Мирзоян Элеонора
Проект «Сказка в музыке»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребёнка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей.
Приобщение к искусству вводит ребёнка в мир волнующих и радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни. Искусство является стержневым компонентом современного дошкольного образовательного процесса.
Искусство влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации.
Публикация «Проект „Сказка в музыке“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты
- Работа музыкального руководителя
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
Искусство – важнейший компонент духовной культуры, который включает в себя литературу, живопись, музыку. Все эти виды связаны и переплетаются между собой особыми узами, глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу – многообразные проявления природы.
Для того чтобы формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций.
Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей, родителей и педагогов.
Задачи:
1. Совершенствовать условия в ДОУ по приобщению детей к музыкальной культуре и изобразительному искусству.
2. Разработать и систематизировать работу по приобщению детей к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности.
3. Укрепить сотрудничество и взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.
4. Продолжать формировать эмоционально-эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ.
Тип проекта : краткосрочный, творческий.
Сроки проведения: с февраля 2018г. по май 2018 г.
Участники проекта :
- дети старшего дошкольного возраста,
- родители воспитанников,
- руководители проекта : музыкальный руководитель – Мирзоян Э. В. -воспитатель – Кувикова М. П
Описание деятельности в ходе проекта
Основные принципы:
• развивающего образования;
• сочетания научной обоснованности и практической применимости;
• соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
• обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
• обеспечение интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• решение программных образовательных задач при проведении совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, в рамках непосредственно образовательной деятельности и при взаимодействии с семьями детей;
• построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
• содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
• формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Этапы работы:
1. Подготовительный:
- изучение научно-методической литературы, анализ Интернет-ресурсов по данной теме;
- подбор необходимых материалов: репродукций и музыкальных произведений;
- обновление центра по художественно-эстетической деятельности в группах.
Данный проект предполагает активное участие родителей:
- анкетирование родителей по теме проекта;
- встречи с родителями;
- совместное создание фонотеки, видеотеки;
- участие в создании «мини-галереи» (картин, портреты художников, портрет великого композитора);
- участие в сборе художественной литературы по данной теме (выдающиеся музыканты, художники);
- совместные встречи в музыкально-творческой гостиной.
2. Основной – практический:
В ходе реализации проекта с детьми дошкольного возраста предусматривается организация музыкально-творческой гостиной 1 раз в неделю
Предполагаемые результаты:
• Сформированность эмоционально - оценочного отношения к музыке.
• Развитое образное мышление и творческое воображение.
• Повышенный уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности.
• Получение первого опыта самооценки.
• Творческое самовыражение воспитанников.
Перспективы:
Смысл музыкально - эстетической проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.
Перспективный план музыкально-творческой гостиной в подготовительной группе
Тема: «Балет невылупившихся птенцов»
Восприятие музыки : М. П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов».
Художественная литература : Е. Михаленко «Цыпленок», Т. Завадская «Сказка про цыпленка».
Мультимедийные презентации: «Картинки с выставки» Союзмультфильм,1984 г., «Цыплёнок» Союз мультфильм, 1973.
Наглядные пособия: Виктор Гартман «Балет невылупившихся птенцов», иллюстрации, репродукция картины А. Кузнецовой "Котята и цыплята".
Тема: «Гном»
Восприятие музыки : М. П. Мусоргский «Гном».
Художественная литература: М. Липскеров «Маленький гном Вася», сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», Т. Минченко "Листопадный гном".
Мультимедийные презентации: «Самый маленький гном». Союзмультфильм,1977 -83, «Белоснежка и семь гномов» (Дисней,1939, «Гном» https://yadi.sk/d/GtXzHemjTmrwh.
Наглядные пособия : Виктор Гартман «Гном», иллюстрации
Тема: «Старый замок»
Восприятие музыки : М. П. Мусоргский «Старый замок».
Художественная литература: Шарль Перро «Спящая красавица».
Мультимедийные презентации: «Спящая красавица», 1959Страна: США «Старый замок «https://yadi.sk/d/hMGe4PzETmpyu.
Наглядные пособия: Иллюстрации, картинки «Замки» ,репродукция картины Г. П. Кондратенко «Руины старого замка».
Тема: «Избушка на курьих ножках»
Восприятие музыки : М. П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках
Художественная литература: Русские народные сказки.
Мультимедийные презентации: «Картинки с выставки» Союзмультфильм,1984 г., «Ивашка из дворца пионеров» Союзмультфильм,1981 г.
Наглядные пособия: Виктор Гартман «Избушка на курьих ножках», иллюстрации, репродукция картины И. И. Шишкина «Темный лес», И. Левитана «Березовая роща».
Тема: «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве»
Восприятие музыки : М. П. Мусоргский «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве».
Художественная литература: Русские народные былины.
Мультимедийные презентации: «Картинки с выставки» Союз мультфильм, 1984 г., «Василиса Микулишна» Союзмультфильм,1975 г., «Два богатыря» Союз мультфильм, 1989 г.
Наглядные пособия: Виктор Гартман «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве», иллюстрации, репродукции картин В. М. Васнецова «Три богатыря», «Витязь на распутье».
Тема: «Лиможский рынок»
Восприятие музыки : М. П. Мусоргский «Лиможский рынок».
Ритмопластика: М. П. Мусоргский «Лиможский рынок».
Художественная литература: А. Барто «Кому чего? (На птичьем рынке)», Э. Успенский «Птичий рынок».
Мультимедийные презентации: «Птичий рынок» ТО «Экран»,1974, «Как старик корову продавал» ТО «Экран»,1980, «Лимож. Рынок» https://yadi.sk/d/mpMjh8xsTmt2t.
Наглядные пособия: Иллюстрации, репродукция картины Ф. В. Сычкова «Колхозный Базар».
Тема: «Тюильрийский сад»
Восприятие музыки : М. П. Мусоргский «Тюильрийский сад».
Художественная литература: Сказки про игрушки и детские забавы.
Мультимедийные презентации: «Тюильрийский сад» «Картинки с выставки» Союзмультфильм,1984 г., «Тюильри» https://yadi.sk/d/AzkhZvlrTmtBy.
Наглядные пособия: Иллюстрации, картинки, репродукции картин Маковского К. Е.
Характерные признаки организации музыкально-творческой гостиной по приобщению детей искусству:
• содружество искусств;
• многообразие художественно-информационного пространства;
• познание через переживание, творчество;
• совместная деятельность взрослых и детей;
• успех, достижения, открытия детей;
• индивидуальность ребенка как ценность. 3. Итоговый
1. Выставка творческих работ детей и родителей «Картинки с выставки».
2. Изготовление атрибутов и костюмов родителями для праздника «Ожившие картинки».
3. Проведение праздника для детей и родителей детского сада «Ожившие картинки».
4. Презентация проекта «Сказка в музыке» на педагогическом совете.
Список литературы:
1. Н. Басина «С кисточкой и музыкой в ладошке» / М., 1997.
2. И. Штанько «Воспитание искусством в детском саду» / М. 2007.
3. В. Стасов «Собрание статей о Мусоргском и его произведениях»/ М., 1987.
4. Н. Новиков «Звук родной струны…» / Москва АСТ 2006 год.
5. М. Кароткова «Проблемы музыкальной классики»/ М. ,1998.
6. М. Юрьев «М. П. Мусоргский. Биография» / ОАО «Просвещение», 2005.
7. П. Соломонов «Архив классической музыки» /«Музыка» Санкт-Петербург, 2001.
8. Р. Петров «Художественные тенденции в музыкальном искусстве 19 века»/ Москва АСТ, 2006.
9. Э. Фрид «М. П. Мусоргский»/«Музыка» Санкт-Петербург 2003 год.