Люба Абрамова
Проект «Семейные традиции — в каждую семью» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный проект
по нравственному воспитанию
«Семейные традиции – в каждую семью!»
старший дошкольный возраст
автор: Абрамова Любовь Сергеевна, воспитатель МБДОУ № 69 «Дюймовочка»
Актуальность
Семья — это отдельный неповторимый мир со своими уникальными традициями. Именно традиции создают неповторимую атмосферу в каждой семье. Они хранят и защищают нас на протяжении всей жизни.
Семейные традиции – это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение. В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств : дней рождения, именин, юбилеев. У каждой семьи собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Семью объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом творит уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к нам от родителей, какие-то мы создаем сами. Мы прекрасно понимаем, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи.
Что же дают семейные традиции детям? Во-первых, они способствуют гармоничному развитию ребенка. Ведь традиции предполагают многократное повторение каких-то действий, а, значит, стабильность. Для ребенка такая предсказуемость очень важна, благодаря ей он со временем перестает бояться этого большого непонятного мира. Кроме того, традиции помогают детям увидеть в родителях не просто строгих взрослых, но и друзей, с которыми интересно вместе проводить время.
Во-вторых, для взрослых семейные традиции дают ощущение единства со своей родней, сближают, укрепляют чувства. Ведь зачастую это моменты приятного совместного времяпрепровождения с самыми близкими, когда можно расслабиться, быть собой и радоваться жизни.
Взаимодействие детского сада с семьей в формировании семейных ценностей на сегодняшний день является важным направлением деятельности дошкольной образовательной организации и должно быть направлено на обеспечение единства подходов в решении задач воспитания у ребенка привязанности к родному дому, семье, сопричастности ребенка с родственниками, осознания правил, регулирующих взаимоотношения в семье, семейных традиций и обычаев.
Паспорт проекта
«Семейные традиции – в каждую семью»
1 Название проекта «Семейные традиции – в каждую семью»
2 Участники проекта воспитатель, воспитанники старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.
3 Руководитель проекта воспитатель Абрамова Л. С.
4 Срок проведения долгосрочный (Сентябрь 2023 – май 2024 год)
5 Вид проекта Информационный, познавательный, творческий.
6 Продукт проекта Создание мини-музея «Семейные традиции»
7 Место проведения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 69 «Дюймовочка» комбинированного вида»
8 Проблема Недостаточные знания детей о семейных традициях в семьях воспитанников.
9 Цель Формирование гармонично развитой личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
10 Задачи -Обогащение опыта детей знаниями и представлениями о мире семьи, ее традициях, реликвиях.
- Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
- Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребность к формированию семейных ценностей.
-Знакомство с народными играми, игровыми традициями девочек и мальчиков.
-Приобщение детей к семейным традициям празднования Нового года, Рождества, Пасхи, Масленицы, Дня Победы и т. д.
-Знакомство с традицией уличных (балаганов) и домашних театров.
-Создание эмоционально-позитивных отношений детей и родителей в процессе совместной деятельности.
7 Формы проведения Семейный клуб «Умелые ручки»
Совместная образовательная и самостоятельная деятельность
8 Планируемые результаты - Устойчивый интерес детей и родителей к семейным традициям.
- Использование детьми в самостоятельной деятельности дома и в детском саду традиций, обрядов, народных игр и произведений русского
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
- Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.
- Укрепление связи семьи и ДОУ.
- Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи
- Взаимосвязь с социумом: участие в акциях и мероприятиях, посвященных теме проекта.
Этапы реализации проекта
I этап: Организационный - подготовительный (сентябрь).
Задача: Создать необходимые условия для реализации данного проекта. Составить план проведения мероприятий. Выявить знания родителей, детей о семейных традициях.
1. Анкетирование родителей, педагогов по теме: «Семейные традиции»
2. Собеседование с детьми об их семье, родственниках, семейных праздниках.
II этап: Практический (октябрь - май)
Задача: Знакомство детей, родителей с семейными традициями через разные формы работы.
III этап: обобщающий (май)
Анализ и подведение итогов работы. Третий этап включает в себя выставка --- мини – музея «Семейные традиции»
- презентацию проекта, которая проходила в форме семейной гостиной
"Умелые ручки". Презентация результатов работы на педсовете ДОУ.
Ожидаемые результаты.
Основным показателем сохранения семейных традиций являются : полнота представлений о том, что ценность семейных традиций заключается в их способности фиксировать, передавать социальный опыт семьи, регулировать семейные отношения, делая их более нравственными, сопричастность всех членов семьи к их семейным традициям. Процесс исследования семейных традиций, их разнообразия представляет собой технологию, учитывающую следующую последовательность структурных компонентов: ознакомления с родословной семьи, ориентация на виды семейных традиций, обогащение личного опыта, включающее формирование основных компонентов семейных традиций. Отношение дошкольников к семейным традициям, представляет собой направленность личности ребенка, на историю семьи, ее традиции и включает представление ребенка о семейных традициях (как важных законах жизни семьи, рода, о значимых были семейных традиций (являющихся законами регулирования и стабилизации семейных отношений,о социальной причастности к ним в деятельности и поведении.
В результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.
Дети будут знать:
имена дедушек, бабушек;
профессии бабушек и дедушек, своих родителей;
прошлое своей семьи;
народные игры, танцы, песни, заклички, колыбельные;
могут составить рассказ о членах своей семьи;
пополнили словарный запас (традиция, обряд, и т. д.);
приобрели представления об общечеловеческих ценностях;
научились проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;
у них развито чувство гордости за свою семью.
Родители:
приобрели знания о семейных и народных традициях, праздниках;
укрепили межсемейные и внутрисемейные связи;
уважительно относятся к своим предкам, внимательно – к событиям в доме;
научились хранить и чтить свои семейные традиции;
знают свою родословную, минимум до третьего колена;
знают, откуда произошли их фамилии;
знают народные песни, поют их на семейных праздниках;
научились организовывать семейные праздники;
создают видеоархив семейных праздников и традиций;
собирают копилку семейных реликвий.
Педагоги :
• расширят знания о народных праздниках, их происхождении;
• пополнят личный репертуар народными песнями, фольклорными закличками;
• разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;
• пополнят словарный запас детей;
• будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;
• создадут копилку народных и семейных праздников;
• будут уважительно относиться к семейным реликвиям, интересоваться традициям семьи.
Практическая значимость проекта:
Работа способствовала:
• Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми семейных традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).
• Самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.
• Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
• Повышению психолого-педагогической культуры родителей.
• Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
• Созданию системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок – педагог» и «ребёнок – родитель» по данной проблеме.
• Оснащению РППС в группе.
• Созданию центра по нравственно- патриотическому воспитанию.
• Организации выставки и семейной гостиной в группе детского сада.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Опыт внедрения нашего проекта может быть интересен другим
дошкольным образовательным учреждениям, работающим по программе «От
рождения до школы». Одним из решений духовно- нравственного
воспитания становится организация единого воспитательно-
образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается
в ДОУ и семье.
Литература:
1. Ветлугина Н. А. «Нравственное эстетическое воспитание ребенка в детском саду».-М. ,1995
2. Выготский Н. А. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. ,1996-№6-с. 62-77
3. Гаранина Т. П. «семейные традиции и их роль в воспитаниидетей».-Минск,1983
4. Гладкова Ю. «Проблемы взаимодействия педагога и семьи»//Дошкольное воспитание. -2008.-№4-с. 103-110
5. Кугач А. Н. ; Турыгина С. В. «Семейные праздники: рецепт успеха».-Ярославль, 2006.
6. Шмаков С. Ю. «Досуговая педагогика».-Екатеренбург,2004.