Неволина Наталья
Конспект занятия по окружающему миру детей 7 лет «Моя чудесная планета»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Задачи:
познакомить с понятиями: проложить маршрут, карта мира, материки, глобус;
закрепить понятия: географические объекты, карта, а также навыки чтения изображений, чтения карт;
развивать уважительное отношение к своей культуре и культурам других народов.
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру детей 7 лет „Моя чудесная планета“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Планируемый результат : имеет представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; у ребенка развита речь; отвечает на вопросы педагога; выполняет различные игровые задания.
Возраст детей : 7-й год жизни.
Материалы и оборудование: воздушный шарик (не надутый, запасной надутый шарик, бутылка пластиковая пустая, сода (4 чайные ложки, уксус (200 г., детская карта мира, клей, макеты материков, фломастеры, проектор.
Ход занятия.
1 этап. Организационный момент (3 мин.)
- Собрались ребята в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Доброе утро, ребята! Я рада всех вас видеть.
2 этап Мотивация
(Вводная интерактивная беседа)
Ребята, карта - наш путеводитель! Она зовет нас в путешествие. (Воспитатель показывает карточку к занятию "Детская карта мира") Перед нами - карта нашей планеты. На ней мы видим, что у нас есть 4 океана (показать и пересчитать, 6 больших участков земли, которые называются материки (показать и пересчитать). Если остров - это небольшой участок суши, окруженный со всех сторон водой, то материк - это огромный участок суши, тоже окруженный океанами и морями. На этих материках находятся страны, в странах есть города, леса, моря, реки, озера, пустыни, всевозможные удивительные животные, растения и много-много другого интересного и потрясающего. В океанах живет множество разнообразных рыб. По океанам плавают корабли и лайнеры, в небе летают самолеты, по материкам ездят машины. Кто готов прямо сейчас отправиться в удивительное большое путешествие по нашей планете?
3 этап. Актуализация проблемы
Воспитатель читает стихи А. Усачева "Материки" и показывает их на карте:
На свете много островов, так много, что не счесть.
А вот больших материков мы насчитаем шесть:
Африка, Америка (Северная и Южная,
Австралия, Евразия и Антарктида (Вьюжная).
Воспитатель читает стихи А. Усачева "Океаны" и показывает их на карте:
На нашей Земле океанов четыре:
Индийский - самый соленый в мире.
Океан Атлантический славен сельдями.
Ледовитый все время спит подо льдами.
А Тихий, конечно же, вовсе не тихий.
А бурный, глубокий и самый великий!
4 этап. Совместная деятельность (Основная часть) : 17 мин.
Ребята, мы решили отправиться в путешествие вокруг нашей планеты. А какой формы наша планета? В форме шара. Чтобы лучше представить себе всю Землю, создадим макет планеты с помощью настоящего научного опыта!
Проект "Надуваем шарик содой и уксусом"
Цель проекта: развитие познавательной мотивации.
Материалы: бутылка пластиковая, воздушный шарик, пищевая сода, уксус.
Порядок выполнения: (насыпать немного соды в шарик (3-4 чайных ложки). Для удобства можно использовать воронку или обычную ложку. Чтобы шарик надулся быстрее, перед опытом один раз лучше надуть его самостоятельно ртом, а затем сдуть, чтобы растянуть материал.
- в бутылку залить небольшое количество уксуса и осторожно надеть шарик на горлышко бутылки, чтобы сода не просыпалась в бутылку. Приподнять шарик так, чтобы сода высыпалась в бутылку. Уксус начнет булькать и пениться - это выделяется углекислый газ, который надует наш шарик. Необходимо придерживать шарик, чтобы он не улетел.)
Объяснение. Все, что нас окружает, состоит из молекул. Очень часто разные виды молекул взаимодействуют друг с другом, формируя новые молекулы. В нашем опыте происходит взаимодействие соды и уксуса. Уксусная кислота вступает в реакцию с содой и в результате мы получаем новые вещества: воду, соль и углекислый газ. Углекислый газ покидает жидкую смесь, расширяется внутри бутылки и шарика и надувает шарик.
Практическая работа. Ребята, теперь превратим наш шарик в макет планеты Земля - уменьшенную ее копию или изображение в масштабе. Такая копия планеты Земля называется глобус. Проведем маркером экватор - условную линию, проходящую посередине нашей планеты, для того чтобы путешественникам было удобно определять свое местонахождение. Далее наклеиваем макеты материков на шарик в соответствии с картой мира. У нас получился макет нашей планеты! (Дошкольники при помощи воспитателя размещают вырезанные материки на шарике.)
Ребята, как выглядит наша планета, где расположены материки и океаны, мы уже представляем. Теперь наша задача - проложить маршрут кругосветного путешествия, то есть вокруг всей Земли! Давайте посмотрим на карту мира (карточка). Мы живем в самой большой и прекрасной стране Россия. Она находиться на самом большом материке - Евразия. Отсюда мы и отправимся в путешествие! Фломастером на карте мира проложим наш маршрут: Евразия - Северная Америка - Южная Америка - Африка - Австралия. (Воспитатель фломастером рисует кривую линию - маршрут кругосветного путешествия в соответствии с тем, о чем рассказывает детям.) После Австралии мы отправимся домой. Мы не посетим Антарктиду, так как там очень холодно. Итак, начнем!
Наш путь лежит из Евразии в Северную Америку. Где она находится? Слева от Евразии. Чтобы попасть из Евразии в Северную Америку, нам нужно пересечь Атлантический океан. Как это можно сделать? На корабле, на самолете. Давайте полетим туда на самолете.
Смена вида деятельности. Дети вслед за воспитателем делают круг вокруг стола, изображая полет на самолете - руки разведены в стороны, дети гудят, как двигатель самолета. (Мультзарядка «Самолет» Чударики)
Ребята, мы в Северной Америке. Когда вы приходите в гости, что нужно сделать прежде всего? Поздороваться! Разные люди в разных странах здороваются по-разному. Давайте и мы проявим уважение к людям, живущим в Северной Америке, и поздороваемся так, как у них принято! Жители Америки, которые раньше всех поселились на этом континенте, индейцы, здоровались примерно так: они поднимали правую руку и говорили "Хау", давайте и мы поздороваемся, как настоящие индейцы (все поднимают правую руку и говорят "Хау"). Северная Америка - это замечательный материк, где много уникальных красивейших мест, есть реки и водопады, живут удивительные животные. Здесь находятся большие страны и живут интересные люди.
Ребята, посмотрим на наш маршрут на карте! Далее нас ждет Южная Америка! Где она находится? Ниже Северной Америки. Отправимся туда на пароходе.
Смена вида деятельности. Дети вслед за воспитателем делают круг вокруг стола, изображая движения колес и гудки.
Мы прибыли в Южную, или Латинскую Америку. Здесь при встрече говорят "Буэнос диас!" и хлопают друг друга по плечам. Поздороваемся, как настоящие латиноамериканцы. Люди, которые здесь живут, - веселые, любят танцевать, любят праздники и красочные карнавалы! Станцуем и мы. (Воспитатель включает музыку и дети танцуют 1-2 минуты).
Ребята, куда дальше лежит наш путь? Посмотрим на карте. Нам нужно в Африку - потрясающий материк, удивительная история, замечательные люди! Как мы отправимся туда? Выберите сами: на корабле или на самолете?
Дети вслед за воспитателем делают круг вокруг стола, изображая самолет или пароход.
Ребята, поздравляю, мы в Африке! В некоторых африканских странах подносят правую руку к своему лбу (показывает, потом к губам, а затем - к груди. Это означает "Я, думая о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя". Скажем это друг другу так, как у них принято. Бескрайние пустыни, удивительные животные, невероятные чудеса света - пирамиды, сфинксы и многое другое! Жаль так быстро покидать Африку, но карта нас зовет! Посмотрим на карту, куда лежит наш путь? В Австралию! Летим на самолете.
Дети вслед за воспитателем делают круг вокруг стола, изображая самолет.
Ребята, приветствую вас на континенте Австралия! Родина кенгуру и других уникальных животных! Удивительный континент, на котором находится одна большая страна - Австралия. Настоящие коренные жители Австралии (аборигены) традиционно приветствовали друг друга танцем. Современные же австралийцы говорят друг другу "Гдей". Австралийцы - очень дружелюбные люди, при приветствии всегда улыбаются и здороваются с незнакомыми людьми. Поздороваемся как настоящие австралийцы (включаем музыку и танцуют 1-2 минуты и говорят "Гдей").
Ребята, наша карта говорит, что теперь нам надо двигаться в Евразию, к нашему дому! Полетим домой на самолете!
Дети вслед за воспитателем делают круг вокруг стола, изображая самолет.
Ну вот мы и дома. Евразия - самый большой в мире континент. На нем находятся много замечательных стран, но самая большая страна - Россия. Наша Родина очень гостеприимная, с громадными культурными традициями! В России с древнейших времен при встрече прикладывали правую руку к сердцу и одновременно делали поклон, затем спрашивали о здоровье и желали здравствовать. Поздороваемся, как принято в России.
Заключительная часть.
Ребята, наше путешествие подошло к концу! Мы знаем, что на всех континентах живут люди. У них разные языки, разные традиции. И это замечательно и невероятно интересно! Мы должны любить свою культуру и уважать культуры других народов!
5 этап. Рефлексивно-оценочный. Ребята, что такое глобус? (Уменьшенная копия планеты.) Сколько материков на нашей планете? (6). Сколько океанов? (4). Как называется материк, на котором находится наша самая большая в мире страна? (Евразия).
А теперь я вам предлагаю создать материки настроения.
Image