Любовь Черепкова
Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие в страну Вежливых наук»
Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности детей.
Задачи:
1. формировать навыки этического поведения;
2. развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам;
3. закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;
4. воспитывать уважение к окружающим людям.
Оборудование: интерактивная доска, музыкальный центр, серия картинок на тему: «Я и моё поведение», «Формы приветствия, набор детской посуды для сервировки стола, конверт с письмом, разрезанная картинка Золотого ключика, аудиозапись заставки к передаче «Пусть говорят», запись телефонного звонка, музыкальная игра «Стирка», запись песни «Дорогою добра» Слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова, детская песня Паровоз Букашка.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Путешествие в страну Вежливых наук“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Содержание НОД
(Звучит заставка к передаче «Пусть говорят», появляется ведущий) Слайд 1
- Здравствуйте, уважаемые гости. Здравствуйте, ребята.
- Сегодня мы находимся не просто в зале, а на телестудии, где идёт съёмка передачи «Пусть говорят». В студии гости, которые пришли к нам на передачу, вы – герои передачи и я, её ведущая (имя). Давайте поприветствуем наших гостей аплодисментами. И так, у нас на передаче «Пусть говорят» мы обсуждаем не выдуманные истории, а только те, которые касаются непосредственно нас самих. И тема нашей передачи называется «Этикет».
Что такое этикет?
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на день рождения?
Как знакомиться? Как есть?
Как звонить? Как встать? Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов
И на них даёт ответ
Этот самый ЭТИКЕТ.
-У меня в руках микрофон, я буду подходить к вам и задавать вопросы, а вы будете на них отвечать.
- Так что же такое этикет? Кто из вас готов ответить на этот вопрос поднимите руку.
Этикет – это правила поведения и вежливости в общественных местах.
- А о каких общественных местах вы ведёте речь?
Дети:- Правила поведения в транспорте, театре, цирке, детском саду, на улице, за столом, в гостях, в больнице и т. д.
- Хорошо. “Ребята, как вы думаете, какого человека называют воспитанным?” (Ответы детей.) -Да, воспитанным называют того, кто и без воспитателя, и без учителя, и без родителей ведут себя правильно”
(неожиданно раздаётся телефонный звонок, воспитатель отвечает на звонок)
2. -Мне сейчас позвонили из страны Вежливых наук и сказали, что там случилась беда. Налетел злой волшебник, заколдовал всех жителей и они совершенно забыли все правила этикета. В этой стране начались беспорядки. Нам срочно с вами необходимо покинуть нашу студию и отправиться на помощь. Вы готовы?
- Тогда в путь. Ребята, помните, правила этикета начинаются с аккуратности и опрятности. Поэтому прежде, чем отправиться в путь мы должны привести себя в порядок.
(Музыкальная игра «Стирка»)
- Ну вот теперь мы можем собираться в страну Вежливых наук. Для этого нам надо закрыть глаза, пять раз хлопнуть в ладоши и произнести слова.
Раз, два, три, четыре, пять хочу в волшебной стране побывать. (Дети открывают глаза, на экране ворота в страну Вежливых наук). Слайд № 2
- Вот мы с вами и оказались у центральных ворот страны Вежливых наук. Но как же мы туда попадём? Ведь на воротах висит огромный замок. (Находит конверт, открывает) Кажется, я знаю ответ на этот вопрос. (Читает письмо).
-Ребята, вы попадёте в волшебную страну, если вы назовёте вежливые слова и соберёте части ключа. Этим ключом вы сможете открыть ворота. Слайд №2
(Дети называют вежливые слова, собирают ключ, открывают ворота) Слайд 3
-Ребята, посмотрите, мы смогли с вами открыть ворота, но нас дальше не пускают солнечные лучи. Это были лучи вежливости, с тех пор, как злой волшебник заколдовал эту страну, вежливые слова исчезли. Давайте вернём их обратно. Мы должны помочь жителям этой страны вспомнить, для чего нужны вежливые слова и когда их произносят.
(Дети читаю стихи о вежливых словах)
Здравствуйте.
1. Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
Здравствуй – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Воспитатель: Слово «здравствуйте» очень старое, связано оно со словом дерево. Когда- то давно люди, произнося это слово желали другим быть крепкими и могучими, как дерево дуб. И теперь, когда мы произносим это слово, желаем человеку быть здоровым и крепким, как дерево дуб.
- А вот ещё одна форма приветствия.
Добрый день.
2. Добрый день!- тебе сказали.
Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
- А если мы встретили человека утром, вечером. Как мы его поприветствуем?
(Рассматривание картинок: различные формы приветствия.)
• Приветствие учителя учениками.
• Обычай снимать шляпу. (Снимая шляпу ты показываешь хозяевам, что уважаешь их дом, уважаешь живущих в нём людей).
• Обычай встречать дорогих гостей хлебом, солью.
• Обычай военных отдавать честь старшему по званию.
Извините.
Если вы кого – то обидели случайно.
Или наступили на ногу нечаянно.
Только не молчите, только не молчите,
Долго не тяните, скажите: «Извините».
Простите
Простите. Я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать,
И что обещал забывать.
А если я всё же забуду
Простите. Я больше не буду.
Доброго пути
Нам желают доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно добрый путь
Тоже к доброму чему – нибудь.
Спасибо
За что мы говорим спасибо
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали, сколько раз.
Воспитатель: Говоря спасибо мы обычно выражаем благодарность кому – либо за что –либо. Но не все знают, что в старину это слово состояло из двух слов : «Спаси Бог», т е. пусть спасёт тебя Бог, Так говорили в старину в знак уважения и благодарности, желая, чтобы у этого человека всё было хорошо. Позже эти два слова слились и приобрели современное звучание СПАСИБО,
Пожалуйста
Если просишь что – нибудь
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать : «Пожалуйста».
- А мы с вами как приветствовали наших гостей, когда начинали передачу «Пусть говорят»?
- Кого можно приветствовать аплодисментами?
- Какие вежливые слова вы ещё знаете?
(Приятного аппетита, будьте добры, доброй ночи)
– Посмотрите на экран, жители страны радуются, что вы им вернули солнышко с лучиками вежливых слов. Слайд 4. А наш трудный путь продолжается. Перед нами дорожка (Слайд 5): Сказочные герои в растерянности. Они не знают, как по ней пройти. Злой волщебник разбросал по ней камешки хороших манер и камешки неправильного поведения. Всё смешалось. Мы должны помочь им разобраться.
Поможем жителям сказочной страны? Нам надо зелёными фишками отметить камешки хороших манер и красными – камешки неправильного поведения Если вы справитесь с заданием, то дальше сможете продолжить путь на сказочном паровозе Букашка.
Игра «Хорошо – плохо»
(Разбор ситуаций на картинках, наклеивание красных кружочков – плохо и зелёных кружочков – хорошо. На полу красными и зелёными фишками выкладывается путь, по которому дети смогут проехать на следующую станцию)
Игра «Пройди – не задень». Слайд 6. (Под музыку первого куплета детской песни «Паровоз Букашка» дети проходят паровозиком по зелёным фишкам, стараясь обойти красные.
- Трудно было продвигаться вперёд, чтобы не задеть красные фишки? Так и людям трудно жить, не зная правила хорошего тона. Сказочные герои благодарят вас за то, что вы помогли им вспомнить манеры хорошего поведения.
А наш паровозик привёз нас на станцию бабушки Федоры – героине сказки К. Чуковского «Федорино горе». (На экране появляется изображение Федоры (слайд № 4)
Воспитатель: Ребята, Федора Егоровна не смогла вас встретить сама, т. к. её злой волшебник держит в заточении в высокой башне, но она прислала вам звуковое письмо. Давайте его послушаем.
-Здравствуйте, ребята. Вы пришли в нашу страну, чтобы спасти её жителей от чар злого волшебника, который украл правила Этикета. У вас осталось последнее задание, если вы его выполните, то спасёте всех нас от его колдовства.
Мы ждём гостей, и совершенно забыли, как надо правильно сервировать стол и как себя правильно вести за столом. Помогите нам, пожалуйста. На экране вы найдёте подсказку. Желаю вам удачи и верю, что вы сможете освободить нас. Мы будем вам очень благодарны.
С/р игра «Ждём гостей. (сервировка стола к обеду.)
Игра с мячом «Правила поведения за столом».
Воспитатель: Ну вот, мы и справились со всеми заданиями. Какую помощь мы оказывали сегодня жителям страны Вежливых наук? Они очень рады, что вы помогли им освободиться от злого волшебника и вспомнить правила этикета. В их стране наступило веселье. Они говорят вам СПАСИБО. А в благодарность хотят вам подарить ромашку хороших манер. (Дети получают ромашку с раскраской по правилам этикета. Надеюсь, вам тоже пойдёт наше путешествие на пользу и вы будете всегда вежливыми и культурными. А сейчас нам пора возвращаться обратно в студию. Для этого мы должны снова произнести слова: «Раз, два, три – повернись и в студии окажись?»
Итог.
-Ребята, понравилось вам наше путешествие? Что больше всего запомнилось?
К, сожалению, время нашей передачи подходит к концу и в заключении я хочу пожелать вам быть добрыми, вежливыми, никогда не обижать друг друга и уважать старших. До свидания, ребята. Проявляйте уважительное отношение к окружающим и ваша жизнь будет ярче и интересней. Идите всегда только по дороге Добра. Звучит песня «Дорогою добра».