунывно, что у других игрушек появлялись мысли о том, что "Как хорошо, что мы не мячи! - им так тяжело, так грустно!". А маленький резиновый мячик с поблекшими красками тихо лежал на полке среди книг и думал о том как здорово шлепнуться с полки и неуклюже прыгать по полу, о том как мальчик возьмет его в ванную комнату и будет играть в подводную лодку, о том как мама мальчика будет рассказывать своему сыну о планетах и кружить мячиком вокруг лампы. В один день мальчик заболел, мама поила его теплым чаем и в ее глазах отражалась грусть. Мальчик не хотел есть, не хотел играть и совсем не улыбался, он по долгу смотрел в окно, где другие дети играли во дворе и грустил. Игрушки смирно сидели в ящике и тихо шептались, а ворчливые мячи бурчали о своей невыносимой доле и несчастной судьбе. Лишь только разноцветный резиновый мячик выглядывал из за цветов на подоконнике. На тополь за окном села сорока и, чтобы лучше рассмотреть ее, мальчик пододвинул цветок сорока тут же улетела и мальчик проводил ее грустным взглядом, он опустил глаза,- на подоконнике лежал пестрый резиновый мячик и разноцветные пятна на нем были точь в точь как улетающая сорока, лучик солнца коснулся мяча и блестки заискрились как звездочки, мальчик схватил мячик в свои ладони, сжал его и на резиновом боку с улетающей сорокой отразилась детская улыбка усеянная искорками солнечныхблестинок.
Сказка для детей про кота-футболиста
В одном городе стояли многоэтажные дома. Около каждого дома был двор, в котором были детские площадки, деревья и было много интересных мест. В одном таком дворе жил кот. Это был большой рыжий кот с яркими зелеными глазами. Грязная шерсть у него висела клочками, а одно ухо было порвано — пострадало в драке. Люди, которые жили рядом, приносили коту еды. Но взять его домой никто не хотел, ведь он был таким грязным. Поэтому кот жил на улице. Летом было проще — ночью он забирался на дерево и спал там, а зимой приходилось искать какую-то теплую коробку. Если утром кто-то приносил еду, кот радовался, если нет — искал что-то съедобное в ближайшей помойке. Несладко жилось коту — мусорные ящики во дворе стали накрывать крышкой, чтобы животные не разбрасывали мусор. И тогда кот научился доставать еду из самых узких щелей с помощью хвоста. Через какое-то время хвост у кота стал таким сильным, что он даже мог отбиваться им от собак. А добывать пропитание стало совсем не сложно. И вот одним летним днем кот сидел во дворе. Солнце было высоко на небе и согревало землю, и он спустился со своего дерева, чтобы полежать на теплом асфальте. В это время во дворе играли мальчишки. Они взяли у кого-то футбольный мяч, разбились на две команды и теперь с криками бегали, пытаясь забить гол. Рыжий кот лежал в стороне и никому не мешал. Он уже почти начал засыпать, как вдруг услышал шум. Приоткрыв один глаз, он увидел, что прямо на него катится мяч и бегут мальчишки. Другой кот на его месте испугался бы, но рыжий вырос на улице и ничего не боялся. Своим сильным хвостом кот отбил мяч, и он полетел в другую сторону. Все мальчишки побежали за мячом, и только один отделился от компании и подошел к коту. Этот мальчик, Коля, очень удивился тому, как кот совершил такой трюк. Он погладил кота, а потом зашел в дом. В квартире Коля рассказал о случившемся маме и попросил ее разрешить взять домой кота. Мама была не против. Мальчик тут же спустился во двор, взял кота и понес его в квартиру. Никогда раньше кот не был так счастлив. Теперь его кормили несколько раз в день, у него была мягкая подстилка. А самое главное — его гладили и любили. Если же кот хотел развлечься, он выходил во двор и играл в футбол вместе с детьми. Хвостом отлично получалось забивать голы!Через месяц Коля пригласил к себе в гости всех мальчишек из двора. Когда они зашли в квартиру, из кухни им навстречу вышел настоящий красавец — пушистый, с длинными усами и с довольными зелеными глазами. Так обычный дворовый кот стал известным благодаря своему сильному хвосту и нашел хозяина.
Футбольный мяч
Как-то раз мальчику Лёше на день рождение подарили футбольный мяч. Правда Лёшка играть в футбол еще не умел, но очень хотел научиться. Вышел он на улицу и созвал своих друзей - чтобы и они порадовались этому событию. Мальчишки вышли и стали просить погонять мяч, потому что они уже когда-то учились играть с папами. И Лёшка им сказал, что если они его научат, что он с радостью даст им побегать с мячиком по футбольному полю. Поэтому они всей гурьбой побежали на окраину - туда, где обычно по вечерам взрослые дядьки играли в футбол. Лёшка почти сразу понял, что игра-то не простая, потому что ему очень больно попало мячиком по ноге, когда он пытался его отобрать у соперника. Лёшка, всхлипывая, попрыгал на одной ноге за пределы футбольного поля. Только долго сидеть он там не смог - пересилив боль, рванул помогать своей команде. Именно с этого дня Лёшка перестал быть обычным болельщиком, его ребята приняли в команду и они отлично побеждали всех соперников с соседних улиц. А если бы родители вместо мяча подарили ему щенка? Кем бы он стал, а?