Мария Олеговна Гуляева
Проект «Семья традициями сильна»
▼ Скачать + Заказать документы
«Семья традициями сильна» - это социально-ориентированный проект, направленный на формировании семейных ценностей и традиций у детей дошкольного возраста.
1. Основная идея проекта :
Публикация «Проект „Семья традициями сильна“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
Реализация проекта предполагает выстраивание качественно новой системы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников ДОУ посредством внедрения и использования модели воспитывающей культурной среды. Деятельность обеспечит продуктивное сотрудничество ДОУ и членов семей разных возрастов (родители дошкольного возраста, бабушки и дедушки)
Повышение психолого-педагогических знаний родителей (законных представителей) в вопросах укрепление семейных ценностей и традиций, детско-родительских отношений, поддержание связи поколений и семейном воспитании будет реализовываться посредством использования технологии фасилитации.
Планируется широкое применение интерактивных игровых технологий (брейн-ринг, деловая игра, квест, геокешенг, игровые конкурсы, акции и др.).
Созданы семейный Консультационный пункт и виртуальной семейной гостиной с организацией онлайн- и офлайн - трансляций позволит упростить оказание родителям психолого-педагогической поддержки и консультационной помощи, а также повлияет на расширение родительской аудитории и получение от нее обратной связи.
2. Актуальность:
Повышение внимания к проблемам социально – личностного развития детей связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ситуации дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги нашего ДОУ столкнулись с проблемой частых негативных, эмоциональных проявлений в дошкольном возрасте, а именно грубость, враждебность, равнодушие, нетерпимость, подмена нравственных качеств – материальными ценностями, искаж нное восприятие семейных ценностей. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития реб нка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития реб нка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Вс это, как правило, не приносит позитивных результатов. Значительные нарушения в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьезной травмой для детей, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития. В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой «семьи». Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
3. Значимость проекта :
Концепция модернизации российского образования, в соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р, подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Взаимодействие детского сада с родителями (законными представителями) должно быть направлено на создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Данное положение детерминирует поиск новых форм взаимодействия с родителями. Для решения проблемы повышения психолого-педагогических знаний родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста будет использоваться технология фасилитации.
Проект предполагает наиболее целостно реализовать задачу ФГОС дошкольного образования по обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; вовлечению семей непосредственно в образовательную деятельность; поддержку образовательных инициатив родителей. При этом отсекается необходимость взаимодействия с остальными членами семьи (старшие дети ипредставители старшего поколения). Семья – это система, и в ней все семейные роли равно важны: роль отца, дедушки, бабушки, матери. Бабушки и дедушки расши-ряют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непо-средственный опыт общения со старшими людьми. Старшее поколение — носители и хранители семейных ценностей и традиций.
4. Новизна проекта :
К принципиальным отличиям предлагаемого можно отнести:
1. Выстраивание сетевого партнерского взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.
2. Создание Консультационного пункта для родителей детей дошкольного возраста и создание виртуальной семейной гостиной с организацией онлайн- и офлайн – трансляций.
3. Разработка и внедрения новых интерактивных игровых технологий, обеспечивающих, продуктивное взаимодействие ДОУ с родительской общественностью.
5. Цель проекта : создание и апробация на базе дошкольного образовательного учреждения модели психолого-педагогической поддержки семьи в формировании семейных ценностей и традиций у детей дошкольного возраста.
6. Задачи:
1. Разработать программу игровых интерактивных технологий взаимодействия ДОУ и семьи (брейн-ринг, де-ловые игры, квесты, геокешинг, акции, викторины, игровые конкурсы и др.).
2. Организовать Консультационный пункт для родителей (семей) дошкольного возраста
3. Создать условия для вовлечения семей (членов семей разных возрастов) в сотрудничество с ДОУ
4. Обеспечить повышение квалификации педагогических работников ДОУ по использованию инновационных технологий взаимодействия с членами семьи всех поколений.
5. Создать виртуальную семейную гостиную.
7. Ожидаемые результаты проекта :
1. Использование специфических форм привлечения к взаимодействию с ДОУ членов семьи разных возрастов.
2. Организация онлайн- и офлайн - трансляций консультаций для родителей дошкольного возраста; получение обратной связи.
3. Увеличение количества совместных мероприятий, активными участниками которых являются члены семей различных поколений
4. Повышение профессиональных умений педагогов ДОУ взаимодействовать с членами семей разных поколений.
5. Разработка и размещение в виртуальной семейной гостиной результатов деятельности модели
В рамках реализации проектов проведены мероприятия:
• Разработка рубрик в виртуальной семейной гостиной, рубрика на сайте ДОУ «Сидим Дома»
• Разработаны методические рекомендации для педагогического коллектива для работы в условиях инновационной модели
• Разработка диагностических карт
• Проведение онлайн мастер -классов педагогами для родителей
• Проведение мастер-классов родителями в онлайн режиме
• Организованы и проведены интерактивные тренинги для родителей с элементами фасилитации:«Вводное. Моя семья» «Семья-частичка государства» «Создание кукольной семьи» «Создание кукольной семьи (продолжение). Семейные роли» «Семейные обязанности» «Семья-частичка государства» «Психологический климат в семье» «Конфликты в семье» «Бесконфликтное общение в семье» «Семейный досуг» «Семейные традиции и праздники»
• Организован онлайн семейный театр «Курочка» с рассказом о истории
семейного театра и создании кукол
• Проведена онлайн консультация педагога-психолога для педагогов «Работа с родителями он-лайн»
• Созданы семейные проекты «Я – родитель!», «Мой реб нок», «Моя семья», «Образ семьи».
• Участие заведующего в международном конкурсе «Использование интернет-технологий в обучении номинация «Презентация» название «Виртуальная семейная гостиная ДОУ (диплом 2 степени)
• Участие педагога-психолога во всероссийском конкурсе Л. С. Выготского проект «Счастливое детство без границ»
Основные результаты за отчетный период:
• Повысился уровень профессиональной компетентности и профессионального мастерства педагогов и сотрудников в области современных технологий, методик и приемов ДОУ по взаимодействию с педагогом.
• Повысился интерес родителей к мероприятиям, проводимым в ДОУ в рамках реализации мини проектов.
Значимость полученных результатов и эффектов:
• Возрос имидж ДОУ, повысилась его конкурентноспособность благодаря трансляции инновационного опыта.
• Внедрение инновационного проекта ДОУ в развитие системы дошкольного образования Московской области и Российской Федерации позволило создать виртуальное развивающее пространство ДОУ с уч том неповторимости и уникальности личности каждого участника образовательного процесса в условиях реализации проекта
• Расширение спектра совместных дел родителей и педагогического коллектива.
• Увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества