Татьяна Поджидаева
Проект «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Скоро в школу». Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения со взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки). Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы : «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.
Публикация «Проект „Скоро в школу“» размещена в разделах
Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. И. Водовозова, А. С. Макаренко). Да и практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника».
Следовательно, теоретический анализ литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.
Таким образом, вся эта работа может быть отражена именно в краткосрочном проекте «Скоро в школу». Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Цель: Повышение мотивационной готовности к школьной жизни и осознание необходимости становления правильной речи.
Задачи:
Воспитательные: Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
Формирование умений соблюдать правила поведения в общественных местах - школе.
Формировать умение слушать товарищей, не перебивать их, воспитывать взаимовыручку, доброту, отзывчивость.
Формировать интерес к художественной литературе.
Образовательные: Познакомить со школьными принадлежностями необходимыми для успешного обучения в школе, расширять знания детей о появлении этих предметов в жизни людей. Практика отгадывания загадок о школьных принадлежностях и заучивания стихов о школе. Знакомство с профессиями занятыми в школе (Учитель, директор, повар, уборщица и др.).
Систематизировать знание детей о том, чтобы быть здоровым школьником, нужно уметь устраивать свой день, и соблюдать определенный режим много гулять играть и в определенное время кушать и заниматься.
Активизировать глагольную лексику.
Активизировать словарный запас по темам «Школа. Школьные принадлежности».
У русскоязычных детей формировать умение прислушиваться к речи собеседника, говорящего на татарском языке, желание понять, о чем он говорит, вступать в диалог и поддерживать его.
Работа по учебно-методическому комплекту: обучать детей правильному произношению слов: укыйм, дфтр, альбом,
китап, пенал, дневник, укый, кем укый, рсем ясыйм, укыйм китап, бик тмле.
Развивающие: развивать речевые навыки детей, развивать диалогическую речь детей старшего дошкольного возраста; познавательные процессы (внимание, память, мышление). Способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия, волевых качеств.
Развивать интерес к изучению татарского языка. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.
Принципы реализации проекта :
1. Доступность: учет возрастных особенностей детей; адаптированность материала.
2. Систематичность и последовательность: постепенная подача материала от простого к сложному; частое повторение усвоенных знаний, правил и норм.
3. Наглядность и занимательность: предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза.
4. Динамичность: интеграция проекта в разные виды деятельности.
Этапы работы над проектом
I этап – информационно-аналитическое обеспечение проекта.
1. Сбор и анализ информации.
2. Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности.
3. Изучение передового педагогического опыта работы по развитию представлений детей о школе.
4. Анкетирование воспитанников, родителей.
II этап – основной
Направления развития
Речевое
развитие Беседы с детьми:
«Чем школа отличается от детского сада», «Что мы знаем о школе».
Д/ игры: «Что лишнее?» (школьные принадлежности и другие предметы), «Найди лишнюю картинку» (из 10 предметов, «Назови одним словом».
Чтение: И. Токмакова «Мне грустно…»
В. Губарев «Королевство кривых зеркал»
А. Линдгрен «Пеппи – длинный чулок», «Принцесса не желавшая играть в куклы».
Н. Носов «Незнайка учится»
Л. Толстой «Филиппок», «Таня знала буквы».
О. Дриз «Когда человеку шесть»
Использование пособий по учебно-методическому комплекту: Сзле уен “Кем укый?”, “Портфельд нрс бар?”, “Нрс кирк?”.
стерешле диалог “Нрс, нинди, нич?”
Мультфильм карау Г. Тукай “Эш беткч, уйнарга ярый”.
Познавательное
развитие Экскурсия в школу.
Рассматривание и составление рассказа по картине «Школа», «Опять двойка»,
Час загадок и ребусов о школе.
Беседа «Как построить свой день», «Кем я хочу быть!»
«Кто такие первоклассники?»
Составление режима дня.
Дидактические и настольно – печатные игры «Слоговые домики», «Числовые домики», «Логический поезд», «Лёгкий счет», «Решаем задачи», «Опиши, не называя», «Что для чего?», «Магазин канцтоваров», «Собери портфель»
Упражнение «Подбери родственное слов», «Один – много», «Измени по образцу»
Развивающие игры по обогащению словаря, грамматике, логике, развитию внимания и памяти
Математические упражнения «Составим цифры из счётных палочек», «Диктанты по клеточкам», «Штриховка», «Проволочные человечки»
Лото «Школьные принадлежности»
Викторина «Я собираюсь в школу», «Скороговорки и пословицы о цифрах»,
Просмотр мультфильма «Козленок, который умел считать до 10»
«Каким будет мой первый день в школе?» (фантазийный рассказ)
Использование пособий по учебно-методическому комплекту: стерешле уен “Рсеме турында сйл”.
стерешле диалог “Нрс, нинди, нич?”, “Уку блмсе белн танышабыз”.
Дидактик уен “Курчакка булыш”, “Потфельны эзерлэ”, “ Бу кем?”.
Социалиально-коммуникативное
развитие
Сюжетно-ролевые игры: «Школьная жизнь», «Школьная библиотека», «Урок физкультуры», «Урок математики», «Школа»,
«Школьники», «Школьный день».
Режиссерские игры «Школьная переменка», «Наш класс»
Пальчиковый театр «Урок математики в лесной школе»
Беседа «Кто работает в школе»
Занятия по развитию речи на темы трудолюбия, о нравственных качествах человека: «Для чего нужны руки» (по произведениям Пермяка, «Маленькое дело лучше большого безделья»…
Использование пословиц и поговорок о трудолюбии, дружбе; скороговорок и пословиц о цифрах, замысловатых вопросов.
Создание пособия «Что мне в школе пригодиться»
Беседа о правилах поведения в школе
и составление правил этикета «Правила поведения со сверстниками»,
Ситуации «Если ты опоздал в школу»
Обыгрывание и обсуждение ситуаций «Школьная форма», «Мне трудно!», «Переменка»…
Игра – путешествие «Я иду из дома в школу» по плану-схеме.
Ситуации ОБЖ «Телефоны помощи», «Я упал!», «Волшебные слова»
«Безопасность на улицах города»,
Совместные развлечения с первоклассниками «Красный, желтый, зеленый», «День выпускника»;
Использование пособий по учебно-методическому комплекту:
стерешле диалог “Нрс, нинди, нич?”
Уен ситуациясе “Ашхансенд”.
Уен ситуациясе “Мктпт”.
Художественно-эстетическое
развитие
Аппликация «Мой будущий портфель»
Рисование по представлению «Мама и папа учились в школе»
Лепка «Карандашница»
Оригами - «Стаканчик для ручек»
Ручной труд – «Закладки для книг», «Книжки – малышки», Создание альбома с детьми «Загадки из портфеля», макета «Лесная школа».
Использование пособий по учебно-методическому комплекту:
Жыр «Сау бул бакчабыз» А. Минхажев, Э. Хадиев,
«Туган тел» Г. Тукай сузлере.
Физическое
развитие Подвижные игры «Кто скорее соберёт портфель?», «Игровая переменка», «Я спортсмен!», «Звучит сигнал!», «Найди!»
П/упр на координацию движений «Быстро перенеси»
Свободное общение и беседы Крепкое тело – здоровый дух!»
«Школьная форма», «Какие предметы помощники в школе?».
Досуг «Мама, папа, я — спортивная семья» :
Сюжетно ролевая игра «Урок физкультуры»
Подвижные игры «Я спортсмен!»,
Ситуации ОБЖ «Телефоны помощи», «Я упал!», «Волшебные слова»
Использование пособий по учебно-методическому комплекту: п/игры «Займи место» (Буш урын, «Ловишки» (Тотышлы, «Жмурки» (Кзбйлу)
Создание условий для самостоятельной деятельности
Книжный уголок: Книги для чтения и рассматривания: внесение иллюстраций «Школа», «Школьные принадлежности».
Настольно-печатные игры по данной теме.
Центр сюжетно-ролевых игр: «Школа»- создание предметов заместителей и атрибутов для игр.
Центр строительно-конструктивных игр: изготовление макета «Лесная школа».
Центр продуктивных видов деятельности: материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.
Раздаточный, демонстрационный материал по теме проекта.
III этап – заключительный
Обобщение опыта работы.
Сотрудничество с родителями
Оформление группы работами детского творчества по теме «Уголок школьника»
Создание совместно с родителями плана - схемы «Школа – дом».
Рекомендации для родителей «Скоро в школу», «Как подготовить ребенка к школе», «Готовность к школе», «Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет!», Папка «Родителям будущих первоклассников!»
«Компьютер: польза или вред?»
Работа в рабочей тетради для детей 6- 7 лет «Татарча сйлшбез. Говорим по-татарски”.
Просмотр мультфильмов, анамационных сюжетов по теме проекта.
Ожидаемые результаты:
1. Дети с удовольствием включаются в различные виды деятельности по теме проекта.
2. У русскоязычных детей сформировалось умение прислушиваться к речи собеседника, говорящего на татарском языке, желание понять, о чем он говорит, вступать в диалог и поддерживать его.
3. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить и говорить на татарском языке.
4. Формирование у детей мотивационной готовности к школе.
5. Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.
6. Активность участия родителей в проведении совместных мероприятий с детьми.
Использованная литература
1. Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик, На пороге школы : метод. Рекомендации для родителей, работающих с детьми 6-7 лет – Издательство «Просвещение» 2002г.
2. Р. А. Кирьянова; Год до школы. Система игр и упражнений для подготовки детей к школе; Методическое пособие; «Каро» - Санкт – Петербург 2003г.
3. Зарипова З. М., Кидрячева Р. Г., Шарипова Е. А, Исаева Р. С, Алексеева Р. М., Камалова А. И., Камалова А. Д, Ситдикова В., Р., Нургалиева М. С. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Татарча сйлшбез. Говорим по-татарски».