Приложение МААМ

Проект «Следы на снегу»

Татьяна Андреева (Прудникова)
Проект «Следы на снегу»
▼ Скачать + Заказать документы

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Кемеровский государственный университет»

Институт профессиональной ориентации

VIII Областная научно-практическая конференция «ДИАЛОГ»

зоология

СЛЕДЫ НА СНЕГУ

Автор: Ливинцев Фёдор

Витальевич

Класс: 2 «б»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8»

Город: Топки

Научный руководитель:

Андреева Татьяна Александровна, учитель начальных классов

КЕМЕРОВО 2019

Публикация «Проект „Следы на снегу“» размещена в разделах

Содержание

Введение….…. 3

1. Сведения о следах животных в специальной литературе ….4

2. Изучение следов животных в зимнем лесу (территория базы отдыха «Лесная», окрестности д. Осиновая грива) ….….…7

Заключение…9

Список литературы….10

Приложения…. 11

Введение

Когда мне было года четыре, мы всей семьей ходили на прогулку в лес на лыжах. Там я впервые заметил, что на снегу множество непонятных ямок, точек и полосок. Родители объяснили, что это следы различных зверей и птиц. А папа (он у меня охотник, увидев мою заинтересованность, принялся рассказывать: где, чей след, и где лесные жители ходили, прыгали и летали.

А в этом году, приехав на прогулку по базе отдыха «Лесная», находящейся в окрестностях нашего города Топки, я вновь увидел следы на снегу, и мне захотелось разобраться в этих непонятных знаках подробнее. Я решил заняться их исследованием самостоятельно. Ведь кто не умеет «читать» следы зверей и птиц, ходит в лесу как слепой.

Цель исследования : Распознать зверя, его повадки и настроение по оставленным им следам.

Задачи исследования :

1. Изучить литературу и другие информационные источники, содержащие сведения о следах животных;

2. Получить информацию о животных, обитающих в нашей местности, от охотников;

3. Изучить следы животных, оставленных на снегу в окрестности базы отдыха «Лесная», в лесу в районе д. Осиновая грива;

4. Соотнести теоретические знания о следах животных, полученных из литературы с самостоятельными практическими исследованиями.

Гипотеза:

Если я научусь различать следы животных на снегу, я больше узнаю о самом животном и буду лучше ориентироваться в зимнем лесу.

Я думаю, что мои исследования будут интересны не только мне, но и моим одноклассникам.

Сведения о следах животных в специальной литературе

У моих бабушки и дедушки мы с родителями нашли книгу Н. А. Зворыкина «Избранные произведения», книга оказалась их ровесницей, и была подарена моему прадедушке (заядлому охотнику) его другом в далёком 1955 году. В ней опубликованы короткие охотничьи рассказы о разных животных, их повадках, среде обитания. Я читал её с большим интересом, рассматривал рисунки с изображениями зверей и птиц, оставленных ими следов. Когда мне предложили поучаствовать в муниципальной научно-практической конференции, я решил, что возьмусь за исследование темы «Следы животных», и информация из книги Н. А. Зворыкина мне очень пригодится. Я так же обратился к энциклопедии В. М. Гудкова «Следы зверей и птиц». И вот что узнал: под следом подразумеваются те изменения и признаки, которые зверь делает, оставляет на снегу, земле, траве, деревьях и вообще на тех предметах, к которым прикасается.

Из данных книг я выяснил, что легче всего следы зверей и птиц обнаружить в зимнем лесу, поэтому в данной работе будут рассмотрены следы животных оставленные ими на снегу.

Дикие животные ведут скрытный образ жизни. Благодаря хорошо развитому чутью, слуху и зрению звери и птицы замечают человека раньше, чем он их, и если они сразу не убегают или не улетают, то затаиваются, и поведение их становится необычным. Разгадать тайны жизни зверей наблюдателю помогают следы их жизнедеятельности. Под этим подразумевают не только отпечатки конечностей, но и все изменения, которые животные вносят в окружающую природу. Чтобы правильно использовать обнаруженные следы, надо знать, кому они принадлежат, как давно они оставлены, куда животное направлялось, а также способы его передвижения.

Как же научиться распознавать следы животных? Для определения свежести следа необходимо знать биологию животного, состояние погоды в данный момент и другие сведения.

Например, утром обнаружен след зайца, не припорошенный снегом, выпадавшим накануне. Свежесть следа не вызывает сомнения - он ночной. Свежесть следа можно определять и на ощупь. На морозе в сухом снегу свежий след не отличается по рыхлости от поверхности окружающего снега. Спустя некоторое время стенки следа затвердевают, и тем сильнее, чем ниже температура, - след «черствеет». Любой другой след, оставленный крупным зверем, со временем становится более жестким, и чем больше времени проходит с момента образования следа, тем он становится жестче.

Следы мелких зверей, оставленные на поверхности глубокого снега, не твердеют. Эти знания помогают охотнику выяснить, был ли зверь здесь с вечера или прошел час тому назад. Если след старый, более суток, то выслеживать оставившего его зверя бесполезно, он уже далеко. Если же оставленный след свежий, то зверь может находиться где-нибудь поблизости. Свежесть следа можно определить ещё одним способом - нужно тонкой веточкой разделить след. Если след легко делится, то он свежий, если не делится - старый, ему более суток.

Чтобы определить направление движения животного, надо знать особенности постановки конечностей разных зверей. Присмотревшись к одиночному следу крупного животного, оставленного в рыхлом глубоком снегу, можно заметить отличие между стенками следа по ходу животного.

С одной стороны они более пологие, с другой покруче. Эти различия возникают потому, что звери опускают конечности (ногу, лапу) полого, а вынимают их из снега почти вертикально вверх. Иногда, чтобы точно определить направление движения зверя, необходимо его поторопить, наблюдая за почерком следовой дорожки.

Походка зверя, или передвижение, сводится к двум типам: медленному или умеренно быстрому передвижению (шаг, рысь, иноходь) и быстрому бегу последовательными прыжками (галоп, карьер). Звери с удлиненным телом и короткими конечностями чаще всего передвигаются умеренным галопом. Они одновременно отталкиваются задними конечностями и попадают точно в отпечатки передних конечностей. Наслед (отпечаток) при таком аллюре представляет собой парные отпечатки только задних конечностей (оставляют большинство куньих). Иногда при медленном галопе одну или обе задние лапы зверек не доносит до отпечатков передних, и тогда появляются группы следов по три и четыре отпечатка, называемые трехчетки и четырехчетки. Реже длиннотелые и коротконогие зверьки переходят на карьер, и тогда в прыжке они ставят задние лапы впереди передних, и потому отпечатки задних лап стоят впереди передних (оставляют зайцы, белки).

После изучения данной информации я приступила ко второму шагу своего исследования – на практике попробовать «прочитать» следы животных.

Изучение следов животных в зимнем лесу (территория базы отдыха «Лесная», окрестности д. Осиновая грива)

На базе отдыха «Лесная» (рис. 1 Приложения, расположенной вблизи моего родного города Топки, я увидел на снегу небольшие следы. Вспомнив рисунки из прочитанных мною книг, я предположил, что это беличьи следы. Белок прошлым летом мы с родителями видели в городе Ленинск-Кузнецкий, там они живут в специальном вольере. Я видел, как они передвигаются по земле. Папа рассказал, что и зимой белки передвигаются по снегу легкими скачками. Прыжки зверька напоминают игру в чехарду. Белка, опершись на передние лапки, задние проносит дальше по ходу. Из-за этого на следах отпечатки более крупных задних лап оказываются впереди следов маленьких передних лапок. Научившись безошибочно узнавать беличьи следы, нетрудно отыскать и другие следы деятельности этих грызунов. Прежде всего, это погрызенные зверьком шишки хвойных деревьев, семена которых являются основным кормом для большинства белок в зимнее время. Покусанные шишки я тоже видел на снегу.

Ёще одним местом моего практического исследования стала местность

вблизи деревни Осиновая грива Топкинского района. Туда я попал вместе с папой и его другом – любителями охоты. Пообщавшись с ними, я узнал, что зимой в наших окрестностях обитает множество животных и птиц. Это косули, лоси, куницы, кабаны, лисы, зайцы, белки, глухари, тетерева, куропатки, снегири, синицы, голуби. А так же бобры, барсуки, суслики и сурки, но их зимой мы не увидим так как они спят.

Первой моей находкой на данной территории были следы зайца. По всей видимости это был заяц-беляк. Из рассказа охотников я запомнил, что у беляка лапы шире и круглее, пальцы раздвинуты довольно широко, а потому и след лап беляка на снегу почти круглый. У зайца-русака, напротив, лапа сравнительно уже, пальцы поставлены близко один к другому, а потому и след более вытянутый и овальный. В числе повадок зайцев очень интересна их привычка петлять не только во время погони за ним хищника, но и перед лёжкой на днёвку (дневной сон, так как заяц - зверёк ночной. Заяц не ляжет, не выполнив эту необходимую привычку. Петлять - значит ходить вперёд и назад по своему следу сбивая с толку хищников и охотников. В лесу мне удалось обнаружить и сфотографировать «зимний домик» зайца (рис. 2 Приложения).

Изучая заячьи следы в тот день, у меня сложилось впечатление, что он от кого-то убегал, так как следы друг от друга находились на большом расстоянии. Наверное, его напугала лисичка. Мои догадки оправдались. Пройдя немного, я увидел и её следы (рис. 3 Приложения). По следу лисы можно определить и её настроение. Наша лиса перебиралась шагом, т. е. она готовилась напасть на свою добычу. След лисьей лапы, как правило, около 5-6 см. Длина шага составляет от 30 до 40 см. Уходя от преследования, лиса совершает достаточно длинные (до 3 м) прыжки и броски вперед, вправо или влево - под прямым углом к направлению движения. А добычей для неё являются в основном мыши. Процесс когда она охотится на мышей, называется «мышкование». Следы мышей еле заметны на снегу, но и их я сумел разглядеть и сделать их фото (рис. 4, 5 Приложения). Следы мыши на снегу сложно перепутать со следами других животных. Выглядят они как маленькая череда небольших отметин на заснеженной поверхности.

Заключение

Я считаю, что поставленной цели данного исследования я добился. Научился распознавать зверя, его повадки и настроение по оставленным им следам. Стал лучше ориентироваться в зимнем лесу, узнал много о привычках животных, обитающих в наших местах. В этом не помогли как информационные источники - книги, Интернет, так и собственные практические исследования на местности.

Родители меня называют «маленьким следопытом». В будущем, когда я стану старше, хочу стать охотником, как мой папа. Знания, которые я получил, работая над исследованием, помогут мне выслеживать зверя.

Считаю, что мои исследования не закончались, так как я успел изучить небольшое колличество животных. Уже этим летом я обязательно займусь изучением следами зверей и птиц, оставленными на земле и растениях. И осенью буду готовить работу о следах в летнем и осеннем лесу.

Список литературы

1. Н. А. Зворыкин, Избранные произведения. Москва:Физкультура и спорт, 1955. 355 с.

2. В. М. Гудков, Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочник-определитель. Москва: Вече, 2008. 624 с.

Приложения

Фото 1. База отдыха «Лесная»

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Следы на снегу» с детьми первой младшей группы «Следы на снегу». ОО «Художественно-эстетическое развитие» Образовательные области: «Художественно- эстетическое развитие», «Познавательное.

Дидактическая игра «Чьи следы?»Дидактическая игра «Чьи следы?» Цель игры: Закрепить знания детей дошкольного возраста о диких животных и птицах, уметь отличать следы диких животных, человека и птиц на.

Фотоотчёт ко Дню зимних следопытов на МAAM «Угадай, чьи следы?»Фотоотчёт ко Дню зимних следопытов на МAAM «Угадай, чьи следы?» Зима – самое любимое время года для детей. Игры - забавы со снегом, строительство снежных построек, катание на лыжах, на коньках, по.

Конспект прогулки «Следы птиц на снегу» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Развивать наблюдательность, закреплять умения распознавать следы на снегу. Ход прогулки. -Ребята, пойдёмте покормим наших пернатых.

Краткосрочный проект в группе раннего развития «Дерево в снегу»Краткосрочный проект в группе раннего развития «Дерево в снегу» Краткосрочный познавательный проект в группе раннего развития "Дерево в снегу" Цель: закрепление у детей знания.

Лэпбук «Следы невиданных зверей»Лэпбук «Следы невиданных зверей» Добрый вечер! Представлю в этот раз лэпбук, в котором собрана вся информация про следы животных и птиц. Получился он совершенно неожиданно.

Напольная игра «Разноцветные следы»Напольная игра «Разноцветные следы» Поверхность пола, ты так безгранична! Использовать тебя вполне логично. Придумывай, рисуй, играй, Себя и друга развивай! Движение является.

Наблюдения на прогулке «Читаем следы на снегу». ФотоотчётНаблюдения на прогулке «Читаем следы на снегу». Фотоотчёт Весной очень интересно наблюдать с детьми за снегом. Снег становится тёмным, рыхлым, грязным, а если выпадает мокрый весенний снег, но.

Проект «Следы на снегу»Проект «Следы на снегу» .

Рисование «Следы в лесу»Рисование «Следы в лесу» Рисование – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Следы на снегу»
Опубликовано: 9 октября 2023 в 19:45
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Следы на снегу»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Андреева (Прудникова) (УИ 242623) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД