Оксана Скворцова
Исследовательско-познавательный проект в старшей группе «Секреты Радужных гномов»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).
Тип проекта: исследовательско-познавательный.
Авторы проекта: Скворцова Оксана Анатольевна.
Участники проекта: - воспитанники старшей группы;
- родители;
- педагоги.
Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа).
Актуальность проекта: В ходе беседы с детьми был выявлен круг интересов детей. Ребята рассказали, что им интересно в данный момент. Выяснилось, что они хотели бы узнать откуда берется вода, как образуются
Публикация «Исследовательско-познавательный проект в старшей группе „Секреты Радужных гномов“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Радуга, радужные идеи
- Радуга. Эксперименты, опыты, исследовательская деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
облака, радуга. Очень актуальные вопросы от маленьких «Почемучек». Главное назначение проекта – обратить внимание детей на значение воды в жизни человека, в жизни животных и растений. Показать разнообразие состояний воды в окружающей среде, познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, снег, радуга и др.). Дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Раскрыть некоторые свойства воды, обратить внимание детей на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
Лично мне, как педагогу, хотелось, чтобы инициаторами проекта стали сами дети. Ведь если ставишь вопрос и сам находишь ответ, знания запоминаются надолго, дети испытывают гордость за свои достижения. А уж наша цель скоординировать их в этом непростом деле и помогут нам Радужные Гномы.
Цель проекта: дать представление о круговороте воды в природе, о значении воды в жизни всего живого, о необходимости бережного отношения к воде и природе в целом.
Задачи проекта:
- для детей:
Образовательные:
научить детей формировать цель проекта, планировать свою деятельность;
сформировать у детей представление о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года, в разных состояниях;
дать детям простейшие представление о круговороте воды в природе;
учить детей в процессе опытов, рассматривания книг, журналов определять значение воды в жизни живых существ;
учить детей размышлять, делать предположения;
дать представление о необходимости бережного отношения к воде и природе в целом.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к воде.
воспитывать уважительное отношение к сверстникам.
Развивающие:
развивать у детей навыки самоконтроля, умение работать в коллективе, сотрудничать, договариваться;
развивать познавательные способности детей в исследовательской деятельности;
развивать желание экспериментировать;
развивать у детей эмоциональный интерес к деятельности и позитивные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
- для педагогов:
· формирование проектной культуры.
- для родителей:
· включение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
· включаться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: викторина.
Название итогового мероприятия проекта: «Загадки от гномика Кохле»
Продукты проекта:
- для детей:
• викторина «Загадки гномика Кохле»
• выставка работ детского творчества.
- для педагогов
• презентация проекта.
- для родителей
• создание фотовыставки по результатам проекта.
Ожидаемые результаты по проекту
- для детей:
• осознанное бережное отношение детей к воде, расширение кругозора, познавательных способностей, повышение интереса к опытнической и экспериментальной деятельности.
- для педагогов
• формирование проектной культуры.
- для родителей
• установление эмоционального контакта с детьми.
Этапы реализации проекта
«Секреты Радужных Гномов»
I этап - подготовительный
Дети
Выявить уровень представлений детей о коже, ее значении для организма человека. Обсуждение проблемы, вживание в игровую ситуацию.
Проблемная ситуация – метод 3-х вопросов.
Что мы знаем?
«Вода прозрачная» (Слава С.)
«Воду можно переливать, она бывает теплая и холодная» (Ева. А.)
Что хотим узнать?
«Как делаются облака?» (Семен. П.)
«Откуда берется дождь?» (Василиса Г.)
«Откуда воду берут?» (Света Х.)
«Откуда берется радуга?» (Цветелина Ц.)
Что для этого необходимо сделать?
«Поищем вместе с мамой в книгах и
журналах» (Вова К.)
«Посмотреть в Гугле» (Слава Р.)
Разработать проект.
Родители
Познакомить с структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей.
Родительское собрание в форме круглого стола (обсуждение актуальности проекта).
Пополнение предметно- развивающей среды («Центр экспериментирования», «Книжный уголок»).
II этап – основной
Понедельник
Дети
ОО «Познавательное развитие»
Введение в проблемную ситуацию:
«Откуда вода берется?» (Спор Гнома Кохле и Гнома Охле)
Цель: дать представление о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года, и в разных состояниях (дождь, снег, лёд, туман, пар и т. д.)
Дидактическая игра: «Где спряталась вода?»
ОО «Художественно- эстетическое развитие»
Пластилинография (подготовка к композиции «Путешествие капельки»): «Капелька воды»
Чтение художественной литературы:
Стихотворения Т. А. Шорыгина «Ключевая вода», «Иней», «Росинка», «Весенний дождик».
Сказка Т. А. Шорыгина «Родник».
Сказка Е. Ульева «Куда девается дождевая вода»
Е. Ульева «Почему вода в роднике Такая чистая»
ОО «Социально –коммуникативное развитие»
Предложить Колбаеву Вове прочитать сказку Е. Ульевой и подготовить рассказ «Почему идет дождь» и подготовить рисунок.
Предложить Ромашенкову Славе подготовить рассказ о граде по сюжету сказки Е. Ульевой «Откуда берется град?»
ОО «Физическое развитие»
Физкультминутка «Дождик, дождик веселей»
Подвижная игра «Ручеек»
ОО «Речевое развитие»
Упражнение на развитие мелкой моторики
«Такой разный дождик» Е. Алябьева
Театрализованная игра «Весна идет» Н. Мигунова
Родители
Консультация для родителей: «Простые опыты с водой для дошкольников»
Вторник
Дети
ОО «Познавательное развитие»
Проблемная ситуация: «Путешествие капельки» (Сказки Гномов Геле и Селе)
Экспериментальная деятельность:
• «Круговорот воды в природе»
• «Испарение влаги с листьев растений»
• «Откуда берется вода»
Н В. Исаева «Развитие познавательных
процессов у старших дошкольников через
экспериментальную деятельность» (стр. 46-47)
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Чтение художественной литературы:
Сказки Е. Ульевой «Откуда берется град»,
«Почему снежинки все разные?», «Почему идет дождь?»
Рассказ Н. Д. Нуждина «Дождь», «Град», «Облака».
Сказка Л. Тарасенко «Путешествие капельки»
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Просмотр мультфильма «Капелька»
Беседа по содержанию мультфильма.
Выступление Колбаева Вовы и Славы Ромашенкова.
Предложить Смирновой Даше подготовить рассказ про радугу по сказке Е. Ульевой «Откуда берется радуга?»
Предложить подготовить рассказ Нечетову Максиму по сказке Е. Ульевой «Кто в живет на дне океана?»
ОО «Речевое развитие»
Речь с движением: «Облака» Е. Алябьева
Упражнение на развитие мелкой моторики
«Такой разный дождик» Е. Алябьева
Театрализованная игра «Весна идет» Н. Мигунова
ОО «Физическое развитие»
Физкультминутка «Путешествие капельки»
Физкультминутка «Дождик, дождик веселей»
Подвижная игра «Ручеек»
Родители
Рекомендации для родителей: «Чистота – залог здоровья».
Среда
Дети
ОО «Познавательное развитие»
Проблемная ситуация: «Вода – наш друг» (Загадки Гномов Желе и Зеле)
Цель: дать представление о значении воды в жизни всего живого.
Дидактическая игра «Кто в воде живет»
Дидактическая игра «Кому нужна вода?»
Экспериментальная деятельность:
• «Вода имеет свойство впитываться»
• «Предметы могут держаться на воде»
• «Вода растворитель»
• «Вода-источник жизни (воздух в воде, микроорганизмы в аквариумной воде)
ОО «Социально – коммуникативное развитие»
Просмотр мультфильма «Смешарики. Пин-код «Вода и жизнь»
Беседа по содержанию мультфильма
Беседа о значении воды в соблюдении гигиены человека.
Выступление Нечетова Максима по сказке «Кто живет на дне океане?».
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
Продуктивная деятельность:
Конструирование из бумаги (Оригами): «Кораблики».
Чтение художественной литературы:
Сказка Н. А. Рыжовой «Жила-была река»
Беседа по содержанию сказки.
Сказка Е. Ульевой «Какие звери живут в море»
ОО «Физическое развитие»
Физкультминутка «Путешествие капельки»
Физкультминутка «Дождик, дождик веселей»
Подвижная игра «Ручеек»
ОО «Речевое развитие»»
Речь с движением: «Облака» Е. Алябьева
Упражнение на развитие мелкой моторики
«Такой разный дождик» Е. Алябьева
Театрализованная игра «Весна идет» Н. Мигунова
Родители
Консультация для родителей «Поговорим о воде»
Четверг
Дети
ОО «Познавательное развитие»
Проблемная ситуация : «Можно ли прогуляться по радуге» (Сомнения Гномика Фи)
ОО «Социально – коммуникативное развитие»
Мультфильм: «Радуга»
Мультфильм: «Почему бывает радуга?»
Беседа по содержанию мультфильма.
Выступление Смирновой Даши по сказке Е. Ульевой «Откуда берется радуга?»
ОО «Речевое развитие»
Речь с движением: «Радуга – дуга» Н. Нищева
Упражнение на развитие мелкой моторики «Апрельский дождь»
Речь с движением: «Облака» Е. Алябьева
Упражнение на развитие мелкой моторики
«Такой разный дождик» Е. Алябьева
Театрализованная игра «Весна идет» Н. Мигунова
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
Рисование сухой жесткой кистью «Радуга – дуга»
Чтение художественной литературы:
Сказка Е. Ульевой «Откуда берется радуга?»
ОО «Физическое развитие»
Физкультминутка «Путешествие капельки»
Физкультминутка «Дождик, дождик веселей»
Подвижная игра «Ручеек»
Родители
Привлечение родителей к оформлению уголка экспериментирования.
Консультация: «Питьевая вода и здоровье человека»
Пятница
Дети
ОО «Познавательное развитие»
Итоговая викторина «Загадки Радужных
Гномов»
Цель: закрепить и обобщить полученные
знания детей.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
Создание коллективной композиции «Берегите воду»
ОО «Социально – коммуникативное развитие»
Мультфильм: «Беги ручеек»
Беседа по содержанию мультфильма.
ОО «Речевое развитие»
Речь с движением: «Радуга – дуга» Н. Нищева
Упражнение на развитие мелкой моторики «Апрельский дождь»
Речь с движением: «Облака» Е. Алябьева
Упражнение на развитие мелкой моторики
«Такой разный дождик» Е. Алябьева
Театрализованная игра «Весна идет» Н. Мигунова
Физкультминутка «Путешествие капельки»
Физкультминутка «Дождик, дождик веселей»
Подвижная игра «Ручеек»
Физкультминутка «Путешествие капельки»
Физкультминутка «Дождик, дождик веселей»
Подвижная игра «Ручеек»
ОО «Физическое развитие»
Физкультминутка «Путешествие капельки»
Физкультминутка «Дождик, дождик веселей»
Подвижная игра «Ручеек»
III этап - заключительный
Дети
Закрепить представления детей о воде, как источнике жизни, о круговороте воды в природе. Итоговое мероприятие: «Загадки от Гномика Кохле».
Выставка творческих работ.