Зоя Николаева
Проект «Информационно-методическая среда как средство организации учебно-воспитательного процесса при реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем.
К созданию Проекта наш коллектив побудил поиск путей повышения качества образования дошкольников и повышение значимости дошкольного образования в целом.
Публикация «Проект „Информационно-методическая среда как средство организации учебно-воспитательного процесса при реализации ФГОС“» размещена в разделах
Программа проекта «Информационно-методическая среда как инструмент организации учебно-воспитательного процесса при реализации ОП ДОО на основе ФГОС ДО» регламентирует деятельность МДБОУ «ДСОВ № 50» в вопросах обеспечения доступного качественного образования дошкольников согласно государственным образовательным стандартам.
Данный проект предполагает повышение качества образовательного процесса у дошкольников посредством организации предметно-развивающей среды с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Основными направлениями деятельности при реализации проекта станет организация обучающих мероприятий для повышения уровня общеобразовательной подготовки воспитателей ДОУ, создание совершенно другой современной развивающей среды и тесное сотрудничество всех сторон образовательного процесса (педагоги – дети - родители).
Этот проект позволит организовать практическую работу по эффективному использованию развивающего пространства ДОУ.
Описание учреждения.
Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение – Детский сад общеразвивающего вида № 50» основано в 1966году.
В МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 50» Красноармейского района созданы хорошие условия для развития всесторонней личности каждого ребенка. 9 групповых помещений для воспитанников с полным днем пребывания. 1 группа – дети кратковременного пребывания. Группы оснащены удобной мебелью для детей, изготовленной по современным стандартам. Имеются разнообразные игрушки и пособия, материалы для организации игр и занятий, соответственно требованиям ФГОС.
В образовательном учреждении реализовывается программа развития ДОУ с 2010 по 2015 год. В результате которой, значительно изменилась материальная база, вырос образовательный и квалификационный уровень педагогов, созданы авторские технологии и методики, значительно вырос образовательный статус учреждения, прошло внедрение парциальных программ в образовательный процесс, расширились связи ДОУ с общественными институтами, значительно возросла активность родителей, созданы семейные группы воспитания, группы кратковременного пребывания, введены консультативные пункты.
Актуальность выбранной темы
Качество дошкольного образования – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности (разработки стратегии, организации воспитательно-образовательного процесса) и охватывающее всех субъектов образования (дети, родители, педагоги, руководители).
Современные тенденции в образовании характеризуются высокими темпами происходящих изменений, направленных, прежде всего на достижение более высокого качества образования. Во многом высокое качество обеспечивается не только качеством персонала, реализующего деятельность образовательной организации, но и наличием материальных ресурсов, а также качеством информационно – образовательной среды и применением новых информационных технологий.
Если образовательное учреждение сориентировано на новое качество образования, то оно должно в полном объеме предоставить необходимые условия обучения и воспитания, обеспечивающие социальную активность молодого поколения, его конкурентоспособность, вхождение в открытое информационное сообщество.
Информатизация ДОУ – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ. Это использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, разработка интегрированных занятий, проектная деятельность, активное использование Интернет в образовании. Для создания, развития и информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный нашей системой образования.
Использование информационно-компьютерных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.
Для достижения полноты и качества использования научных и практических знаний в образовательной деятельности дошкольных учреждений требуется создать эффективную систему информационного обеспечения. Мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников являются компьютер, наличие сайта ДОУ и мультимедийные средства.
Информатизация дошкольного образования поможет педагогам в создании новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.
Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое необходимо, чтобы его члены использовали все информационные средства – от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом.
Говоря о новом качестве образования, стоит поговорить о личности педагога, и его профессиональной компетентности. Качество образования, как известно, во многом определяется компетентностью педагога и уровнем его профессиональной деятельности. Приступив к реализации проекта мы провели анкетирование среди педагогов нашего учреждения.
Информационные и телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.
Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.
Телекоммуникации позволяют родителям в реальном режиме времени отслеживать воспитательно-образовательный процесс своих детей, получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с педагогом.
В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления использования новых технологий, нетрадиционных форм, а также использование информационно-коммуникативных технологий во взаимодействии дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
Цель проекта :
Создание условий для повышения качества образования дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС через организацию предметно-развивающей среды с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Задачи проекта :
1. Сформировать пакет нормативно-правовой и учебно-методической базы в ДОО в соответствии с ФГОС ДО.
2. Создать условия для повышения качества образовательного процесса и уровня профессиональной подготовки педагогов ДОО к реализации ФГОС.
3. Создать комплексную интегрированную модель информационно-методического и технического обеспечения воспитательно- образовательного процесса ДОУ.
4. Создать банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ.
5. Разработать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов (детей, родителей, педагогов) учреждения, обусловливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка.
6. Популяризировать деятельность ДОУ среди населения района, региона.
Гипотеза реализации инновационного проекта :
Если в ходе инновационного проекта будут разработаны и апробированы:
• нормативно-правовая документация ДОО в соответствии с ФГОС
• содержание и методики образовательного процесса, проходящего с использованием современной предметно-развивающей среды
• средства диагностики выпускников ДОО и личностных качеств дошкольников, представленных в ФГОС
• система методической работы в детском саду и система работы с родителями на этапе перехода к реализации ФГОС
то это позволит:
• сформировать у воспитанников дошкольных организаций результатов образования, заданных ФГОС, с позиций качества образования
• создать в ДОО локальные образцы образовательного пространства
• повысить результативность образовательного процесса и создать условия для сохранения и поддержки здоровья детей, развития их личностных качеств и познавательных мотивов деятельности, обеспечить непрерывность в формировании личностных качеств ребенка на выделенных ступенях обучения на уровне технологии, содержания и методики
• повысить профессиональный уровень педагогов-участников исследования
• создать условия для построения партнерских отношений между родителями и образовательными учреждениями при переходе к реализации ФГОС.