Андреева Наталья
Творческий проект «Сороки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Сороки»
Тип проекта : творческий.
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Продолжительность проекта :краткосрочный.
Актуальность проекта.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является Сороки или по-другому «Жаворонки». Старинный праздник Сороки (22 марта) сейчас почти забыт, а для наших предков это был день встречи весны. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Организуя проект «Сороки», мы поставили перед собой цель познакомить детей с обычаями и традициями празднования народного праздника через заклички, поговорки, пословицы, приметы, русские народные игры, ввести детей в обстановку старинных русских обрядов.
Публикация «Творческий проект „Сороки“» размещена в разделах
Цель и задачи.
Цель:
Приобщение детей дошкольного возраста к жизни русского народа, его нравственным ценностям, традициям, особенностям культуры.
Задачи:
1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры.
2. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
3. Формировать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
Этапы реализации проекта
1 этап — подготовительный
— обсуждение проекта,
— выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
— подбор песен, танцев, игр, потешек.
2 этап – основной: совместная деятельность родителей и детей.
—подготовка выставки.
— рассматривание иллюстраций о весне, о птицах;
— заучивание песен, потешек, закличек о весне, о птицах;
— совместное рисование с детьми
— лепка из соленого теста «Жаворонок» с детьми;
3 этап – заключительный:
-подведение итогов;
-выставка работ.
План реализации проекта :
• Рассматривание иллюстраций «перелетные птицы»
• Беседа: «В далекие времена», «Признаки весны», «Зарождение жизни», «Перелетные птицы», «Наш край»
• Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Времена года», «Весна»
• Подвижные игры: «Горелки», «Золотые ворота» и др.
• Художественное творчество : рисование птиц, работа с соленым тестом;
• Прослушивание музыкальных произведений: «Времена года» П. И. Чайковский, «Песнь жаворонка»
• Разучивание потешек, песен, загадок, поговорок
Планируемый результат:
1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
2. Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
3. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках.
Приложение
Подвижная игра "Горелки"
Задачи: упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры.
Описание: В игре принимают участие нечетное количество детей, которые становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий, который смотрит вперед. Дети хором повторяют слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз! Два! Три! Беги!
Как только участники произнесут слово «Беги!», стоящие в последней паре в колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны вперед, один с правой стороны, другой — с левой. Их задача — выбежать вперед, встать перед водящим и снова взяться за руки. Водящий, в свою очередь, должен поймать кого-то из этой пары до того момента, как они возьмутся за руки. Если получится поймать, то водящий с пойманным образует новую пару, а участник, оставшийся без пары, теперь будет водить.
«Золотые ворота»
Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой.
Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят:
Ай, люди, ай, люди,
Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
Получились не простые,
Золотые ворота!
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Правила игры: Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно.
«Ласточки и ястребы»
Цель: развивать внимание; упражнять в быстром беге; развивать ориентировку в пространстве, внимание.
Описание игры: игроки делятся на 2 команды и становятся в два ряда спиной друг к другу. В одном ряду – “ястребы”, в другом – “ласточки”. Ведущий называет одну из команд. Та команда, которую назвали, догоняет другую. Пойманные становятся пленниками ловящих. Выигрывает та команда, в которой к концу игры оказывается больше игроков.
Методические указания: внимательно слушать водящего, убегая, стараться не наталкиваться друг на друга (повторить 3-5 раз).
Загадки
Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка)
Над вешним привольем,
Над широким полем
Раздаются его трели,
Словно нежный звук свирели. (Жаворонок)
Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (Ласточка)
«Гуля-гуля, Гуля-гуля!» —
Позовет меня бабуля.
Нету бабушки добрей:
Она кормит. (голубей).
Словно кошки не боится —
Собирает крошки,
А потом на ветку — прыг
И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей)
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее. (ворона).
Кто присел на толстый сук
И стучит: тук-тук, тук-тук? (Дятел)
Угадай, какая птица —
Бойкая, задорная,
Ловкая, проворная?
Звонко тенькает: «Тень, тень!
Как хорош весенний день!» (Синица)
Кто летает, кто стрекочет —
Рассказать нам новость хочет? (Сорока)
Стихи
Возвращаются певцы
От полуденных лучей
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький
Вырос на проталинке.
Возвращаются скворцы –
Работяги и певцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
И малиновка и дрозд
Занялись устройством гнё зд:
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
(Г. Ладонщиков)
Ласточка
Травка зеленеет,
Cолнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей.
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой.
(А. Плещеев)