Лучший педагог года

Педагогический проект «Уроки-экскурсии по математике в начальной школе как средство реализации деятельностного подхода»

Людмила Зубарева
Педагогический проект «Уроки-экскурсии по математике в начальной школе как средство реализации деятельностного подхода»
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд № 1. Мой проект называется «Экскурсии на уроках математики в начальной школе как средство реализации деятельностного подхода в обучении»

Слайд №2. Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…

Публикация «Педагогический проект „Уроки-экскурсии по математике в начальной школе как средство реализации деятельностного подхода“» размещена в разделах

Адольф Дистервег,

немецкий педагог-демократ XIX в. ,

последователь Песталоцци

Слайд №3. Актуальность и новизна

У большинства учащихся уже в начальных классах пропадает интерес к учебе и, как следствие, снижается качество знаний. Образовательная экскурсия как форма урока способна поддерживать "здоровую любознательность и жажду учения" у всех школьников, а также обеспечивает здоровьесохраняющее обучение. Математические уроки-экскурсии, вовлекая учащихся в активную деятельность, являются эффективным средством достижения нового, современного качества образования и помогают формированию таких ключевых компетенций, как способность ориентироваться в окружающей действительности.

Слайд №4. Противоречия

Между необходимостью получения качественного

образования с целью дальнейшей успешной социализации выпускников школы в обществе и однотипным образованием, когда у большинства учащихся уже в начальных классах пропадает интерес к учебе и снижается уровень качества знаний.

Между требованием формирования представлений о связи науки и жизни и недостаточной востребованностью учителями начальных классов такой формы проведения занятий как экскурсия.

Между заложенной природой в ребёнке тяге к исследованиям и невостребованностью и даже подавлением в образовательном процессе творческого потенциала детей, их готовностью самостоятельно мыслить, рассуждать и добывать новое знание из окружающей жизни.

Между неудовлетворительным состоянием здоровья обучающихся (80-90 % детей 6-7 лет, поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья, а 18-20 % этих детей имеют пограничные нарушения психического здоровья) и увеличением в последние годы объёма изучаемого материала (примерно в 1,5 раза).

Слайд №5.

Математические экскурсии (в традиционном образовании)

1. Псевдоэкскурсия – игра в экскурсию (сюжет урока – сказки, урока-путешествия и т. д., виртуальная экскурсия.

2. Внеклассное мероприятие без связи с программным материалом. Носит

разовый характер.

3. В учебниках методики математики либо отсутствует, либо упоминается как само собой разумеющееся.

4. В учебниках педагогики только упоминается как активная форма.

Слайд № 6.

Гипотеза

Если изучить математическую тему, используя не словесные методы, доску и мел, а окружающую действительность, рулетку и блокнот для записей, то дети смогут усвоить материал более прочно, смогут воспользоваться своим приобретённым опытом при решении задач в классе и эффективному использованию знаний в повседневной жизни.

Слайд №7.

Цель

Выявление места и роли экскурсий по математике

в реализации деятельностного подхода, повышении

познавательной активности учащихся и качества знаний.

Слайд №8.

Задачи

Изучение информационного пространства по данной теме.

Выявление и описание опыта проведения математической экскурсии.

Создание банка методических материалов для подготовки и проведения экскурсии.

Слайд №9.

Участники проекта

Обучающиеся 1 класса

Родители

Учитель

Срок реализации

1 год

Слайд №10.

Предмет исследования

Экскурсия, как особая форма математических занятий.

Объект исследования

Методы и формы проведения математических экскурсий.

Слайд №11.

Этапы реализации проекта

Этапы Мероприятия Результаты

Подготовительный

(июнь-август 2013 г) -работа с методической литературой

-поиск информации в Интернете -диагностика инструментариев

- результаты диагностики

Этап реализации

(сентябрь - апрель 2013/14 гг) -проведение наблюдений

- разработка дидактических материалов и проведение уроков - создание банка конспектов уроков заданий по данной теме

Этап обобщения

(май 2014г) - диагностика мотивации обучения и уровня качества знаний по предмету

- анкетирование учащихся

и родителей -творческие работы учащихся

Внедренческий

(июнь – октябрь 2014 г.) - выступление на МО учителей начальной школы

- публикация на образовательных сайтах

- проведение открытых уроков и мастер- классов -доклад с презентацией

-сертификаты

Слайд №12.

Механизмы оценки реализации

Контрольные и самостоятельные работы,

фотоотчёты по экскурсии; рисунки; сбор материала; творческие работы.

Слайд №13.

Риски

Неграмотно организованная и спланированная работа во время экскурсии может привести к потере времени, которого и так катастрофически не хватает.

Плохая дисциплина, «отвлекающиеся» дети.

Недостаточная подготовка детей к такому уроку.

Плохие погодные условия.

Всё это может привести к тому, что экскурсия окажется бесполезной для прохождения программного материала и развития ребёнка.

Слайд №14

Дальнейшее развитие проекта

Распространение опыта на МО.

Проведение мастер – классов.

Планирование и проведение уроков –экскурсий по математике в последующих классах.

Организация внеклассной работы на основании результатов проведённых экскурсий.

Слайд №15.

Ожидаемые результаты

Главным результатом проведения математических экскурсий станет приобретение обучающимися практических навыков работы вне класса, направленных на глубокое понимание и осмысление изучаемого материала; дети научатся важнейшим умственным действиям – смотреть и наблюдать, говорить, что видишь, рассуждать и договариваться. Повышение мотивации, интереса к изучению математики.

Слайд №16.

Учебная экскурсия (от лат. excursio – «поездка, прогулка») – форма организации учебно- воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и пр

Слайд №17.

Значение математических экскурсий

развивают наблюдательность, внимание, память;

способствуют совершенствованию мышления, речи;

приучают к лучшей ориентировке в явлениях в окружающей действительности;

дают возможность самостоятельно открывать новое для себя математическое знание;

из-за принципа многосенсорности (вижу+слышу+осязаю+обоняю+трогаю+двигаюсь+ чувствую) обучающиеся лучше понимают учебный материал, осмысливают, усваивают его, прочно запоминают;

поддерживают интерес к учению, улучшают мотивацию;

имеют большое здоровьесберегающее значение поскольку позволяет устранить некоторые факторы школьной жизни, негативно воздействующие на здоровье детей.

Слайд №18

Место проведения урока-экскурсии

на природе (парк, лес, берег, сквер, школьный двор и др.);

на улице населенного пункта, поселка, города, во дворе жилого дома;

на предприятии (фабрика, завод, почта, элеватор, магазин);

в музее;

в школе (столовая, библиотека, рекреация, школьный музей);

смешанные.

Слайд №19.

Требования к ведению экскурсий

Темы экскурсий должны быть четко связаны с программой и включены в годовой учебный план, чтобы заранее в начале учебного года наметить предварительные сроки и места их проведения; учет реальных возможностей учителя и учащихся, доступности природных объектов.

Тема экскурсии должна быть тесно связана с материалом предыдущих уроков.

Наличие четкого плана проведения экскурсии, которого следует придерживаться при ее проведении.

Ученики не должны оставаться пассивными наблюдателями, а активно работать.

Материал экскурсий должен обязательно опираться на известные детям теоретические факты.

Учитывая возраст экскурсантов, учителю необходимо вовремя заострять их внимание на нужном объекте.

Важно точно рассчитать время экскурсии во избежание перегруза детей.

Обязательно закрепить материал экскурсии на последующих уроках.

Слайд №20.

Этапы проведения экскурсии

1. Доэкскурсионная подготовка

2. Проведение экскурсии

3. Обработка экскурсионного материала

Слайд №21.

Рабочий план реализации проекта

№ Тема Колич часов Основные понятия Место провед.

1. Счёт предметов. Пространственные представления

1 Счёт предметов, выше, ниже, перед, за, между, дальше, ближе, уже, шире. Школьная площадка

2. Замкнутые и незамкнутые линии. Прямая и непрямые линии 1 Замкнутая линия, незамкнутая линия.

Отрезок, ломаная. Прямая линия, кривая, пересекающиеся линии. Улица села

3. Масса 1 Килограмм, масса. Магазин

4. Геометрические фигуры

1 Геометрические фигуры, треугольник, квадрат, круг, четырёхугольник. Школьный двор

5. Задачи на разностное сравнение 1 На сколько больше или на сколько меньше. Школьный сад

6. Литр 1 Объём, литр, жидкость. Школьная столовая.

7. Таблица сложения 1 Состав чисел, десяток, сложение,

вычитание Улицы села

8. Признаки предметов

1 Форма, размер, цвет. СТФ

Слайд №22.

Качество знаний обучающихся

(результаты мониторинга по математике)

Слайд № 23.

Формирование познавательного интереса

Слайд № 24.

Вывод

Экспериментальные данные убеждают: математическая экскурсия не только комфортнее и интереснее для детей, но и представляет более эффективную форму урока : повысилась познавательная активность обучающихся и как следствие качество знаний. Несмотря на трудности в применении этой формы организации обучения, учителю целесообразно использовать каждую возможность для экскурсионного изучения окружающего мира, вопросов взаимоотношения человека и природы.

Гипотеза подтвердилась.

Слайд №25.

Распространение опыта

Обобщение опыта работы на МО

Проведение открытых уроков

Слайд №26.

Информационные ресурсы

1. Смолеусова, Т. В. Здоровьеразвивающая форма проведения уроков / Т. В. Смолеусова //

Психолого-педагогические проблемы становления личности в процессе учебной деятельности : мат. VII Междунар. науч. -практ. конф. 17–18 декабря 2009 г. / Под ред. А. А. Глинского. – Минск : АПО, 2009.

2. Смолеусова, Т. В. Здоровьесберегающие эффекты экскурсий в начальной школе / Т. В. Смолеусова // Народное образование. – 2008. – № 8.

3. Смолеусова, Т. В. Математика вокруг нас :Уроки-экскурсии : учеб. пос. / Т. В. Смолеусова. – Новосибирск : НИПКиПРО, 2004.

4. Смолеусова, Т. В. Математические экскурсии как средство формирования социальной

компетентности детей с диагнозами «задержка психического развития» и «ранний детский

аутизм» / Т. В. Смолеусова, Ю. П. Зайкова //Сибирский учитель. – 2010. – № 1.

5. Смолеусова, Т. В. Уроки-экскурсии по математике в начальной школе / Т. В. Смолеусова. – М. : Сфера, 2005.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М. : Просвещение, 2009.

7. Закон «Об образовании в Росийской Федерации», № 273-Ф, 29.12.2012 [Электронный ресурс]. – base.consultant.ru/cons/cgi/jnlline.cgi

8. «Начальная школа» журнал №10 2013 Статья Т. В. Смолеусовой «Урок-экскурсия по математике-это инновация

9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 2010 [Электронный ресурс]. – www.nasha=novaya=shkola.ru

10. Примерная программа по математике,2009 [Электронный ресурс]. – standart.edu.ru/

attachment/aspx?id=309

11. Источник шаблона: Падий Ирина Павловна, МБОУ СОШ № 6 станицы Кущёвской Краснодарского края. https://pedsovet.su/

Публикации по теме:

Мастер-класс изготовления атрибутов для игр-инсценировокМастер-класс изготовления атрибутов для игр-инсценировок Для инсценирования сказок, игр-инсценировок, подвижных игр использую множество атрибутов,которые изготавливаю сама. Дети дошкольного возраста.

Презентация «Один день из жизни нашей группы» Первый слайд- название презентации, второй слайд- наш сад,третий слайд- наша группа,четвертый слайд- утренняя гимнастика,5 слайд- завтрак,6.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Уроки-экскурсии по математике в начальной школе как средство реализации деятельностного подхода»
Опубликовано: 3 февраля 2015 в 21:35
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Уроки-экскурсии по математике в начальной школе как средство реализации деятельностного подхода»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Зубарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД