Татьяна Шабалова
Скоро в школу!
▼ Скачать + Заказать документы
Скоро в школу!
«Быть готовым к школе – не значит
уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит
быть готовым всему этому научиться».
(Венгер Л. А.)
Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. Но вот проходит несколько недель, и малыш уже без особой охоты собирается утром в школу. С понедельника начинает мечтать о выходных, а из школы приходит скучный и напряженный. В чем же дело? А дело в том, что не оправдались ожидания ребенка, связанные с новой интересной жизнью, а сам он оказался не совсем готовым к той реальности, которая называется «школьные будни».
Публикация «Скоро в школу!» размещена в разделах
Почему же такое может произойти? Потому что дети представляют себе школу как что-то очень интересное и связывают поступление в первый класс с положительными переменами в их жизни. Далеко не все ребята понимают, что школьная жизнь - это прежде всего труд. Такой же труд как трудовая деятельность взрослых людей, не всегда интересная и не всегда приятная. В первые месяцы обучения вдруг оказывается, что бойко читающие и хорошо считающие дети не проявляют интереса к учебе, нарушают на уроке дисциплину. Ребёнок не готов к школе психологически. Психологическая готовность к школе это :
1. Интеллектуальная готовность.
2. Личностная готовность
3. Социальная готовность.
4. Эмоционально-волевая готовность.
В течение учебного года развитие интеллектуальной сферы в нашем дошкольном учреждении осуществлялось в непосредственной образовательной деятельности, в игровой и свободной деятельности детей. Дети познакомились с информацией и усвоили знания различных областей: широкий круг знаний о окружающем мире, грамоте, математике, литературе, художественно - эстетической сфере.
На занятиях «Интеллектика». (На основе программы А. А. Гин «Мир логики» у детей развивались мыслительные способности:
Используя различные дидактические игры и упражнения, у детей целенаправленно формировались мыслительные операции.
Составление рассказов по серии последовательных картинок способствовали развитию умения устанавливать причинно-следственные связи.
Использование игровых приёмов, в том числе как «Чёрный ящик», «Вопрошай – ка», в которых правила игры предполагают развитие умения задавать нужный вопрос, слышать ответы других, помогали детям развивать любознательность, речемыслительную активность.
Сложные мыслительные процессы анализа и синтеза формировались при определении детьми понятий, интерпретации пословиц, а также развивалось умение понимать скрытый смысл, рассматривать ситуации с различных сторон. Развивалось умение рассуждать.
Мишель, де Монтель говорил: «Мозг хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг хорошо наполненный»,
Такие методы и приемы по развитию мыслительной деятельности, сообразительности, внимания и графомоторных функций, как гимнастики Брейн-Джим, кинезиологические упражнения разработанные Полом Деннисом, приёмы Даббл Дудел «Симметричное рисование» для развития произвольной памяти использование технологии мнемотаблиц, делают процесс подговки к школе более увлекательным.
Интеллектуальная готовность к обучению в школе включает и формирование предпосылок универсальных учебных действий, которые заключаются
умение учиться, учить себя;
-умение работать самостоятельно;
- умение применять знания в практической деятельности;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения;
- адекватно оценивать процесс и результат своей деятельности;
- быть ответственным.
Одной из главных задач в личностной готовности к обучению в школе формирование образa школьника в качестве человека, имеющего круг прав и обязанностей, занимающегося в общественном месте, общественно-значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком, как адекватный для него путь к взрослости.
Будущему школьнику необходимо стремление к познанию, в школу он идёт, чтобы многое узнать, стать образованным человеком. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Главным девизом ребёнка становится девиз – «Хочу всё знать!»
Личностная готовность к школе включает также определенное отношение ребенка к себе, адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т. е. определенный уровень развития самосознания.
Социальная зрелость связывается с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям школьной группы, а также со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения, умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
В течение учебного года дети, знакомясь с героями сказок Панфиловой «Лесная школа», учились выстраивать отношения со взрослыми и сверстниками, выучили школьные правила, узнали, что такое ответственность, учились делать выбор в проблемной ситуации.
Эмоционально - волевой компонент готовности к обучению в школе формировался в процессе различных видах деятельности, в групповой и индивидуальной работе. При выполнении самостоятельной работы дети учились правильно реагировать на трудности.
В игровых упражнениях, анализируя поступки героев рассказов, притч, коррекционных сказок, формируется умение понимать, контролировать и регулировать своё поведение в различных ситуациях.
Проблема готовности ребёнка к школе существовала всегда, но понимание проблемы постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если сначала внимание учёных, психологов и педагогов было сосредоточено на том, какие знания и навыки необходимо дать дошкольникам, то сейчас на первое место выдвигается вопрос о том, какие условия нужно создать для того чтобы обеспечить эффективное развитие и успешное обучение и воспитание будущего школьника. Обобщив опыт педагогов, психологов и родителей, можно сделать главный вывод: взрослым нужно находить свободное время для ребёнка и в течение этого времени жить в его мире.
В чём же главные секреты успеха будущих первоклассников?
Первый секрет – это внимание к природе ребёнка бережное отношение к его свойствам и потребностям – свобода роста и развитие т. е воздерживаться от вмешательства: внимательно наблюдая, стараться понять состояние, намерение, ход мысли ребёнка);
-поддерживать когда трудно (когда сам обратится за помощью);
- озадачивать (будить мысль).
Второй секрет – это среда, в которой находится ребёнок.
Обратите внимание: чем заняты дети, во что играют?
Есть ли дома книги?
Какие темы обсуждаются за столом?
Делитесь ли своими впечатлениями от красоты природы, произведений искусства?
Говорите ли в семье о понятиях добро и зло, благородство и честь.
Третий секрет - создание особой атмосферы общения.
- быть рядом, принимать таким, какой он есть;
- быть достойным образцом (увлекать, воодушевлять).
Лидия Корнеевна Чуковская, дочь знаменитого детского писателя, вспоминая о своё м отце писала: «Он обладал удивительной способностью жить на одной волне с детьми».
Желаю вам всегда быть на одной волне со своими детьми и успехов.