Луиза Перминова
Проект «Сказка как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Сказка как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
во второй младшей группе № 3 «Лучики»
Подготовили и провели воспитатели:
Перминова Л. Ш. ,
Нановская Ж. Б.
г. о. Балашиха
2022 г.
Публикация «Проект „Сказка как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Дж. Родари.
Актуальность проекта :
Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной педагогике Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др. показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками. Сказка помогает ребёнку открыть новый, неведомый и огромный мир. Она учит его думать, тренирует память, внимание, развивает речь. Если сказки играют важнейшую роль в развитии воображения и несут в себе воспитательное значение, тогда они помогут ребёнку открыть мир во всём его многообразии, научат думать, оценивать поступки и действия героев. Сказкотерапию можно использовать, как материал для формирования у детей навыков и умений во всех образовательных областях.
Поэтому перед нами стоит важная задача: заполнить пробелы по данной теме, грамотно выстроить работу по приобщению детей и родителей к сказке.
Продолжительность проекта : долгосрочный (с октября 2021 г. по январь 2022 г.)
Тип проекта : познавательно-игровой, творческий.
Вид проекта : групповой
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели группы, родители.
Образовательная область: «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Цель проекта : развитие интереса детей к русским народным сказкам.
Задачи проекта :
- Познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках.
- Развивать речь, воображение, мышление.
- Воспитывать интерес к общению с книгой.
- Учить детей правильному и бережному обращению с книгой.
- Воспитывать высокие нравственные качества (милосердие, справедливость, внимание друг к другу) через чтение художественной литературы и иллюстрации.
- Подвести родителей к пониманию важного значения – воспитания у детей любви к книге в семье.
Предполагаемый результат:
-Дети познакомятся с русскими народными сказками.
-Проявится желание слушать чтение сказки и рассматриванию иллюстраций.
-У детей повысится интерес к рассказыванию сказок.
-Через имитацию образа героев сказок дети научатся различать
добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать
эмоции и понимать чувства других.
-Сформируется интерес у детей к книгам, бережное отношение к ним относиться.
-Совместная деятельность родителей с детьми будет способствовать улучшению детско-родительских отношениях.
-Повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.
Этапы работы:
Подготовительный этап:
Выбор темы проекта.
Определение цели и задач проекта.
Составление плана работы.
Подбор литературы, изготовление атрибутов.
Разработка системы развивающих мероприятий.
Анкетирование родителей «Как говорит Ваш ребёнок?».
Основной этап:
Для детей :
1. Чтение сказок : «Репка», «Курочка ряба», «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Волк и козлята», «Заюшкина избушка».
2. Проведение с детьми бесед: «Правила обращения с книгой», «Какие сказки я знаю?», «Зачем нам книга?».
3. Рассматривание иллюстраций, картинок к сказкам, альбомов с детьми на тему: «Сказка в гости к нам пришла», загадывание загадок «Назови сказку по картинке»; речевые игры.
4. Пальчиковые игры: «Вышли мышки», «Зайка», «Домик», «Курочка», «Петушок», «Волк и лиса», «Заиньки», «Строим дом», «Теремок», «Про мишку».
5. Дидактические игры: Домино по сказкам, мягкие кубики с иллюстрациями из сказок, дид. игра «Угадай сказку», «Из какой сказки герой?», «Кто за кем?», «Кто лишний?», игры на имитацию голоса «Это чей голос?».
6. Физкультминутки: «Домик для Колобка»; «Курочка и цыплята»;
7. Сюжетно-ролевые игры «В гостях у колобка», «День рождения Машеньки», Строители: строим «Три медведя».
8. Творческая деятельность: игры-драматизации «Жили у бабуси два весёлых гуся», инсценировки сказок «Маша и медведь», «Курочка Ряба».
9. Продуктивная деятельность: Раскрашивание гуашью «Колобок на пенёчке», аппликация “Репка”.
Для родителей:
1. Анкетирование «Как говорит ваш ребёнок?».
2. Консультации на тему: «Роль сказок в жизни дошкольника», «Что читать детям 3-4 лет».
3. Чтение сказок с родителями дома.
4. Рисунки родителей совместно с детьми для создания выставки «Моя любимоя сказка».
5. Пополнить с помощью родителей библиотеку книжного уголка.
Заключительный этап:
1. Обобщение результатов работы.
2. Оформление выставки рисунков «Моя любимая сказка».
3. Оформление книжного уголка и пополнение его материала.
Вывод:
Дети ближе познакомились со сказками, научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям. Дети стали намного активнее проявлять интерес к книгам, бережно к ним относиться.
Родители стали более опытными в мире сказок, чаще стали читать детям. А совместная деятельность положительно повлияла на детей и родителей. Родители приняли активное участие в конкурсах и акции.
Приложение 1 часть
Перспективный план
1. Октябрь:
-Русская народная сказка «Репка»
Знакомство со сказкой. Рассказывание, рассматривание иллюстраций.
Аппликация– «Репка».
Рисование– «Мышка».
Инсценирование и показ настольного театра.
-Русская народная сказка «Курочка Ряба»
Рассказывание сказки с показом иллюстраций.
Рисование декоративное – «Украсим яичко».
Лепка – «Слепим яичко».
Пальчиковый театр (показ воспитателем).
2. Ноябрь:
-Русская народная сказка «Колобок».
Рассказывание сказки с показом на фланелеграфе.
Рисование – «Колобок катится по дорожке».
Нетрадиционная аппликация с использованием пшена – «Колобок».
Аппликация из готовых деталей – «Домик дедушки и бабушки».
Инсценировка сказки в масках – шапочках.
-Русская народная сказка «Три медведя».
Рассказывание сказки с показом иллюстраций.
Инсценировка сказки с использованием театральной ширмы и кукольного театра.
Рисование декоративное – «Укрась тарелку для мишутки».
Лепка – «Тарелочка большая, средняя и маленькая».
3. Декабрь:
-Русская народная сказка «Заюшкина избушка».
Рассказывание сказки (воспитателем).
Показ – игра драматизация (дети).
Рисование – «зайка».
Лепка – «морковка для зайки».
4. Январь:
-Русская народная сказка «Маша и медведь».
Рассказ сказки с показом иллюстраций.
Инсценировка сказки «Маша и медведь» (дети).
Рисование: раскрашивание раскрасок по теме.
Лепка с использованием соленого теста – «Пирожки для бабушки и дедушки».
Приложение 2 часть:
1. Конспект занятий по развитию речи.
Чтение и показ русской народной сказки «Репка».
Программное содержание:
Закрепить знания детей русской народной сказки, учить пересказывать сказку близко к тексту, соблюдая последовательность сказки. Развивать связную диалогическую речь. Учить внимательно слушать товарищей.
Учить рисовать мышку (сказочного героя) овальной формы, передовая характерные особенности. Круговыми движениями руки закрашивать предмет, не заходя за его контур. Воспитывать аккуратность, творчество. Активизация словаря: учить правильно и четко называть части тела (туловище, ушки, носик,хвостик).
Материал: настольный театр с плоскостными фигурами героев русской народной сказки «Репка», гуашь, кисточки, листы бумаги по количеству детей, игрушечный медведь.
Ход:
Сюрпризный момент: Стук в дверь, входит почтальон и дает воспитателю посылку. Воспитатель открывает посылку, а там лежит игрушечный медведь.
Воспитатель обращается к детям: - Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости? (Мишка – медведь).
- Здравствуй, мишка, а почему ты такой грустный?
Мишка:- Здравствуйте ребята. У меня случилась беда, сломался телевизор и я не могу теперь смотреть сказки, которые очень люблю.
Воспитатель:- Не волнуйся, Мишенька, наши ребята тоже очень любят не только смотреть сказки, но и слушать и рассказывать их. Твоей беде мы сейчас поможем, ребята тебе расскажут и покажут русскую народную сказку «Репка». Тот, кого я приглашу к столу, будут брать нужную фигуру и рассказывать сказку, а я буду вам помогать. Воспитатель помогает детям в распределении ролей.
-И так начинаем. Посадил дед репку, выросла репка большая – пребольшая. Стал дед тащить
После каждого фрагмента сказки выходит ребёнок и выполняет свою роль. В процессе рассказывания воспитатель переедет косвенную речь, а дети – прямую. Остальные дети слушают, а воспитатель ненавязчиво помогает.
По окончанию рассказа сказки дети переходят к столам. На столах все готово к рисованию.
Рисование: «Мышка»
Загадывание загадки: На столе лежали пышки, а на углу играли… (Мышки).
-Вот наш медвежонок послушал сказку, которую вы ему рассказали. Давайте вспомним, кто помог последним вытащить репку. Илья, скажи нам, пожалуйста. Мышка (ответ ребёнка). Правильно молодец!
-Давайте нашему другу мишке нарисуем портрет мышки. А перед тем как нарисовать, мы внимательно рассмотрим ее (показ игрушечной мышки).
-Посмотрите, какое у неё туловище (ответ детей круглое, овальное). Обратите внимание, у мышки голова плавно переходит в туловище, значит мы будем рисовать туловище и голову вместе, овальной формы. На голове у мышки (воспитатель показывает на ушки) что это?
Василиса (отвечает) – ушки.
-А какие у мышки ушки, большие или маленькие?
Катя (отвечает) большие.
-Правильно, молодец. А что это у мышки? (воспитатель показывает на хвостик).
Хвостик (ответ детей).
-Правильно. А какой он длинный, короткий? Длинный (ответ детей).
-Правильно, молодцы!
-Мышку мы с вами внимательно рассмотрели, а теперь ее нарисуем и подарим нашему гостью. (У детей на столах лежат готовые шаблоны. Воспитатель следит, чтобы дети аккуратно закрашивали контур не заходя за линию, а потом самостоятельно рисуют хвостик. Воспитатель индивидуально помогает каждому).
-Вот Мишка, все готово, давай посмотрим, как ребята справились работой. Оценка детских работ, отметить аккуратность и творчество детей.
Воспитатель предлагает детям произнести слово МЫШКА, как оно звучит? ( Дети вместе и дружно с воспитателем произносят по слогам : МЫ-Ш-КА). Твердо, да? А теперь скажем МИШКА. Мягко, да? Вот видите слова почти одинаковые, а значение и произношение разное. Прощаемся с Мишкой, приглашаем в гости снова.
2. Конспект занятий по развитию речи
Русская народная сказка «Курочка ряба» (инсценировка сказки).
Программное содержание:
Учить детей отчётливо произносить слова и короткие фразы. Развивать связную, диалогическую речь.
Учить воспроизводить небольшие по объему сказки с неоднократным повтором. Готовить к рассказыванию.
Воспитывать внимание, любовь к родной речи, к русским народным сказкам.
Материал: декорация, дети одетые в костюмы сказочных героев, маски, просмотр иллюстраций к сказке.
Ход занятий:
Воспитатель обращается к детям.
-Ребята, сегодня мы пойдем в гости к сказке. Сейчас мы устроим театр, а артисты будете вы. Мы с вами посмотрим русскую народную сказку «Курочка ряба». Выбирать артистов будем вместе.
Никита – дед.
Милана – бабка.
Василиса – курочка ряба.
София – мышка-нарушка.
А я буду вам помогать. Раз,два, три – сказку расскажи.
Воспитатель рассказывает сказку, а дети одетые в костюмы показывают движения, жесты, мимику, передовая особенности сказочных героев (остальные дети внимательно слушают и смотрят). Воспитатель дает больше самостоятельности детям и ненавязчиво помогает.
Приложение 3 часть:
АНКЕТА
«Как говорит Ваш ребёнок?»
Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Как часто вы беседуете с ребенком о том, что он узнал нового в детском саду?
А) ежедневно; Б) иногда; В) 1-2 раза в неделю
2. Требуете ли вы от ребенка полных ответов, или довольствуетесь однословными ответами?
3. Какие художественные произведения ваш ребенок слушает охотнее?
А) сказки; Б) стихотворения; В) рассказы
4. Как часто ваш ребенок просит вас почитать?
А) ежедневно; Б) в выходные дни; В) никогда не просит
5. Как часто вы беседуете с ребенком по содержанию прочитанных произведений?
А) после каждого прочтения; Б) иногда; В) очень редко
6. Разучиваете ли вы с ребенком стихи, загадки?
А) 1 раз в неделю; Б) очень редко; В) не разучиваем
7. Вы объясняете ребенку значение новых слов, пословиц?
А) Да; Б) нет; В) если спросит
8. Если ребенок неправильно строит предложения, вы исправляете или оставляете без внимания его высказывание?
А) исправляем; Б) просим повторить правильно; В) не заостряем внимание.
Фототчё т: