Наталья Чуфарина
Проект «Сказки о медведях» (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание.
Введение 3
Актуальность проекта 3
Цель 4
Задачи 4
Этапы решения задач 4
Средства, способы и методическое сопровождение проекта 5
Участники проекта 5
Срок реализации проекта 5
Форма работы 5
Возможные риски проекта и способы их преодоления 5
Этапы и мероприятия проекта 6
Ожидаемые результаты 7
Заключение 7
Используемая литература 8
Введение
«Чтобы подготовить человека духовно к
самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Проект „Сказки о медведях“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Дикие животные. Проекты
- Медведь, медвежата
- Медведь. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека: открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих взаимоотношений, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве мы закладываем фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Книга должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни.
Поэтому данный проект направлен на приобщение детей и их родителей к чтению художественной литературы, развитию речи детей, создание активной читательской среды.
Актуальность проекта
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге,
если чтение не стало его духовной потребностью на всю
жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой,
на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда
взявшееся плохое»
В. А. Сухомлинский
Проблема приобщения детей к книге, к интересу к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений.
Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.
Готовых рецептов, как научить ребёнка любить книгу и бережно относиться к ней, нет, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно, так как на сегодняшний день преимущественно интерес ребенка направлен на компьютерные игры, просмотр телевизора, нежели на прогулки на свежем воздухе и особенно чтение книг. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли.
Известно, что дошкольное детство - определяющий этап в развитии личности, так как ребенок с интересом познает окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Было проведено анкетирование родителей. В опросе приняли участие родители детей 3 -4-летнего возраста.
Анализ анкет родителей показал, что в большинстве семей ребёнок с раннего детства постоянно сидит у телевизора или компьютера. И многие родители считают, что просмотр познавательных фильмов приносит пользу. Часть родителей мало читают детям, не всегда подбирают книги с учётом возраста ребёнка. Читают, когда у них есть время, а не тогда, когда ребёнок выражает желание, не перечитывают полюбившиеся книги.
В условиях реализации ФГОС ДО необходимо «повернуться лицом» к се-мье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь на свою сторону в плане единых подходов в приобщении детей к художественной литературе.
Учитывая выше изложенные факты, возникла необходимость поиска новых форм, методов и средств обучения и разработки проекта по приобщению к чтению художественной литературы детей.
Цель: Приобщение детей к художественной литературе, развитие речи детей.
Задачи:
1. Познакомить детей со сказками и стихотворениями о медведях и с их участием.
2. Рассмотреть иллюстрации к сказкам, организовать их обсуждение.
3. Побуждать детей к выражению эмоций.
4. Расширять знания об окружающем мире.
5. Развивать связную речь, память, внимание.
6. Воспитывать любовь и интерес к чтению литературных произведений, инициативность.
Этапы решения задач.
1. Изучение теории и практики по выявленной проблеме.
2. Разработка мероприятий.
3. Создание условий для реализации проекта.
4. Реализация мероприятий с детьми и родителями.
6. Отслеживание и обобщение результатов проекта.
Средства, способы и методическое сопровождение проекта.
1. Приобретение и изучение литературы по данной проблеме.
2. Подбор материала для организации предметно – развивающей среды в соответствии с ФГОС.
3. Подбор материала.
4. Обсуждение работы с родителями.
5. Оказание практической помощи детям и родителям.
Участники проекта.
Главными участниками проекта являются дети, их родители, воспитатели.
Срок реализации проекта
Среднесрочный: 3 месяца.
Форма работы
Форма работы: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Возможные риски проекта и способы их преодоления
Возможные риски
Способы преодоления
• Недостаточно активная позиция родителей в вопросах приобщения детей к художественной литературе.
Проведение индивидуальных и коллективных консультаций, разработка мероприятий.
• Бедный словарный запас детей.
Активизировать словарный запас детей в ходе образовательной деятельности и совместной работы.
• Нежелание детей слушать сказки.
Заинтересовать и вызвать желание слушать сказки через все виды деятельности.
Этапы и мероприятия проекта.
1 этап: Организационно – подготовительный.
Организация подготовительной работы для реализации данного проекта:
1. Обсуждение целей и задач проекта с родителями.
2. Распределение материала на блоки, составление плана работы.
3. Работа с детьми и родителями по теме проекта.
2 этап: Основной.
1. Планирование работы воспитателей с детьми.
2. Создание условий для реализации проекта: пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам.
3. Пропаганда знаний о влиянии художественной литературы на развитие ребёнка для родителей воспитанников.
4. Создание выставки книг «Сказки о медведях».
3 этап: Итоговый.
Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.
Мероприятия с детьми.
1. Заучивание наизусть стихотворения А. Барто «Мишка».
2. Слушание стихотворений о медведях: В. Берестов «Медвежонок косолапый», «Мишка – лежебока»; И. Токмакова «Как на горке – снег, снег…»; З. Александрова «Мой мишка».
3. Настольный театр по сказке «Колобок».
4. Конструирование «Тропинка для медведя».
5. Экспериментирование с мукой «Весёлый колобок».
6. Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь».
7. Рисование «Ягодки для Миши», «Раскрась Мишку».
8. Показ на фланелеграфе сказки «Теремок».
9. Слушание детских песен о медведях.
10. Рассказывание сказки Л. Н. Толстого «Три медведя».
11. Показ сказки «Маша и медведь» в виде презентации.
12. Слушание венгерской сказки «Два жадных медвежонка».
13. Образовательная ситуация «Угадай, из какой сказки картинка».
14. Подвижные игры : «У медведя во бору», «Медведь и добрые зайчата», «Найди мишку», «Медведь и пчёлы».
15. Дидактические игры: «Помоги медведю», «Парные картинки», «Разрезные картинки», «Угости медведя».
16. Пальчиковые игры: «Мишка косолапый», «Разноцветная лужайка», «Нарядим ножки».
17. Развлечение «В гости к дяде Мише».
Мероприятия с родителями
1. Консультация на тему «Учите детей любить книгу».
2. Памятка «Как привить ребёнку любовь к чтению?», «Как заинтересо-вать ребёнка чтением?», «Художественная литература для детей 3 – 4 лет».
3. Выполнение рисунков по сказкам о медведях совместно с детьми.
4. Раскрашивание раскрасок по сказкам о медведях с детьми.
5. Рассматривание совместно с детьми иллюстраций к сказкам о медве-дях.
Ожидаемые результаты
1. Дети знают сказки и стихотворения о медведях и с их участием.
2. Дети рассматривают иллюстрации к сказкам, понимают главную идею произведения, участвуют в обсуждении произведений, правильно оценивают поступки героев.
3. Дети стали более ярко выражать свои эмоции.
4. Знания об окружающем мире стали шире.
5. Связная речь детей более развита, словарный запас стал шире.
6. У детей появился интерес и любовь к художественной литературе; дети стали бережнее относиться к книгам и чаще рассматривают иллюстрации к сказкам.
Заключение
Приобщение детей у художественной литературе – очень важная часть в системе воспитания детей. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Чтение – это не просто способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Возрождая традицию чтения художественной литературы детям, мы тем самым работаем над созданием читающей и думающей личности ребёнка. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Используемая литература
1. Гурович Л. М. «Ребенок и книга» СПб Детство – Пресс 2003 год.
2. Ельцова О. М. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций (младший и средний возраст) – СПб. : ООО «Издательство «Детство – пресс», 2018.
3. Киселева Л. С. Данилина Т. А. «Проектный метод в деятельности ДУ» М. АРКТИ, 2003 год.
4. Князева О. А., Маханева М. Д., «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - Санкт-Петербург 1999.
5. Новиковская О. А. 1000 забавных пальчиковых игр – М. :Астрель; СПб: Сова; Владимир, 2011.
6. Румянцева Е. А. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3 – 7 лет - Волгоград: Учитель, 2014.
7. Тимофеева Н. Н. «Книга в жизни детей» М. 2003 год.
8. Интернет – ресурсы:
www. maam.ru.
nsportal.ru.
infourok.ru.