Мария Гильмутдинова
Проект «Сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Сказка».
Автор проекта: воспитатель Гильмутдинова Мария Андреевна.
Актуальность проекта.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Публикация «Проект „Сказка“» размещена в разделах
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.
Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятная логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
В сказке всегда есть четкая граница: это - Добро, а это – Зло. Этот персонаж - плохой, а этот - хороший. И малыш узнает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.
Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.
В отличие от взрослого, ребенок не умеет еще управлять ни своим воображением, ни своими эмоциями, слаба у него и критика к проявлениям того и другого.
Сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь фантазии, с учетом которой сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия.
Народные сказки несут чрезвычайно важные для воспитания личности идеи - цели:
1. Окружающий нас мир – живой, в любой момент может заговорить с нами, т. е. формирование у ребёнка бережного и осмысленного отношения к тому, что окружает его.
2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свободное существование - формирования у ребенка чувства принятия другого.
3. Разделение Добра и Зла, победа Добра - поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.
4. Самое ценное достается через испытание, с определенным трудом, а то, что далось даром, может быстро уйти - формирование механизма целеполагания и терпения.
5. Вокруг нас множество помощников, но они приходят на помощь только в том случае, когда мы не можем справиться с ситуацией сами - формирование чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру.
Проблема:
Дети плохо ориентируются в сюжетах сказки, главных героях, с трудом выстраивают последовательность действия героев. Родители мало уделяют внимания чтению русских народных сказок.
Гипотеза.
Я предположила, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.
Тип проекта.
- Информационно-творческий
- Краткосрочный
- Групповой.
Методы.
Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации.
Участники проекта.
Дети средней группы, воспитатель, родители.
Обеспечение.
Литература:
1. Евдокимова Е. С.» Технология проектирования в ДОУ «– М. «Сфера»,2006г.
2. Русские народные сказки.
3. Михайлова А. Я. «Современный ребёнок и сказка: проблемы диалога» -М., 2002 г.
4. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии, СПб, «Речь», 2000 г.
5. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л. : ЛГУ, 1986.
6. Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2007.
Оборудование.
1. Аудиозаписи.
2. Театральные куклы.
3. Художественная литература.
4. Книжки – раскраски, картинки и иллюстрации с изображениями героев сказок.
Цель проекта.
• создать условия для развития устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;
• воспитание интеллектуально развитой личности, владеющей нормами культуры речевого общения. раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи проекта:
• Развивать творческую активность детей;
• Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата;
• учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства;
• создать условия для формирования творческого рассказывания, умения раскрывать тему;
• развивать традиции семейного чтения;
• прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
Этапы проекта:
Этап - Подготовительный (разработка проекта).
(с 3.09.18 г. по 17.09.18 г.)
- определение проблемы;
- постановка цели, задач;
- обсуждение проекта на родительском собрании с родителями;
- сбор информации, литературы, дополнительного материала;
- составление перспективного плана работы.
Перспективный план.
Игровая деятельность
Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», «Помнишь ли ты эти стихи».
Познавательное развитие
Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок.
Речевое развитие
• Занятие по сказкам «Кот, петух и лиса», «Репка».
• Беседы с детьми о прочитанном.
Ознакомление с художественной литературой
• Чтение и обсуждение сказок.
• Пересказ разных сказок.
Театральная деятельность
Импровизация сказок «Кот, петух и лиса», «Репка»
Рисование
Занятие «Мой любимый сказочный герой».
Занятие «Петушок – золотой гребешок».
Аппликация
Занятие «Сказочный домик»
Работа с родителями
Консультации:
• «Знакомство со сказками в средней группе».
• «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка»;
• «Учитесь движениям вместе со сказкой».
Пути реализации проекта:
1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
2. Оформление уголка «В гостях у сказки»
3. Организация выставки рисунков по мотивам сказок.
Содержание работы с детьми:
1. Чтение разных сказок.
2. Рисование детьми героев сказок.
3. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
4. Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
5. Самостоятельное составление сказок.
6. Рассказывание сказок собственного сочинения.
7. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
8. Загадки о сказках, героях сказок.
9. Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
10. Театрализация сказки: «Кот, петух и лиса».
Содержание работы с родителями:
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
2. Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).
3. Чтение сказок с детьми.
4. Придумывание сказок с детьми.
5. Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
Этап- Исследовательский.
(с 18.09.18 г. по 28.09.18 г.)
- работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
- выполнение проекта.
Этап- Заключительный.
(с 1.10.18 г. по 5.10.18 г.)
- театрализация сказки «Кот, петух и лиса»
- подведение итогов, анализ ожидаемого результата
- обобщение результатов работы, формулировка выводов -
составление рекомендаций.
Итоги, выводы.
В результате проектной деятельности была подтверждена гипотеза и сформулированы следующие выводы:
Через восприятие сказок мы:
- воспитываем детей
- развиваем выразительную, образную речь
- развиваем логическое мышление
- развиваем творческую активность.
Основным результатом стал показ спектакля по мотивам русской народной сказки «Кот, петух и лиса».
Я выполнила намеченный план проекта, изучила материалы, разработала рекомендации.
Этап- Презентация проекта.
(8.10.18 г.)
Театральная постановка сказки «Кот, петух и лиса».
Результат работы.
После соприкосновения с русской народной сказкой у детей появилось
желание больше узнать о традициях и творчестве русского народа.
Дети стали проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;
называют прочитанные сказочные произведения, их авторов, героев.
Родители владеют информацией о том, как правильно обращаться с
книгами, цветными иллюстрациями, научились творчески подходить к
формированию интереса детей к сказке. Повысился интерес родителей и детей к русским народным сказкам.
Рекомендации:
Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания.
Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе с
детьми по данной теме.
Творчески подходить к реализации поставленной проблемы, ориентировать детей на использование накопленных знаний, впечатлений.