Наталья Николаевна Шилкина
Проект «Семеновская матрешка» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
[Тип проекта:
По продолжительности – краткосрочный;
По составу участников проекта – индивидуальный;
По направленности деятельности участников проекта :
познавательно – творческий.
Сроки реализации проекта: с 12.09.2016 г. по 20.09.2016 г.
Участники проекта: ребенок подготовительной группы его родители, воспитатель.
Возраст ребенка: 6 лет.
Актуальность темы:
Публикация «Проект „Семеновская матрешка“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое. Процесс ознакомления с родными народными игрушками, а в частности с матрёшкой, должен быть разнообразен и регулярен, интересен детям, так как через игрушки дети познают мир.
Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Проблемные вопросы, на решение которых направлен проект:
Почему русская матрешка является символом России?
Благодаря чему матрешка остается любимой и популярной во всем мире?
У детей обогатится кругозор, и они узнают об игрушке как образе материнства и семьи.
Цель.
Познакомить ребенка с историй появления Семеновской матрешки, процессом ее изготовления как народного промысла Нижегородского края. п
Раскрытие совместного творчества ребенка и родителей.
Задачи проектной деятельности:
Образовательные:
Познакомить с историей возникновения Семеновской матрешки особенностями росписи.
Научить украшать матрёшку, используя разные техники: акварель, пластилинография.
Формировать творческие способности, фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки.
Воспитательные:
Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России, чувства гордости за родной край.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к истории и культуре России, народным промыслам родного края.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Механизм реализации проекта:
Создание мини-музея «Русская Матрёшка» .
Этапы реализации проекта.
Этап№1 Подготовительный
Подготовка материалов:
• Составление перспективного плана, разработка конспектов.
• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки,
плакаты с элементами росписи, предметы народных промыслов, матрешки).
• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
Система педагогического взаимодействия:
Совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность
детей, совместная деятельность с родителями. Умение с помощью взрослого слепить и расписать узором матрешку, рисовать элементы декоративного узора.
Работа с родителями.
Выполнить совместные задания к проекту; привлечь родителей к сбору
предметов народных промыслов для мини-музея; изготовить матрешку из «папье-маше» и расписать её.
Этап №2 Основной
Речевое развитие
НОД Тема «Умельцы Нижегородской области»
(Совершенствовать монологическую речь, умение составлять рассказ на заданную тему, рассматривание иллюстраций)
Беседа.
"Как появилась Семеновская матрешка".
Познакомить с историей возникновения Матрешки. Отгадывание загадки о матрешке ситуативный разговор в группе.
Просмотр презентации
«Народные промыслы Нижегородской области». (Расширить знания детей о художественных промыслах Нижегородского края.)
Познавательное развитие «Матрешка –символ России» (Сформировать у детей представления о произведениях декоративно-прикладного искусства, в частности о русской матрёшке.)
Художественно-эстетическое развитие
Аппликация «Украсим Матрешкам сарафан». (Познакомить с Семеновской росписью, формировать интерес к народным промыслам.)
Рисование «Раскрасим Матрешку» (Учить разукрашивать раскраски по образцу)
Игры пальчиковые:
1. Мы – матрешки.
2. Мы – веселые матрешки
3. Раз – матрешка, два – матрешка… (Развивать мелкую моторику и двигательную активность рук, речь.)
Игры хороводные:
1. «Матрешечка - матрешка»
2. «Мы – веселые матрешки»
3. «Самовар» (Учить детей играть в народные игры)
Чтение художественной литературы
Стихотворение «Матрешка» А. Гришина
Посещение семьей Чубаревых библиотеки (для более глубокого изучения истории появления матрешки)
9) Посещение краеведческого музея вместе с воспитателем (закрепить знания о народных промыслах, традициях и обрядах Нижегородского края.)
Заключительный этап
Создание Мини- музея «Матрешка» (совместно с родителями)
Оформление выставки «Красавицы- подружки»
Погружение в проект.
Однажды одна из наших мам принесла в группу матрёшку и сказала, что её ребенок не играет в неё. При наличии у детей большого количества современных игрушек, которые летают, стреляют, разговаривают, им совершенно не интересна матрёшка. Я показала её детям и спросила, что это. Все ответили, что это матрёшка, но не смогли дать ответ на вопросы: «Из чего она сделана?», «Почему названа Матрёшкой?», «Какие виды матрёшек бывают?». «Где их изготавливают?»
Ответы на эти вопросы мы решили найти в процессе реализации проекта «Матрёшка» совместно с семьей Чубаревых и их дочерью Ксюшей.
Чтобы заинтересовать Ксюшу подготовила и собрала много интересного материала о народных умельцах и матрешке. Зная что девочка любит рисовать,вырезала заготовки матрешек из бумаги для индивидуального раскрашивания.
Беседа.
"Как появилась Семеновская матрешка".
(Познакомить с историей возникновения Матрешки.)
Отгадывание загадки о матрешке ситуативный разговор в группе.
Просмотр презентации
«Народные промыслы Нижегородской области». (Расширить знания детей о художественных промыслах Нижегородского края.)
Ознакомление с окружающим
«Матрешка –символ России». (Сформировать у детей представления о произведениях декоративно-прикладного искусства, в частности о русской матрёшке.)
Художественно-эстетическое развитие
Аппликация «Украсим Матрешкам сарафан». (Познакомить с Семеновской росписью, формировать интерес к народным промыслам.)
Рисование «Раскрасим Матрешку» (Учить разукрашивать раскраски по образцу)
Игры хороводные:
1. «Матрешечка - матрешка»
2. «Мы – веселые матрешки»
3. «Самовар» (Учить детей играть в народные игры)
Дидактические игры: «Собери матрешку», «Найди различия»
Чтение художественной литературы
Стихотворение «Матрешка» А. Гришина
Посещение семьей Чубаревых библиотеки (для более глубокого изучения истории появления Семеновской матрешки)
Посещение краеведческого музея вместе с воспитателем (закрепить знания о народных промыслах, традициях, обрядах и костюмах Нижегородского края.)
«Ах, эти наряды!»
Заключительный этап
Изготовление поделки из «папье-маше» Семеновская матрешка.
Роспись матрешки вручную вместе с мамой
Мини- музей «Красавицы подружки» (создан совместно с родителями)
Главная идея музея – дети должны знать и уважать свое прошлое. В ее основе лежит зрительное и моторное восприятие, умение не только смотреть, но и видеть, умение не только держать, но и чувствовать. Музей содержит экспонаты, которые можно трогать, рассматривать и играть. И это привлекает детей, а раз у детей есть интерес, значит, процесс познания становится наиболее эффективным.
Результат проекта:
Ребенку была интересна и близка тематика проекта, поэтому он с удовольствием принимал участие во всех мероприятиях; слушал рассказы и легенды в исполнении мамы и бабушки; с удовольствием рассматривал иллюстрации в книгах, альбомах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывал знакомые сказки с помощью игрушки- матрешки.
Родители с удовольствием проявили инициативу в совместном творчестве, что способствовало сближению с ребенком. Совместное изготовление матрешки из «папье- маше» и её роспись сделалось праздником для всей семьи, когда все участники делятся своими впечатлениями. Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, но и в социальном развитии ребенка.