Наталья Андронова
Проект «Скоро в школу» как средство реализации преемственных связей между дошкольным и начальным общим образованием
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И для нас не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Нелегко приходится и родителям, но у будущего школьника забот куда больше, чем у папы с мамой: он открывает для себя совершенно новый мир. В нашем учреждении воспитываются дети с 4 лет. В 7 лет они переходят в 1 класс нашей прогимназии. Мы стараемся обеспечить преемственность и успешную адаптацию при переходе из детского сада в школу.
Публикация «Проект „Скоро в школу“ как средство реализации преемственных связей между дошкольным и начальным общим образованием» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Проекты
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
Что такое учиться? Весело это или скучно? Трудно или легко? Отвечая на эти вопросы, мы, воспитатели, показываем детям, что, прежде всего, это ответственность. Ребёнок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо» ведь в первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь. Наша задача - настроить ребёнка на ежедневный труд и показать ему, что он сможет всё, если постарается.
Главное, что необходимо ребёнку, - это положительная мотивация к учению. Мы с вами знаем, что большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определённое представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, который получает отметки.
Учителя отмечают, что у дошкольников не всегда сформировано положительное отношение к новому образу жизни, изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Да и практика прошлых лет была нацелена преимущественно на интеллектуальную подготовку детей к школе, педагоги-дошкольники мало внимания уделяли формированию внутренней позиции будущего школьника.
В нашем образовательном учреждении вопросы подготовки детей к школе и преемственности являются ключевыми. Для их решения мы используем разные формы работы как с детьми и их родителями, так и с педагогами прогимназии.
Учитывая то, что в последнее время в практике образования метод проектов - это еще и показатель прогрессивной методики обучения и развития детей, подготовка детей к школе на основе данного метода представлялась нам наиболее эффективной. Нами был разработан и реализован проект «Скоро в школу». В проекте принимали участия мои воспитанники, дети подготовительной к школе группы и мои выпускники, учащиеся 4-го класса прогимназии, их родители, и педагоги: воспитатели, специалисты и учителя прогимназии.
В нашем проекте мы охватили все образовательные области. Знакомясь с окружающим миром, мы с детьми ходили на экскурсию в школьный блок нашей прогимназии. Посетили уроки, познакомились с учителями. В беседах мы познакомились со школьными профессиями, узнали кто такие первоклассники и что же такое школа. Выяснили, что главная школьная профессия – это учитель, есть еще директор, но он не учит детей, а помогает учительнице.
Развивая речь, мы составляли монологические рассказы «Почему я хочу учиться в школе». Представляли с детьми, каким будет первый их день в школе. Так же заучили много пословиц и поговорок на эту тему. Например, «Кто не стыдится спрашивать, узнает многое, а кто стыдится спрашивать, забудет про то, что знал».
Очень нравилось детям художественное творчество. Мы лепили из пластилина алфавит. А ребята проявили инициативу и еще слепили начальные буквы своего имени.
Когда мы рисовали свой будущий портфель, фантазия разыгралась не на шутку! Дети обсуждали, какого цвета будет портфель, с каким рисунком, большой или маленький…
Много рассуждений было, кода мы фантазировали на тему «Кем я хочу быть». Тут и дрессировщица кошек, и повар, и ветеринар, и учитель, и врач, который операции делает. Уже осознанно дети задумались, кем они ХОТЯТ стать. Меня очень порадовало, что не было Супергероев и Бетменов.
Также очень много внимания уделялось математическому развитию. Ребята работали в тетрадях в клеточку (подробно расскажет об этом моя коллега, заучивали скороговорки и пословицы о цифрах, участвовали в математических викторинах.
В совместной деятельности ребенка со взрослым мы проводили беседы о том, какие предметы-помощники есть в школе, обсуждали правила поведения со сверстниками, представляли себе школу прошлого и сравнивали ее со школой настоящего времени. А потом ребята решили немного пофантазировать и стали придумывать, чего бы им хотелось видеть в школе будущего. Тут оказалось и шоколадки по утрам, чтоб не было таких отметок как «2», но самое главное, чтобы учителя их любили и были веселыми и добрыми.
Также очень интересно было, когда мы проигрывали разные проблемные ситуации: «Телефоны помощи», «Я упал», «Волшебные слова».
Во время непосредственно образовательной деятельности ребята изготовили книжки-малышки и подарили их детям из младшей группы. Сделали закладки для книг, стаканчики для карандашей.
Также мы много читали о школе, произведения В. Осеевой, В. Драгунского, А. Барто, Н. Носова, Ю. Коваль, В. Голявнина.
Детям, в ходе реализации проекта, предлагались различные развивающие игры по обогащению словаря, по грамматике, логике, на развитие внимания и памяти.
Развивая мелкую моторику, составляли цифры из счетных палочек, занимались тушевкой и штриховкой, писали диктанты по клеточкам.
Были у нас и развлечения. Дети просматривали мультфильмы и презентации на школьную тему. Например, «В стране невыученных уроков», «На задней парте». Научились разгадывать ребусы.
А еще к нам приходили ученицы нашей школы. Они вместе со своим учителем придумали загадки, смешные стихи про школу, давали разные веселые советы. А потом сделали с нашими ребятами поделку, оригами.
Подвижные и сюжетно-ролевые игры возникали одна за другой: «Кто быстрее соберет портфель», «Игровая переменка», «Библиотека». Эта игра возникла после посещения библиотеки им. Бажова. Ребята сделали формуляры, выбрали библиотекаря и старались даже соблюдать тишину в своей библиотеке.
В самостоятельной деятельности ребята играли в школу и много занимались художественным творчеством на школьную тему.
Конечно же, большой вклад в организацию проекта внесли наши родители. Для них было подготовлено много наглядной информации. Это папки-передвижки: «А вы готовы к школе?», «Как правильно организовать свободное время ребенка?», «Психологическая готовность ребенка к школе» и т. д.
Совместно с педагогом-психологом была подготовлена и представлена литература на тему «Как подготовить ребенка к школе».
На родительском собрании мы обсудили вопрос «Ваш ребенок – будущий первоклассник». Наших родителей очень волновали вопросы «Как научить усидчивости?», «Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к школе», «Где набраться терпения?»
В рамках Академии прогимназического образования проходил для родителей психолого-педагогический клуб «По пятницам» на тему «Психологическая готовность ребенка к школе». Во время работы клуба обсуждались составляющие психологической готовности ребенка к школе. А во время практической части, родители и их дети, вместе писали графический диктант, разгадывали ребусы, загадки, а потом разыгрывали немую сценку из любимых сказок.
Также наши родители участвовали в спортивном мероприятии вместе с детьми, в Дне здоровья. А как гордятся своими родителями их дети! Мы это увидели, когда сделали вместе с родителями стенгазету «Мы тоже были школьниками». Одна мама даже написала небольшое сочинение на эту тему. В котором она описала, как здорово было учиться, кто такие пионеры и комсомольцы и для чего они были нужны.
В завершение проекта была организована выставка детских работ «Мы хотим в школу».
В конце учебного года была проведена психолого-педагогическая диагностика, которая показала, что у детей сформирован учебно-познавательный мотив и все дети готовы к школе.
В начале учебного года была проведена диагностика адаптации первоклассников к школе. По ее результатам бывшие воспитанники детского сада показали высокий уровень сформированности внутренней позиции школьника (учебной мотивации, коммуникативных умений, умения выполнять работу по инструкции учителя и самостоятельно, т. е. регулировать свою деятельность.